Малая родина Елены Евгеньевны Волынской – село Шабуры Опаринского района. Заинтересовавшись историй этих мест, она начала собирать сведения. Искала материалы в архиве, разговаривала со старожилами. Результатом поисков стал материал, который она предложила нам.
Конечно, он не претендует на историческую точность, но очень интересен. Свои поиски Елена продолжает и обещает, что непременно последует продолжение. А чтобы данное исследование было более полным, она обращается за помощью к нашим читателям, кто так или иначе связан с Шабурами – возможно, у кого-то сохранились материалы по истории села, сведения о людях, которые когда-то жили там. Давайте воссоздавать нашу историю общими усилиями. Почтовый ящик «Сороки» ждет ваших писем!
Почему и когда появилось название Шабуры – пока неизвестно. В Пермском крае тоже есть Шабуры – так как в древности воевал эти земли персидский царь Шабур І, также существовал и татарин – разбойник Шабуре. По другой трактовке: «шабур» – верхняя теплая одежда.
Справка Опаринского муниципального архива свидетельствует, что село Шабуры и деревни Кузнецовская, Андреевская – три разных селения на одном угоре. Также выяснилось, что у многих место рождения в паспортах не Шабуры, а д. Кузнецовская либо Андреевская.
Живет в Опарино М. М. Русанова 1920 года рождения, родом из д. Кузнецовской. Она рассказала, что когда была еще ребенком, делились нынешние Шабуры воротами в “районе чайной” (ныне клуб) на село Шабуры (там были церковь, церковная школа, почта, магазин, дома попа, дьякона, избушка “просвирни”), и деревни Кузнецовскую и Андреевскую. Так же были ворота при выезде (у бывшей больницы) и третьи ворота на Русановской горе.
Из воспоминаний М. М. Русановой и ее сестры Н. М. Белобородовой (из п. Гостовское Шабалинского р-на).
Шабурская Христорождественская церковь была кирпичная и самая красивая в нашей волости – высокая, семиглавая. В солнечные дни купола отображали такой свет – аж глазам было больно смотреть. Под большим главным куполом была колокольня. Колокола – в два ряда, среди них один большой. Звонарем и сторожем церкви был Федот. По праздникам привлекались звонить и сельские мужики: Михаил Акимович Рупышев, Илларион Васильевич Русанов, Александр Кононович Русанов. Звон с переборами, с переливами был слышен на всю округу.
Фундамент – с метр, из белого кирпича, выше поставлена железная узорчатая кайма и покрашена в темно-зеленый цвет. Церковь со всех сторон была обнесена оградой. У ограды нечасто в ряд посажены акации – очень красиво. На входе двои ворота: в одни заходили, а в двустворчатые заезжали. В самой церкви иконостас весь искрился. Гробница высотой с метр 20 см, на вид как ящик из стекла, на углах обвита позолоченными кольцами. Внутри четыре ангела стоят на одном колене и поддерживают на одной полувытянутой руке гробницу Иисуса Христа, а другая рука на колене. Нина Михайловна с братом бегали на каждую службу и все смотрели на маленьких куколок (ангелов). Дома маленькая Нина с ревом просила маму попросить у батюшки одну куколку для нее. Мама говорила:”Нельзя просить, это не куклы, а ангелы”.
При входе в церковь, на паперти слева – вход на колокольню. Рядом с церковью направо – “мертвецкая”. Например, деревня Молебенское (такая же длинная, как Слудка) была в 20 км от Шабур. Привезут покойника к вечеру – до утра помещали в “мертвецкую”.
Рядом с церковью жил дьякон Аполос Голубев с семьей (в 70-е годы этот дом купила моя мама, где мы и прожили более 10 лет – Е.Волынская). Дочери Лида и Анна пели на клиросе, сын Александр был псаломщиком. Певчие привлекались также со стороны: пели четыре дочери купца Рудакова и сельские учительницы.
Рядом с домом Аполоса была почта, чуть дальше – дом батюшки Алексея и матушки Марии (детей у них не было). В церковной ограде, налево от входа, в небольшом домике жила монашка – прозвали ее “просвирней” (стряпала просфоры). Возле домика стол, длинные лавки. Прихожане из деревень здесь обедали, а она добрая была. Чай, каша, в постные дни щи из сушеной рыбы всегда на столе, за это ее уважали. Как поедут “подать” собирать по деревням (кто сколько сможет), сборщик для церкви, “просвирня” – для себя. Так дедушка Яков (Марии и Нины) говорил: “Приедут без меня, так сборщику поменьше, “четверик” зерна нагребите, а “просвирне” – побольше” (четверик – деревянная посуда в виде таза). Прихожан в праздники было много, и пешком шли, и из дальних деревень на лошадях приезжали.
