История Альмежа. Новое возрождение посёлка

Вокзал поселок Альмеж Взгляд назад

Кто-то сказал, что железные дороги – это кровеносные сосуды государства. В опасные для страны периоды они становились военизированными, даже форма была у руководящего состава синего цвета, были звания. В годы войны и после нее министром железнодорожного транспорта был Каганович Л., который имел звание – Генерал тяги. Все дежурные по станциям исполняли свои обязанности только в форме с погонами, имели звания от лейтенанта и выше. Форма выдавалась и бригадирам-путейцам, и стрелочникам.

Аннок А.К.
Аннок А.К.

Этот человек начал работать стрелочником в 30-е годы, воевал, освобождая Прибалтику, по ранению вернулся домой и до пенсии работал стрелочником и всё в одной будке – от Латышского. Ещё запомнил двух стрелочников- женщин: Казакову Е. и Лучинину Е., которых я называл тётя Катя и тётя Фрося. У обеих мужья погибли на фронте, они тоже до войны работали на железной дроге. Видел их за работой – за чисткой стрелок, смазыванием их керосином. Порядок был военный.

В годы Великой Отечественной войны железнодорожники совершили много трудовых героических дел. С началом войны пришлось срочно достраивать железную дорогу Воркута – Котлас, и пошёл воркутинский уголь для оборонной промышленности. Срочно построили второй путь Пермь – Киров.

После войны пришло время модернизировать железные дороги. Это коснулось и Альмежского участка Печёрской, а потом Горьковской жд. Появились более грузоподъёмные вагоны – вместо 20-тонных платформ и крытых (теплушек) для перевозки грузов стали использовать 60-тонные, которые опирались на две тележки по 4 колеса. Для принятия таких грузоподъёмных составов пришлось заменять рельсы, удлинять станционные пути.

В Альмеже значительно удлинили станционные пути в сторону Латышского, за первый мостик – деревянный мост, который был любимым местом для прогулок молодёжи. Под этим мостом в 30- е годы, в годы войны и позднее проходила дикавилька, по которой лесопункт возил лес на складку возле вокзала, а последним «Консервлес» возил лес на быках.

Деревянные мосты заменяли бетонными трубами. Остались на участке Альмеж – Новый только старая труба на Альмеж-речке да железный мост через Еловицу. Другой деревянный мост, которым пользовались альмежане, был у хутора Калас. Под ним прогоняли коров. Да, у бывших мостов сняли щиты с надписью: «Закрой поддувало», – которые предупреждали кочегаров, чтобы на мосту не выпали горящие угли от топки паровоза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1951 года группа тружеников Печёрской железной дороги были награждены орденами Ленина за трудовые долголетние успехи. Среди них двое альмежан-путеобходчиков. Это Груздев Александр Степанович 1892 года рождения. Побывал он и на войне с фашистами, где получил ранение. Второй – Зубов Мирон Михайлович 1886 года рождения.

Груздев А.С.
Груздев А.С.
Зубов М.М.
Зубов М.М.

В 1953 году кавалером ордена Ленина стал ещё один альмежанин – Фалалеев Иван Дмитриевич 1883 года рождения.

Фалалеев ИД
Фалалеев И.Д.

1951 год – начало нового возрождения посёлка. Появилась новая лесозаготовительная организация от Московско – Донбасской железной дороги. Потом этот лесопункт получил наименование Пушманский мехлесопункт – по названию речки Пушмы, где были основные лесные запасы.

Трудно начиналось – пришлось строить железнодорожный тупик для будущего нижнего склада. Помню, строил его молодёжный отряд. Оставили память о себе привезённой мелодичной душевной песней «Черёмуха» («За окном черёмуха колышется»). Начали строить узкоколейную ж.д., строить жильё, бараки, а потом двухквартирные дома.

Вначале лес заготовляли за хутором Николаевым, где позднее был свинарник. Пробовали возить лес на автомашинах ЗИС – 150 по грунтовой дороге – корчёвке, которая проходила в деревню Горки. Это по нашим дорогам, пришлось целой бригаде рубить молодые деревца и укладывать в колеи. Кажется, одно лето так лес возили. Заготовляли выборочно лес у хуторов, укладывая в штабеля. Зимой вывозили. Некоторые штабеля так и остались гнить – малинник вырос. Рабочие мехлесопункта жили в деревне Кичуг, заготавливая лес, зимой на машинах вывозили. Там и невест некоторые нашли.

