Умирают деревни молча,
Без стона, без горестных слез.
Только ветер-гуляка молча
Обрывает сережки с берез.
Умирают деревни тихо,
Зарастают бурьяном дворы.
И не слышно веселого крика
Босоногой смешной детворы.
И стоят сиротливо избенки
В полушалках изношенных крыш,
Кособокие, как старушонки,
Сторожа безмятежную тишь.
И дымок из трубы не струится,
Не звенит об литовку брусок,
И поутру никто не стремится
Поскорей в близлежащий лесок.
Там не срежет никто с наслажденьем
Чудо – белый грибочек-грибок.
Ах, когда-то с таким наслажденьем
Собирали мы их в кузовок.
И не рожь на полях колосится,
Теплым золотом, радуя глаз,
Там пырей да крапива кустится,
Выставляя себя напоказ.
В 1862 году близ устья реки Мутница, на совершенно голое место, впоследствии обустроенное в деревню, названную Молебенской, приехали пять крестьянских семей: Матвеевы, Головкины, Клепиковы, Ренжины, Колотовы.
Потихоньку деревня увеличивалась. Дома строили по одной улице, так и осталась деревня в одну улицу протяженностью 1 километр.
При царе жили довольно зажиточно, был свой кирпичный завод, дегтекуренный завод (принадлежащий помещику Рудакову), маслобойня.
Деревня относилась к приходу Шабурской Христорождественской церкви.
По данным клировых ведомостей, на 1913 год в Молебенской работала Молебенская школа грамоты от Шабурской церковно-приходской школы.
С 1924 года деревня Молебенская находилась в составе Шабурского сельского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Он входил в состав Опаринского района Северо-Двинского округа.
С 1930 года – Северного края,
с 1937 года – Северной области,
с 1939 года – Архангельской области,
с 1941 года – Кировской области.
По данным переписи населения от 17 декабря 1926 года, на территории Шабурского сельсовета Опаринского района проживало 2868 человек; хозяйств было 576; населенных пунктов – 181, из них 17 – деревень: Андреевская, Бучнево, Моломский Выселок, Дуванская, Запольская, Кокоулинская, Лукинская, Мамошино, Механиковская, Молебенская, Омелинская, Слудка, Холоватка, Черемуховатская, Чупановская, Шабурская, одно село – Шабуры; три починка: Избновский, Кокоулинский, Стрельский; 160 хуторов.
В начале 30-х годов началась коллективизация. В 1931 году в Молебенской образован колхоз “Новый быт”. В это же время открылась начальная школа, учились все дети младшего школьного возраста, то есть с 1 по 4 класса включительно, учитель был один на всех, занимались все в одном классе. Последней учительницей была Мария Михайловна Злобина. Закрылась школа в 1967 году.
В 1936 году из состава Шабурского сельского Совета в Поникаровский был передан колхоз “Новый Быт” с хозцентром в д. Молебенская.
По данным Государственного архива по районам Кировской области на 1 января 1950 года в Поникаровский сельсовет входили деревни Березовка, Борки, Молебенская, хутор Пехтерева, починок Трубишник, деревня Фоминская.
1941 год. Началась Великая Отечественная война. Из небольшой деревни, в которой насчитывалось 50 дворов, ушли на фронт 60 мужчин и 5 женщин. Погибли 32 человека. Из семьи И.И. Клепикова ушли на фронт 5 сыновей и дочь. Ни один из сыновей не вернулся домой. Из семьи Г. П. Матвеева ушли 5 братьев, а сестра была послана на строительство оборонительных сооружений. Два сына не вернулись. Из семьи В.В. Колотова ушли на фронт 3 сына, вернулся с войны только один. Из семьи М. И. Матвеева ушли на фронт четыре сына и дочь, двое сыновей погибли. Из троих сыновей П.Е.Колотова вернулся один. Из семей П. А Матвеева, А.В.Ренжина ушли на фронт по три сына, вернулось по одному. Из семьи С.А.Матвеева ушли 2 брата и сестра, вернулись сестра и брат. И так во многих семьях.
Среди участвовавших в той войне молебенцев были авиаторы, пехотинцы, артиллеристы, танкисты, связисты, моряки, партизаны и солдаты других родов войск.
Оставшиеся жители трудились, не жалея себя, для Победы. Производили большое количество зерна, молока, мяса, заготовляли лес. Вечерами вязали носки, варежки и отправляли на фронт.
После окончания войны, по причине уменьшения рабочего населения, стали объединять колхозы. «Новый быт» (д. Молебенская, после войны председателем был Иван Григорьевич Матвеев), «Энгельс» (д.Борки), «Север» (Трубишник)», «Победа» (Поникаровка) объединились в один колхоз «Энгельс». Председателем стал Колотов Тимофей Петрович. Так работали до 1959 года.
В 1959 году все колхозы объединились в одно большое хозяйство – колхоз «Красный Октябрь». Председателем был Виталий Иванович Шиханов.
В 1965 году из-за большого расстояния между населенными пунктами и отсутствия дорог колхоз разделился на два: «Родина» и «Красный Октябрь». Молебенская осталась в «Красном Октябре», называлась бригада №3, с 1979 года бригадиром работал Николай Иванович Матвеев.
В начале 60-х годов был выкопан большой пруд для водопоя животных летом и снабжения водой в зимнее время. Использовался он и для купания и отдыха населения. Пруд был выкопан в красивом месте, с одной стороны лес, с другой – поля, и на пригорочке деревня.
Постепенно колхозы стали работать лучше. Всех овец и свиней перевезли в Молебенскую. Вокруг деревни были обрабатываемые поля, сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, лен – до 70 годов. Угодья под заготовку сена были по хуторам, берегам рек. Были свои лошади. Коровы и телята были в каждой бригаде. Колхозникам в уборке урожая помогали шефы: Волмангский, а позднее Октябрьский леспромхозы.