В церковной ограде, на угоре, было кладбище – там хоронили интеллигенцию. Нина Михайловна помнит только четверых: князь Маракулин (так было написано на надгробии), его жена и сын (В. Я.Кокоулин слышал, что Маракулин был купцом – торговал берестой, корой, дичью паровой). У Маракулина в школе была “лавка” (во время войны в этом здании был детдом). Также в церковной ограде был похоронен сын помещика Рудакова из Заполья – Василий ( он умер молодым), женился и мало пожил. Отец посылал его торговать – тот пристрастился пить и заболел туберкулезом. Простых людей хоронили в ограде – дорого платили за место. В 1917 году у Нины и Марии умерла тетя (мамина сестра), так дедушка за место 2,5 пуда хлеба отдал. А в 1924 году не стало деда – убило “лесиной”, тоже похоронили к дочери в ограду (тогда уже не платили за место). У простых людей кресты были деревянные, и их немного. У интеллигенции – памятники белые, мраморные.
В церкви крестили, венчали, отпевали. Люди верили, знали и почитали великие праздники: Троицу, Землю-именинницу, Заговенье, Спасов, Богородский, Прокопьев дни, Успенье, Пасху, Масленицу. В Крещенье ходили на реку Молому все нарядные, женщины в шелковых полушалках.
За селом были церковные земли (назывались “крылошанские”(крылошане – прихожане – Е.Волынская). Обрабатывали их наемные “казаки” – русские работники (говорили “ушел в казаки”, как в “домовики”). Платили им по договоренности. Одно из “крылошанских” полей назвали “Емелиной шляпой” – когда-то там не было деревьев, и вид с реки был очень похож на шляпу. Уже после Великой Отечественной войны на “Емелиной шляпе” сделали кладбище. В Заполье жила Суворкина Александра Дорофеевна (06.05.1882г. – 23.03.1964 г.) – мама О. Я. Котельниковой. Незадолго до смерти наказала: “Первую на этом кладбище похороните меня, не кладите молодых первыми, чтоб не умирали”.
Когда точно закрыли церковь – неизвестно (где-то в 30-х годах). Стащили кресты, двумя тракторами целый день бились, не один трос порвали. Народу было много – кто молился, кто плакал. Крест упал «вниз головой» – на метр в землю ушел. Потом колокола стали стаскивать, погрузили на сани – куда-то увезли. Самый большой колокол довезли до лога под “Груниной” речкой – там еле вытянули на гору, и сани сломались. Долго он там лежал, куда потом исчез – никто не знает. Говорили, что серебряный был, и его хотели перелить на пушки.
В 1943 году в церкви решили сделать клуб. Только один раз прошел концерт – больше никто не пошел в “такой” клуб. В Шабурах во время войны был заготовительный пункт (контора “Заготзерно” была в Заполье). Все колхозы привозили зерно в село на склады, места не хватало, и зерно ссыпали в церковь. Позднее сделали из церкви мастерскую. В настоящее время на месте Христорождественской церкви большой курган. Рядом строится маленькая часовня.
На снимках: такой была Христорождественская церковь перед тем, как ее снесли: сестры Рупышевы (девичья фамилия).
Елена Волынская.
Продолжение следует…
Мельников – Печорский в одном из своих произведений(“В лесах” или “На горах” не помню точно) утверждает, Шабуры – это соседи. Запольем на левобережье Волги староверы называли дальнее поле.
Сестры Рупышевы, добрый день. Имеете ли вы какое-либо отношение к Анне Васильевне Рупышевой – моей учительнице В-Волмангской школы? Вышла замуж за Подволоцкого Василия Васильевича.
Михаил Алексеевич
vmakvarz@ya.ru
Спасибо за такую прекрасную и нужную статью. Ждем продолжения. Елене особая благодарность от земляков.
За такую прекрасную статью низкий вам поклон. Многое ,мы земляки этого не знаем , а как интересно , в то время жили наши дедушки бабушки, наши родители. Спасибо сестрам Рупышевым . А тебе Лена большое спасибо .
Спасибо за статью! Я сама интересуюсь историей своего села, многое что еще узнала! Жду информации, но больше я хочу увидеть церковь в полном представлении)
Может название и пошло от названия одежды – шабур?
Добрый день. В Мишкинском районе Курганской области есть село Масли, часть которого называется Шабуры. В это село переселились в конце18-нач.19 вв семьи с фамилией Шабурниковы, родословную которых я сейчас расписываю. Как и откуда пришли пока я не разобралась, но мне кажется что населенные места с наименованиями Шабуры, Шабурново, Шабурово можно связать с продвижением этих семей с русского севера (Архангельск и Вологда) на Урал и Сибирь. Известна ли хотя бы предположительно дата основания ваших Шабуров? Может быть она упоминается где-нибудь в ревизских сказках, переписных листах или других исторических документах.