Постепенно по прорубленной просеке в сторону водокачки стали строить узкоколейку. Основная узкоколейка строилась капитально на земляной насыпи. От неё строились «усы» к делянке. Пока в делянке вырубали лес, бригада строила уже другой «ус» к следующей делянке. Возглавлял бригаду строителей узкоколейки и усов Поляков. Дом его и сейчас стоит у начала улицы Кирова, правда, пустой.

Узкоколейка
Узкоколейка

По ней ездили в начале паровозики, перевозя на платформах различный лесной сортимент. Рабочих возили в пассажирском вагоне, правда, вначале была платформа, обшитая досками, прозванная остряками «шаланда». Вскоре паровозы заменили мотовозами, стали лес возить на нижний склад хлыстами. В зимнее время лес возили и на автомашинах с прицепами. На нижнем складе лес грузили в вагоны паровыми кранами, позднее появились электрические.

Лес вначале заготовляли вручную, трелевали на лошадях к месту погрузки. Остались в памяти эти лошади – полутяжеловесы, пятнистые. По сравнению с вятской породой лошадей эти были крупные, лохматоногие. Пригодилась оставшаяся конюшня от бывшего Опаринского ЛТХ

Появились электропилы на заготовке и разделке леса. Постепенно техника вытесняла ручной труд, хотя профессия сучкорубов была ещё в 1957 году – сам работал в бригаде Васильева, обрубал сучки на спиленных деревьях. Однажды не доглядел с сучком, перерубил электрокабель. Помню, бригадир с «нежными» словами бежал искал обрыв. Бензопилы появились в начале 60- х  годов – «Дружба», «Урал». Лес уже трелевали – вывозили тракторами, которые вначале были газогенераторные, работали на берёзовых чурках, потом уже появились трактора, работающие на солярке.

Бригада
Бригада

Да, время стёрло память на лица – узнаю только нескольких одногодков. 

На болотистом участке, откуда и сейчас течёт один из истоков речки Восточный Альмеж, в начале 50- х годов  был построен пилоцех, и сейчас сохранились бывшие кучи опилок. Пилорама работала от локомобиля – это паровой двигатель, который работал на древесных отходах, опилках. Пар давил на поршни, которые крутили большое колесо, от него  с помощью широкого ремня вращательное движение передавалось на динамо – машину, а от неё электроэнергия передавалась на пилораму.

Где-то после 1954 года локомобиль уже был не нужен – электричество подавали от дизельных двигателей. В этот период альмежане активно строили индивидуальные дома, этот пилоцех обеспечивал их тёсом. В такое же время осветили вокзал и перрон,  и Альмеж засиял. Правда,  вначале свет подавали только до 24 часов, а в 6 утра включали. Позднее электролинию протянули через ж.д., и другая половина посёлка засияла. Как в песне пели: «Чтобы радость подружилась с мужиком, и у каждого звезда под потолком». Установили радиоузел, проводили радиофикацию домов мехлесопунета.

После строительства здания школы и клуба жизнь в посёлке закипела. В Альмеж понаехало людей из разных мест. Посёлок соединился со старым Альмежем – вырубили лес, понастроили и частных домов. В 1956 году на летних каникулах пришлось поработать на лесопилке. Работали мы, подростки, как и взрослые, по 8 часов, 6 дней в неделю. Забывали о Трудовом кодексе, но налог за бездетность с нас старались взять.

 Спасала справка из сельсовета, что ещё мал – женилка не выросла (так шутили взрослые). Ещё интереснее.  Девушка выходила замуж и до появления ребёнка платила налог за бездетность. Напрашивалось – надо было родить до замужества. Вот такие издержки провозглашённого социализма. Ещё интересный случай. В Альмеж в мехлесоппункт были высланы из Москвы молодые люди, которые не работали – тунеядцы, так они значились. Одного взрослого парня помню, помню, как из Москвы он привозил модные пластинки, которые проигрывали на радиоузле.

Основные объекты  мехлесопункта были построены в период работы директором Горева Ф. С. Ещё одна фотография – куда без женского труда на «лёгкой» работе.

Женщины
Женщины

Просуществовал лесопункт до конца 90-х. Сохранился ещё тупик, кое-что от нижнего склада. Мог мехлесопункт ещё бы работать – лесной фонд ещё был, но…  Узкоколейку на металлолом, долго ещё «металлисты» с помощью металлоискателей находили заброшенные металлические предметы и неплохо заработали.

