Дорогами православия. Часть 23

Взгляд назад

Что говорить об областном центре, если мы сами у себя под носом в жилом микрорайоне Песчанка не смогли сохранить Памятную часовню, поставленную на месте прощания в 1539 году сподвижников преподобных Лонгина Коряжемского и Симона Сойгинского.

Подумать только: две эти даты отделяют 480 лет! И странное дело, если в Архангельске второй раз Святой Крест возвращают на место, то в Коряжме о сгоревшей часовне никто даже не вспоминает. Или другой пример из Котласского благочиния. Группа общественников в память о своих близких выступила с инициативой возрождения Спасской каменной церкви в деревне Козьмино в 12 километрах от Коряжмы. Объявили сбор средств, разработали проект восстановления храма на погосте. Но и сегодня уже никто не может сказать, почему Спасская церковь по-прежнему позабыта – позаброшена?! Можно приводить и другие подобные примеры, когда добрая инициатива гаснет как искра на ветру. Вот такие, порой совершенно дикие, контрасты встречаем мы на дорогах православия. Не зря говорят, что все познается в сравнении.

Дорогами православия. Часть 23
Поруганные святыни – срубленный в марте 2018 года Крест Архангельского подворья Артемиево-Веркольского монастыря
Дорогами православия. Часть 23
Такой была сгоревшая Лонгино-Симоновская часовня на Песчанке в Коряжме

В Таврическом невольно сравнил этот поселок с поселком Заря Опаринского района, который основан в те же годы. В 1954 году в Заре началось строительство Моломского лесохимического завода. Сюда, на ударную комсомольскую стройку, тоже ехали юноши и девушки по комсомольским путевкам. В Заре, где никогда не было храма, где, как говорят, на высоте и быт и культура, чего стоит только один вокально-инструментальный ансамбль «Гранатовый браслет» – победитель многих фестивалей и конкурсов, которым руководит Заслуженный работник культуры Юрий Забродин, у людей появилось желание освятить поселок часовней. Предприниматель Василий Витальевич Захаров воспринял эту инициативу, как личное дело.

Два года при содействии протоиерея Виктора Конева велись работы на этом народном объекте. Сейчас часовню в Заре опекает Евдокия Ивановна Стольникова. Настоятель Александро-Невского прихода Виктор Конев за годы службы в Опаринском районе окормлял еще один православный объект – строительство часовни в селе Шабуры, которая была освящена 21 июля 2012 года. Мне удалось проследить все этапы строительства этой часовни, которую возводил мастер Алексей Николаевич Кокоулин. Примечательно, что его добровольными помощниками были его сыновья – Владимир и Глеб. Он вязал углы здания-восьмерика «в лапу». Таким методом рубили в далекие времена все деревянные храмы. В Таврическом мы увидели интересную новинку в современном деревянном зодчестве.

Дорогами православия. Часть 23
Святая часовня в поселке лесохимиков Заря

– Норвежский замок с ветровым шипом сложнее для работы, зато надежнее, – продолжает свой рассказ Николай Васильевич Осенников. – Не все и не сразу стало получаться. Просто надо верить в себя, в свои руки, в свое дело. Начинать всегда трудно. На своей строительной площадке готовим лафет, там рубим здания по заказу. Вы удивились, почему на месте строительства часовни нет традиционных щепок, опилок и другого строительного мусора. Сруб часовни изготовлен там же. На этой площадке рождались мои объекты, которые разъехались по многим регионах России. Есть они в южной Адыгее, в северном Мурманске, в Белгороде., в Тульской, Калужской, Тверской областях и в Подмосковье, в Кирове и Сыктывкаре. Один в Санкт-Петербурге стоит на финской усадьбе, где скрывался В.И.Ленин перед Октябрьской революцией.

Строю деревянные дома, а сам живу с семьёй в квартире единственного в поселке трехэтажного кирпичного дома. Строительная площадка рядом и, как видите, часовня под окном. Постройки из лафета людям нравятся. Преимущество норвежского замка в том, что, если рубка в чашу делает выемку в нижнем бревне, то норвежский замок рубится в верхнем бревне, что исключает попадание в него влаги. Есть и другие секреты, которые позволяют нам говорить, что работа по норвежской технологии имеет большие перспективы в России. Лафет тоже имеет свои преимущества. Он практически не требует внутренней отделки, а если и появится желание что-то улучшить и приукрасить, пожалуйста. По ровной стене это можно сделать и быстрее и качественнее.

Дорогами православия. Часть 23
миром любое дело по плечу

К счастью, инициаторы, вызывающие в людских сердцах живительное брожение, и сегодня живут рядом с нами. В Таврическом мне рассказывали, что вопрос о создании православной общины и намерение построить в поселке часовню был поставлен настоятелем Благовещенского храма иереем Романом Зайцем, затем прихожане держали совет в то время с благочинным Северного округа, настоятелем Введенской Устьнедумской церкви иеромонахом Леонидом (Виктором Валерьевичем Коневым), с которым я хорошо знаком по его службе в Опаринском приходе с 2004 года. Знаю, что этот священнослужитель увлечен историей в широком её понимании: историей православия, историей архитектуры, историей тех мест, где довелось побывать и служить. Конев большой знаток русской литературы. Поэтому с первых дней службы в Устьнедумском храме поддержал идею директора Лузской районной библиотеки им. В.А.Меньшикова Надежды Васильевны Лычаковой об организации духовно-просветительского центра. Центр «Живое слово», в котором главным действующим лицом являлся иеромонах Леонид, плодотворно работал при Лузской районной библиотеке с 2014. Центр выпускал бюллетень «Живое слово». Участники восьмых краеведческих православных чтений «Устьнедумские встречи» в своих выступления отмечали ещё одну черту его характера – милосердие.

Дорогами православия. Часть 23
Деревянная церковь во имя благоверного князя Александра Невского построенная иереем Виктором Коневым в Опарино. К сожалению, жители райцентра не смогли уберечь её от пожара.

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 10
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 11
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 12
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 13
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 14
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 15
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 16
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 17
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 18
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 19
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 20
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 21
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 22

Продолжение следует.

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.

Добавить комментарий