Постараемся выяснить.
Моя бабушка, Анна Аполосовна Ушакова, Голубева в девичестве, упомянута в этой статье. Я знаю, что ее мама, моя прабабушка, жила в 30-х с бабушкой и дедушкой в Ленинграде, помогала с детьми, год смерти не вспомню, вроде до войны еще. А вот о судьбе прадеда, дьякона Аполоса Голубева, в семье не говорили никогда. Интересно было бы узнать.
Во-первых, хотел бы отметить,что круг читателей “Опаринской сороки” давно приобрел Всероссийский масштаб. Это радует. Во-вторых,складывается хорошая тенденция,когда читатели спустя годы вновь обращаются к старым публикациям. В данном случае отклик Ольги обращен к статье Елены Волынской “О селе Шабуры и его истории”, которая была опубликована 14 декабря 2012 года. Захотелось как-то помочь Ольге. Он пишет: “Моя прабабушка, Анна Аполосовна Ушакова, Голубева в девичестве, упомянута в этой статье… А вот о судьбе прадеда, дьякона Аполоса Голубева, в семье не говорили никогда”. К сожалению, должен Ольгу огорчить. Согласно Клировой ведомости Шабурской Христорождественской церкви за 1913 год есть послужной список, в котором прописан псаломщик-дьякон Аполос Александрович Голубев 52 лет, который служил в данной церкви с 1886 года. Но его жену (как пишет Ольга: её прабабушка Анна Аполосовна) звали Елизавета Александровна. Среди детей в этой семье, еще раз повторяю, на 1 января 1914 год, не было дочерей Лиды и Анны. В послужном списке показаны два сына: Александр 1887 г.р. и Евгений 1892 г.р.
Ш.Н.Н. Большое СПАСИБО за ответ! Жаль, что данных не нашли. Думаю, что найденный Вами Аполос Александрович Голубев, – другой человек, не тот, который упомянут в статье “О селе Шабуры и его истории”, а более “поздний”. Моя мама, дочь Анны Аполосовны, родилась в селе Шабуры в 1928 г., в тот момент бабушка гостила у родных. У бабушки Анны Аполосовны, 1905 г р. (родилась не в Шабурах), была старшая сестра Лидия Аполосовна. Все совпадает с описанным в статье (“дочери Лида и Анна пели на клиросе”). Была и третья, средняя по возрасту, сестра. Хотелось узнать об истории 30-х гг, – про снос церкви тракторами в статье написано, а вот что с прадедом Аполосом случилось, мы не знаем. Два поколения уже ушло, практически.
Доброе время суток! Пытаюсь выяснить историю своей семьи. При жизни Моя бабушка ,Попова Нина Сергеевна , мало говорила об этом, как я понимаю сейчас, боялась. Известно, что жизнь семьи связана с сёлами Шабуры, Шадрино. Прадед, Попов Сергей Евлампиевич, был священником. Умер в середине 30-х. Прабабушка, Вера Леонтьевна Попова ( в девичестве, кажется Жукова), судя по фото, далеко не из крестьянской семьи. Умерла вместе с младшим сыном от дифтерии?в конце 20- х. У них было 4 сына и одна дочь. Старший Вениамин пропал без вести во время ВОВ, Борис погиб под колёсами поезда, младший умер с матерью, средний Пётр дожил до старости в посёлке Латышский. Бабушка Попова Нина Сергеевна прошла все войну, жила потом и похоронена в Самаре. Простите, что много пишу! Но мне очень нужна хотя какая- то информация. Если что- нибудь знаете и помните, пожалуйста, напишите!
По просьбе Елены Волынской размещаем комментарий, адресованный Ольге, к статье “О селе Шабуры и его истории ” от 14 декабря 2012 г. “Сегодня в метрических книгах за 1897 г. нашла такую запись:18 декабря 1897 г. в семье псаломщика Шабурской Христорождественской церкви Аполлоса Александровича Голубева и его законной жены Елизаветы Александровны-родилась дочь Нина,покрестили ее 20 декабря 1897 г…”
Татьяна Тунгусова, большое спасибо! Да, у моей бабушки Анны Аполлосовны Голубевой были старшие сестры Лидия Аполлосовна и Нина Аполлосовна, – запись о ее рождении в 1897 году вы и нашли! Бабушка была 1905-го года рождения.А я нашла вот такую информацию. http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=9110
Ольге. Видимо, какая-то польза от нас все-таки есть!
Добрый вечер! Ищу своих родственников Громазиных, которые в середине 19в были переведены из Вятской губернии Даровской волости поч Балахнинского /Шабуры/ в Вологодскую губернию и что-то натолкнуло меня на мысль…, а не связаны ли между собой как-то эти названия? Переселенцы часто называли новые поселения так же.