В 1954 году альмежан взбудоражила новость – в Заре будут строить крупный химзавод. И началось. Построили на станции четвёртый путь, от которого в Зарю стали строить железнодорожную ветку. Начали строить и автомобильную дорогу-бетонку, но строительство её затянулось более чем на 10 лет. Ещё в 1964 году автотранспорт в Зарю ездил по лежневой дороге, которая начиналась от гаража Альмежского лесопункта, лесопункт её и построил.

В Заре была первоначально контора лесопункта. И только после 1964 года, а может, позднее, бетонная дорога в Зарю наконец заработала. Для строительства плотины, дороги, завода нужен был песок. Разработали карьер возле альмежского кладбища, большой был карьер. Остановило разработку – подошли к могилам, даже экскаватором одну вскрыли. Это участок эстонского кладбища. Второй большой карьер разработали за логом – ручьём. И сейчас видны творения человека.

С появлением дороги на Зарю, альмежане забыли про поселковое кладбище. Умерших увозили по новой дороге и хоронили в Заре. А до альмежского кладбища было трудно добраться – 5 км только на тракторе. Это кладбище было основано в 1911 году. Первым «поселенцем» была Ольга Киви, хутор которой был напротив хутора Бабушкина – через речку. Место для захоронения прекрасное – высокий холм, песчаная земля. В верхней части холма сохранились захоронения эстонцев. Даже и сейчас сохранилось одно из надгробий.

надгробие
Надгробие

Ещё осталась пара железных крестов.  Ниже по склону располагаются захоронения русских, некоторые могилы «наступали» на поляну, где был хутор Линде Германа. Последнее захоронение на этом кладбище было в октябре 1990 года. На тракторе на санях увезли и похоронили Баранцеву А.И., которая пожелала быть погребённой на поляне, которую и её окрестности окашивала десятилетиями. Да и её мама, муж лежали здесь. И стала хозяйкой кладбища.

Иногда задумывался – почему депутаты Альмежского сельсовета не нашли место для нового кладбища рядом с посёлком? У большинства посёлков, деревень кладбища располагались рядом, что облегчает жителям посещение могил умерших не только по православным праздникам, а в Зарю надо ехать – иногда на чём? И многие не могут этого позволить, тем более свозить детей, внуков. Вот так и прерывается святая традиция – чтить умерших. Работая в школе, я ученикам внушал, что нужно ходить на кладбище, поклоняться умершим – близким. Потом приводить детей, внуков. Если не будешь чтить своих предков, и к тебе на могилу никто не придёт.

 Когда бываю в Альмеже, то посещаю кладбище. И вижу две могилы, которые не ухожены, кресты сгнили, упали. И это при живых сыновьях, которые живут рядом.  Вот так и забывается нить – от кого они пошли. Говорил им, но…

Юрий Холопов, продолжение следует.

Источник фото вокзала:  https://railway-archive.studio-petukh.ru/pictures/15/iz_vyadv/vyadv2007_35.jpg

Добавить комментарий

  1. Сергей

    С Чурсьей такая же история.Кладбище в деревне Ула,а УЖД нет.И до могил предков не доберешься при всем желании.Зато оптимизировали все быстро.А там трава не расти.У питерцев там никого нет.В голове одни доллары как в мультфильме про Скрудж Макдака.

  2. Владимир

    А при чём тут питерцы?? Грубишь ты ,однако батенька. Не хорошо это. А навестить предков всегда и хоть где можно ,было бы желание ,а если его по настоящему нет ,то … все претензии только к себе любимому.

  3. Сергей

    А при чём тут питерцы?
    Источник: https://coppoka.ru/istoriya-almezha-novoe-vozrozhdenie-
    Вова-ну не я же УЖД разобрал и леспромхоз развалил.А 40 км идти что то далековато.Или тоже с ними в доле?

  4. Евген

    В очередной раз, спасибо и низкий поклон Юрию Михайловичу. Читается на одном дыхании. Вспомнил прибаутку из детства: речка Еловица ни .. (чего) не ловится.
    Отдельное спасибо за фото вокзала, которое можно скачать!

  5. Владимир

    Ты почему Сергей так со старшими разговариваешь? Как был в школе троечником так им и остался. Уточни с кем я в доле?