Лично я была знакома с шефами из Октябрьского ЛПХ, это были замечательные, трудолюбивые, веселые люди. Если стояла погода, работали с утра и до утра, а еще успевали огромными количествами собирать ягоды и грибы, ловить рыбу, заготовить сено для личного хозяйства и отвозили все это богатство на «Уралах» домой в Опарино. Директором Октябрьского ЛПХ в то время был Кравченко А. М., хочется сказать большое спасибо ему и его коллективу за оказанную помощь, за доброе отношение ко всем. Очень часто в деревне работали В.В.Бучнев. С.Н.Матвеев. С. Фадеев. С. Любаев, В.Касьянов, Ю.Золотницын, Н.Бушуев, В.Вохмянин, Ю. Гордеев, Г. Галанов, и многие другие.
В 70-х годах в Молебенской открылся медпункт. Был свой деревенский клуб. библиотека, ясли, сельпо, был овин, гумно для первичной обработки льна, кузница, машинная станция, водяная мельница. Когда размыло плотину, поставили механическую, затем поставили электропривод… В общем, было все, что нужно для полноценной жизни.
А еще в Молебенской была (да и сейчас есть) всем известная достопримечательность: камень-валун (диаметром около 2 метров) – место для свиданий (сколько слез на нем было пролито!), плясок (сношены не одни лапти и ботиночки).
Татьяна Шипицына (Матвеева), продолжение следует.
Если кто-то может что-то добавить по истории Молебенской, напишите, принесите или отправьте в Опаринский краеведческий музей, или позвоните: 2-21-25, 89229153134.
Эл.почта – muzeioparino@mail.ru.
Интересно, откуда появились люди, фамилии которых названы в публикации. Связано ли это с указом 1861 года об отмене крепостного права или нет, мы уже никогда не узнаем. Во всяком случае первые переселенцы деревень всегда искали места, где есть угодья, земли и другие нужды для проживания. Мы также никогда не узнаем почему они выбрали это место. Оно , конечно не было голым, там был лес, возможно даже и не проходимый. Место это они выбрали в 3-х километрах от реки Волманги, в одном километре от речки Мутница (на левом берегу) и в 2-х километрах от речушки Молебница (по правому берегу её).
Я обмолвился об угодьях и думаю , что к месту можно вспомнить рассказ Галины Николаевны Суровцевой о том, что на некотором расстоянии от Нижней Волманги вниз по течению реки Моломы была построена деревня (о чем я никогда и не слышал). И вот из-за этих угодий, что были по берегам реки Моломы, возникли натянутые отношения между деревнями и было решено перенести эту деревню на другой берег реки почти напротив деревни Нижняя Волманга. Эта деревня получила название Поставленная Вновь. Иногда называли её Заречной.
В публикации упомянуто о загадочном названии Молебенская. Я как-то в одном из комментариев высказал версию о названии этой деревни. Повторю еще раз, так как, вероятно, не все читали, в т.ч, похоже, и Татьяна (возможно, и забыла). Итак, за нашей деревней Березовкой в 2-х километрах от неё проходила дорога. Она была оканавлена. Через речушки Березовку, Поникаровку и Вороновку были сделаны мосты. Эта дорога практически на использовалась и зарастала лесом. С ней пересекались другие три дороги. А ответвлялась она (если ехать от Молебенской) в Трех километрах от д. Березовка. Мы её называли Паломицкой. Почему-то ни разу не удосужился спросить о назначении этой дороги. И только несколько лет тому назад на одном из сайтов кто-то опубликовал сведения о своих родственниках и что эти родственники, проживающие в Верхней Волманге, были приписаны к Спасской церкви С. Верхомоломское. Я решил по карте проверить путь и расстояние от Верхней Волманги до Паломицы. Получилось порядка 40 километров. И ровно посредине этого пути обозначена речка Молебница. У меня невольно возникла догадка, что люди , следуя в церковь, на лошадях, подводах или пешком, останавливались на отдых. Было установлено обязательное причащение, и для этого надо вычитать определенное количество молитв. Вероятно, во время отдыха находился грамотей, которые эти молитвы и вычитывал. А отсюда и речка получила такое название. Деревня же получила более привлекательное название от этой речки. Хотя опять есть один парадокс, почему-то на карте стоит название Мутница. А при поиске написано так: деревня Мутница (Молебенская
И последнее, чем хотелось бы поделиться в связи с данной публикацией. Ходила такая легенда (не знаю, насколько это правдоподобно), что какая-то психически нездоровая женщина подожгла дом, а от него сгорела вся деревня. И якобы эту женщину мужики заживо бросили в огонь. И последнее. В устье речки Молебницы по левому берегу и по правому соответственно находились хутора Копосова и Графова. Оба они с детства и до конца жизни оставались друзьями, вместе ушли на фронт, прошли всю войну и вернулись и до самой пенсии проработали в колхозе
Осенью всегда там копали картофель с учащимися ОСШ. Прекрасное было время,тоже часто вспоминаю.
Большое спасибо, за рассказ. Замечательные комментарии. На второй фотографии “Жители Молебенской” женщина справа в клетчатой юбке и платке очень похожа на Топорову Прасковью Акимовну.
Здоровья всем! Меня интересует вопрос – а остался ли кто в деревне из тех фамилий, что первыми обосновались и создали деревню? Имею ввиду “…пять крестьянских семей: Матвеевы, Головкины, Клепиковы, Ренжины, Колотовы.” А особенно меня интересуют Ренжины и Колотовы.