Открываем Грина – 25

Александр Грин - коллаж Взгляд назад

«До конца дней своих я хотел бы
бродить по светлым странам
моего воображения»

А.С. Грин.

Сегодня мы с вами, уважаемые читатели, открываем последнюю страницу моего эссе, посвященного Александру Степановичу Грину. Конечно мне, как и вам, не хочется расставаться с этим удивительным человеком, в котором одновременно уживались две натуры: образ угрюмого и мрачного представителя существовавшего строя и мечтателя с сердцем наполненным, как алые паруса, солнцем, теплом, светом, мечтой, верой. Его жена Нина Николаевна Миронова-Граневская-Калицкая пишет: «Я не в силах представить читателям Александра Степановича в едином, выпуклом образе. Для этого у меня не хватает изобразительных средств; надо быть крупным художником, чтобы нарисовать противоречивый и крайне сложный облик А.С.Грина. Но странно, что и сам Александр Степанович не смог или не захотел изобразить себя целиком в каком-либо из своих произведений». Иногда Грин изображает себя в одном и том же произведении в лице двух или даже трех героев, например, в «Золотой цепи».

Открываем Грина - 25

Гете говорил: «Кто хочет понять поэта, тот должен отправиться в страну поэта», что мы и сделали. И вот сегодня ещё раз напоминаем о том, что Александр Степанович Грин проработал в русской литературе четверть века. Он оставил после себя романы, повести, несколько сотен рассказов, стихи, басни, юморески. Грин предлагал современникам ответы на вопросы, поставленные временем, и ответы его оказались шире только его времени. Всё его творчество, обращенное к Человеку и его духовной сущности, живет и сейчас, не тускнея от времени. Между тем в Грине важно понять истоки образования его характера. «Автобиографическая повесть» убедительно показывает отправные точки, изломанные пути и изломанные обстоятельства, создавшие индивидуальность по имени Грин. Все прошлое Грина, полное тяжелых испытаний – моральных и физических, – даже у очень выносливого человека могло бы воспитать одно только отвращение.

Открываем Грина - 25

Для этого достаточно познакомиться с ответами отца Грина – Степана Евсеевича на вопросы вятских жандармов в связи с арестом сына в 1903 году в Севастополе. «На предъявленных мне…  двух фотографических карточках я признал одно и то же лицо – сына моего Александра… Сын Александр родился в 1881 году (в действительности в 1880 году, –  Н.Ш.). За всё время проживания сына… Александра в моем доме я утверждаю, что он не привлекался ни к каким политическим делам. К сему показанию я должен добавить: Александра я считаю человеком психически ненормальным; как на примеры ненормальности указываю следующие факты: 1. Не однажды Александр без всякого  повода и один на один вдруг захохочет; 2. Иногда встанет и начнет целовать косяки; 3.Без  всякого повода раздражался, готов был драться со мной и в особенности с мачехой. С детства у него была мания к стихотворству. Будучи 10-летним реалистом, он написал пасквильное стихотворение на всех преподавателей. Это обстоятельство и послужило главным поводом к исключению его из  реального училища. Такая ненормальность умственных способностей  у Александра, по моему мнению, явилась наследственностью;  отец мой был иппохондрик, два брата отца, мне дяди, были умственно помешаны, но находились ли они в домах умалишенных – сказать не могу. Я должен  сказать, что моя настоящая жена, мачеха Александра, последнего  знает очень мало, так как с первых же дней он с нею ругался, и я его удалил  от себя».

Как видим, у Грина были  кое-какие основания изобразить отца слабохарактерным человеком. В «Повести» он сделал художественный образ из одних «оснований», ибо ему надо было показать – от чего уходит – убегает юный мечтатель. В действительности отец и сын с трудом понимали друг  друга. Вероятно, Степан Евсеевич был действительно глубоко порядочным, хорошим семьянином и отцом, но отношения отца и сына всегда были сложными. Герои Грина освобождены от целого ряда пут и обязательств, накладываемых обществом, но они живут в мире, где идет непримиримая война добра со  злом. В сущности, вся современность, наполненная тревогой, ожиданием, внутренней и внешней борьбой, перенесена в Гринландию. Вот уж кого не назовешь добреньким утешителем. Он  один из самых озабоченных человеческими бедами писателей. Его книги по большей части  грустны и тревожны. Пронзительно чистые, они не  лелеют, не успокаивают – они волнуют нас своей недостижимостью высокой нравственной  красоты.

