Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 19

Дерево – самый древний строительный материал, подаренный нам природой, из него строили избы и храмы наши предки. Примечательно, что интерес к деревянному строительству возрастает год от года. На сегодня известно более 50 вариантов возведения срубов, каждый из которых имеет свою технологию и традиции. Самые значительные строения на Руси возводились из выстоянных бревен, заготовленных из деревьев, которым по несколько сотен лет. Именно из такого материала построена без единого гвоздя в 1716 году Никольская церковь Опаринского района. Единственным критерием размеров строения становились размеры бревна – его длина и толщина. В церкви этой удивляет слитность земной, богатырской силы и легкого, стремительно-неудержимого взлета. Именно в этом, пожалуй, разгадка притягательности её образа. И построена она не по установленным канонам, а по своему собственному разумению и ощущению красоты, основанных на вековых мудрых традициях. Не сыскать было на всем Русском Севре избы, как и погоста, одинаковых, повторяющих друг друга даже амбаров. И храмы рубились «как мера и красота скажет».

В срубе Никольской церкви толщина бревна составляет 60 сантиметров, в Таврическое – 28 сантиметров. Три столетия отделяют два этих святых объекта. В Таврическом все, как говорят, делается современными материалами. Никольская церковь в Нижнем Починке требует другого подхода. Её реставраторы тоже осовременили, лишив главы-луковицы деревянных лемехов. Все это, в том числе и металлическая кровля,
нарушают рисунок храма. А прежде первым слоем кровли служила береста. Самыми популярными считались хвойные породы дерева – сосна, ель, лиственница. Основное превосходство в возведении сруба имела сосна, благодаря своей мягкости и большому содержанию смолы. Сруб часовни в Таврическом тоже выполнен из сосны. При высыхании бревна смола служат связующим элементом между волокнами древесины и не растрескиваются. Чаще всего дерево заготавливали в зимний период, когда лес спал и сокодвижение дерева неактивно. В старину, прежде чем ударить топором по дереву, человек просил разрешения и даже прощения, разговаривая с ним, как с живым существом. Как это было в нашем случае, сказать не могу, так как основной объем леса для строительства часовни в Таврическом предоставило Лузское лесничество. За что прихожане благодарны директору Алексею Анатольевичу Елькину.

Дорогами православия.  Путевые заметки.  Часть  19

На снимке: три метода рубки деревянного здания – традиционные на Руси: в обло, в лапу и норвежский замок, который использован на строительстве часовни в Таврическом.

Пока мы ехали и писали, жизнь внесла свои определенные коррективы. Как сообщил 8 февраля 2018 года на круглом столе заместитель Председателя правительства Кировской области Максим Кочетков, в области будет принята концепция развития деревянного домостроения. На сегодняшний день порядка 25 организаций занимаются производством деревянных домов. Речь идет не только о малоэтажном строительстве, но и о многоэтажных зданиях. Деревянное домостроение, как отметил докладчик, имеет ряд преимуществ. Это в первую очередь экологичность и доступность используемых материалов, короткие сроки возведения жилья. Широкий ассортимент этого вида продукции востребован не только на региональном, но и на российском товарном рынке. Значительнее запасы лесосырьевых ресурсов в Кировской области создают возможность для увеличения объемов деревянного домостроения. Наиболее перспективным в массовом строительстве считается каркасное домостроение, являющееся одной из самых гибких систем деревянного строительства.

Дорогами православия.  Путевые заметки.  Часть  19

На снимке: пример каркасного здания, продемонстрированный на круглом столе 8 февраля 2018 года.

Кроме того, кировские предприятия имеют конкурентные преимущества, в числе которых – многолетний профессиональный опыт работников предприятий сферы деревянного домостроения, широкий ассортимент вырабатываемой продукции. Все это позволяет говорит о том, что в целом развитие в Кировской области деревянного домостроения – весьма актуальное и востребованное направление. Руководитель промышленного блока областного правительства сообщил журналистам, что развитие деревянного домостроения – государственная политика. Николай Васильевич Осенников в Таврическом своим талантом и своим трудом поддерживает эту политику. Максим Кочетков подчеркнул, что развитие деревянного жилищного строительства является безусловным приоритетом социально-экономической политики в Кировской области. Документ сформирован с учетом интересов всех участников: от местных производителей и общественности до научного сообщества и органов власти. Органом исполнительной власти Кировской области, осуществляющим координацию и мониторинг реализации мероприятий концепции, является министерство лесного хозяйства.

Дорогами православия.  Путевые заметки.  Часть  19

На снимке: один из примеров деревянного строительства, показанных на слайдах во время круглого стола.