Открываем Грина - 25

«Знаю, что мое настоящее будет всегда звучать в сердцах людей», – говорил Грин. Его предвидение сбылось. Он один из самых любимых писателей нашей молодежи. Праздничные, тревожные, непримиримые  к фальши его книги полны огромной  трогательно-строгой любви к людям. Грин – наш современник, друг, наставник, добрый советчик. Один большой  французский писатель как-то мудро пошутил: всякий человек, сказал он, это, в сущности, три личности: то, что о нем думают другие, то, что он сам о себе думает, и то, что он есть в действительности. «Кто вы, – спрашивала Грина она из читательниц, может быть, вы волшебник?» Это ещё одно подтверждение того, что читатели вольно или невольно отождествляют писателя с героями его книг. И в этом есть своя правда. В одной из бесед Александр Степанович сказал: «У каждого человека есть нечто свое, совершенно своеобразное. Для организованной  жизни и совместной работы это  «нечто» нужно сперва поймать у самого себя, потом у окружающих и затем – все это суметь сочетать…»

В автобиографии Александра Степановича много крутых поворотов, потому биографы, писатели, исследователи его литературного наследства, порой прописывают действия героев  произведений  Грина как эпизоды из жизни самого  автора, как это произошло с рассказом «Сто верст по реке»,  впервые изданном в 1916 году, то есть после архангельской ссылки. Наверное,  поэтому многие читатели, в том числе и я, прописали, что Александр Степанович и Вера Павловна добирались до  таежной загадочной Пинеги после  крушения парохода  на лодке. В воспоминания В.П.Калицкойчитае…выехали Из Архангельска на паре  низкорослых лошадей. (Низкорослые выносливые  лошади мезенской  породы, – Н.Ш.): «Большая дорога из Архангельска в Пинегу зимой  так узка, что разъехаться на ней трудно. Стоит тридцатиградусный  мороз». Значит, сперва были лошади, а пароходы потом – летом, когда удавалось вырваться в Архангельск.

И ещё одно уточнение по поводу мемориальной доски на Центре культуры и досуга в городе Мураши, на которой  указано, что Грин проживал в Мурашах в 1914-1915  года. Вот что пишет сам  Александр Степанович: «По возвращении из Одессы я прожил дома до июля 1898 года. За это время я всячески пытался найти занятие: служил писцом в одной из местных канцелярий, переписывал роли (для театра), некоторое время посещал железнодорожные курсы, был банщиком на станции Мураши (шестьдесят верст от Вятки), переписывал, по заказу отца, ведомости годового отчета земства…». Это подтверждает и такой факт из биографии писателя. Поселившись в 1930-м году в Старом Крыму, Грины вряд ли думали о том, что их супружеская чета приковала внимание многих известных жителей. Знакомств приезжие почти не заводили, дружбы обывателей не искали и не предлагали своей. Только несколько соседей относились к этой семье с искренней добротой и участием. Вопреки воспоминаниям жены Грина Нины Николаевны об их бедности, у них была возможность нанять прислугу.

В 2004 году пенсионерка Мария Константиновна Бойко-Гончаренко, бывшая учительница начальных классов, вспоминала так: «Мой отец, Константин Ипатьевич Бойко, был священником, а в миру – разнорабочим. Не знаю, где и как он познакомился с Александром Степановичем, но только Грины попросили его помогать им в саду и по дому. Папа обрезал розы, приносил воду, рубил дрова, кипятил самовар. Он бывал у них ежедневно и каждый раз брал меня с собой. Мне было семь лет тогда, и я все отлично помню. Пока папа занят работой, Александр Степанович звал меня к себе и мы раскачивались на его качалке вместе». Грин привязался к Маше Бойко – Мураше – так он называл свою маленькую подругу. Вот и пролегла тропинка памяти от станции Мураши – Мураше – маленький муравей.

Алексей Николаевич Варламов
На снимке: лауреат 2018 года премии имени Александра Грина московский писатель и публицист Алексей Николаевич Варламов.

Став взрослым, Грин заслонялся от жуткой действительности царского режима светлыми видениями и мечтой о том времени, когда будут жить одни только честные, трудолюбивые, добрые и светлые духом люди Он всегда повторял: «Запрещать мечту – это значит не верить в счастье, а не верить в счастье – значит не жить». Таким он был, таким он жил, таким он остался в нашей памяти. И мы, его соотечественники, храним память о писателе-фантазере, писателе-мечтателе, писателе-романтике. В Кирове, Слободском, Феодосии, Старом Крыму открыты музеи Грина. По инициативе Союза писателей России, администраций города Кирова и Слободского учреждена Всероссийская литературная премия имени Александра Грина. В 2006 году в число учредителей вошло правительство Кировской области. Церемония награждения победителей проходит 23 августа, в день рождения А.С.Грина, в Кировской областной библиотеке для детей и юношества им. А.С.Грина. Лауреат получает медаль с изображением А.С.Грина, Почетный диплом и денежный приз, эквивалентный 1000 долларов США.

Открываем Грина - 25
На снимке: Голицинская беседка в Архангельске.

В 1985 году одна из малых планет была названа Гриневией. Его имеем назван речной пассажирский  теплоход, совершающий круизы из Санкт-Петербурга в Москву Мемориальные доски и памятники писателю установлены в десятках городов, регулярно проходя Гриневские чтения, научные  конференции, литературные вечера. Осужденные исправительной колонии №14 УФСИН Росси по Архангельской  области (г.Вельск) изготовили по старинным чертежам и снимках Голицинскую беседку, из которой Александр Степанович любовался просторами Северной Двины, кораблями и парусниками. В 2020 году эта беседка встала на прежнее место в Петровском парке города Архангельска. Не здесь ли, как отмечают некоторые читатели, родился замысел будущих «Алых парусов»? Герои Грина освешали фон и делали тем самым  фон цветным и невероятным. Его рассказы по существу переиначивали старый жанр и существовали для другой цели: это были рассказы о том, как  должен существовать верящий в себя и не признающий бытовых рамок хороший  человек. Грин всю жизнь накапливал чудесный дар любви к добру и красоте. Все  это было поистине чудо.

Открываем Грина - 25
На снимке: в залах Слободского музея, посвященных Александру Грину.

Я начал свое эссе с родины Александра Грина – города Слободского Кировской области и завершаю его здесь же, в Слободском музее романтики Александра Грина. Он открыт 8 мая 2010 года. Слободские музейщики выиграли грант Президента Российской  Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства в размере 180 тысяч рублей. К сожалению, в фондах музея нет личных вещей Александра Степановича, однако в первом же зале ведется рассказ о рождении будущего  писателя и представлена копия записи в метрической книге, где зафиксирован факт крещения Саши в Никольском соборе. Здесь же размещены фотографии родителей  писателя, виды старинного Слободского. Удачей музея стало приобретение обширной коллекции книг А.Грина разных лет издания, в том числе и прижизненных, у краеведа О.В. Рогожникова. При музее есть кинозал, где посетители могут познакомиться с фильмами, снятыми по произведениям Александра Грина.

Открываем Грина - 25

В своих рассказах о творчестве Грина экскурсоводы Слободского музея напоминают: «В предисловии к книге «Алые паруса», вышедшей в 1944 году в «Военмориздате» в Библиотеке краснофлотца, Константин Паустовский  писал: «Сейчас, в дни войны, когда наша победа и будущее зависят от нашего мужества, от преданности Родине, от нашей культурности и силы, книги Грина, помогающие нам воспитывать в себе эти качества, являются по сути своей подлинными оборонными и боевыми книгами».

Мы учимся  у Грина мужеству  и любви. Посещения музея А.С.Грина в Слободском –  хорошая примета для влюбленных и тех, кто ждет счастья, для всех ценителей творчества писателя и тех, кто только открывает для себя этого «рыцаря мечты» Из моего повествования выпал целый пласт творчества Александра Степановича – его поэзия. В этом эссе я частично цитировал его стихи.  Правда, они в публикации даны в сокращении. А его поэтическое творчество заслуживает отдельного, обстоятельного  разговора.

Открываем Грина - 25

Поля родные! К вашей тишине,
К задумчиво сияющей луне
К туманам, медленным в извилистых оврагах,
К наивной прелести в преданиях и сагах,
К румянцу щёк и блеску свежих глаз
Вернулся я; таким же вижу вас
Как ранее, и благодати гений
Хранит мой сон среди родных видений.

Открываем Грина – 1
Открываем Грина – 2
Открываем Грина – 3
Открываем Грина – 4
Открываем Грина – 5
Открываем Грина – 6
Открываем Грина – 7
Открываем Грина – 8
Открываем Грина – 9
Открываем Грина – 10
Открываем Грина – 11
Открываем Грина – 12
Открываем Грина – 13
Открываем Грина – 14
Открываем Грина – 15
Открываем Грина – 16
Открываем Грина – 17
Открываем Грина – 18
Открываем Грина – 19
Открываем Грина – 20
Открываем Грина – 21
Открываем Грина – 22
Открываем Грина – 23
Открываем Грина – 24

Николай Шкаредный.
Член  Международной ассоциации писателей.

Использованная литература:

В.П. Калицкая. Моя жизнь с Александром Грином:
воспоминания, писма. Феодосия, 2019 г.
А.В. Рева. Арховные документы (Семейная хроника Гриневских).
Из словаря Вятской родословной А. Грина.
Поправки к биографии писателя А.С.Грина.
Там же. В.А.Любимов. Семья Грина.
А.А.Прозоров. Город Вятка и его обыватели. Мемуары. Киров. 2010 г.
К.Г. Паустовский. Черное море. 1986 г.
А.Н.Варламов. «Александр Грин». Молодая гвардия. 2005 г.
Статьи М.МахнёвойВ.Волковой, А. Мнаковой, иерея Олега Круглова.

Добавить комментарий