Показанные выше фотопримеры свидетельствуют, что основное отличие между разными технологиями деревянной постройки состоит в форме его исполнения, в количестве стен в здании и способе крепления бревен. Сращивание бревен по длине и в старину не применялось, если требовалось увеличить помещение, то просто рядом ставилось несколько срубов. Отсюда ровное корабельное построение: зимняя – теплая изба, летняя – холодная, сени и т.д. По этому образцу были построены «корабельные» деревянные церкви: алтарь, помещение для службы, трапезная-притвор, паперть, в одной связи с колокольней. Углы обычно рубились либо «в обло» (в чашу), либо «в лапу» (в чистый угол), – но есть еще несколько способов, ну просто экзотических по названию «заоваленный гребень», «в курьдюк». Цель: крепость сооружения, теплоизоляция, красота, прочность и долговечность постройки. В верхнем бревне выбирается желоб, точно повторяющий конфигурацию всех выпуклостей нижнего бревна, и прокладывается мхом, льном или паклей. Сруб «в чашу» требовал особых навыков, но, в результате получалось идеальное крепление бревен по углам. Сруб «в лапу» являлся самым распространенным, поскольку хорошо сохранял тепло и не требовал кропотливой работы. Сруб «в режь» применялся только при строительстве сельскохозяйственных и дворовых построек, поскольку бревна в этом случае ложились неплотно, по два в ряд и часто не крепились между собой. Искусство деревянного зодчества во все времена было уважаемо на Руси. И сегодня оно, как говорят, в моде. Что подтверждает творческая работа Николая Васильевича Осенникова с лафетом, используя канадскую и норвежскую технологии рубки.

На снимке: окно в наше прошлое.

На снимке: окно в наше прошлое.

Мне посчастливилось несколько раз бывать в архангельском музее деревянного зодчества Малых Карелах на конкурсах именитых плотников России. В одном из них принимал участие Александр Попов, приехавший в Малые Карелы с реставрационных работ на Кенозере. Он коренной москвич. После школы окончил факультет прикладной математики Института электронного машиностроения, но понял, что математика не для него. Поступил на вечернее отделение архитектурного института. Защитив диплом, оставил Москву и уехал в Верхнюю Уфтюгу (Красноборский район Архангельской области), уехал на Север, взяв с собой лишь топор и рубанок, и приступил к восстановлению церкви Дмитрия Солунского. Свой поступок объяснил просто: «Очень в немногих из произведений деревянного зодчества главная тема северной народной архитектуры прозвучала с такой силой и выразительностью, как в церкви Дмитрия Солунского. Это храм-памятник, храм-башня. Не случайно она посвящена святому воину Дмитрию Солунскому – защитнику родной земли. Я теперь понимаю: это было настоящее вдохновение. И пришло оно неожиданно. Топоры мы случайно захватили, ехали не показывать, а рассказывать о деревянной архитектуре, о рубке «в лапу», «в обло», о слегах, повалах, лемехах, способах тески».

На снимке: церковь Дмитрия Солунского в Верхней Уфтюге.

На снимке: церковь Дмитрия Солунского в Верхней Уфтюге.

Путешественник и писатель Сергей Марков продолжил этот ряд: «А сколько открытий сделано в процессе работы! Именно открытий, хотя, конечно, во времена, когда думал плотник с топором, и говорили: «Дай крестьянину топор, и часы починит», или: «Жил я живал, на босу ногу топор надевал, топорищем подпоясывался». Все это забыли прочно, быть может, и навсегда, если бы не Александр. Взять теску XVIII века. В XVIII веке теска была не такой, как в XIX и тем более в XX веке. Старые мастера во время работы смотрели на плаху, то есть половину расколотого или распиленного вдоль бревна, или на доску, которую тешут, – сбоку, со стороны топора, а не сверху, что кажется более привычным. Не пользовались старые мастера пилой, она рвет дерево. И топор Попову пришлось изобретать. Вместе с кузнецом они перепробовали многие десятки разновидностей топоров и пришли наконец к чему-то определенному, выяснилось благодаря археологам, что такими именно, какой они выковали, и работали плотники два-три века назад и раньше. Отличается настоящий плотницкий топор от столярного, который продается в хозяйственном магазине, своей тяжестью, полукруглым лезвием, коротким «носком» и более длинной «пяткой», топорище не кривое, а прямое и длинное, в разрез е яйцеобразное, чтобы можно было чувствовать наклон.

Дорогами православия.  Путевые заметки.  Часть  19

На снимке: это и есть левитановский Плес на Волге.

Летом 2016 года познакомился с опытом рубки стен древней Плёсской крепости на Волге. Это оборонительное сооружение на Соборной горе Плёса (сейчас город Ивановской области) предположительно построено в XII веке. Крепость была сожжена татаро-монголами. В 1410 году построена новая расширенная крепость, которая к XVII веку сгнила. Сейчас мы видим только фрагменты рубки её стен. В заречной части Плеса на Петропавловской горе в 1561 году была построена часовня, которая сгорела в 1903. Это было любимое место работы и прогулок русского художника Исаака Левитана. С организацией туристического маршрута «Золотое кольцо» часовню было решено восстановить. Архитекторы Московского производственного управления «Союзреставрация» отыскали в селе Билюково Воскресенскую церковь, весьма схожую с любимой часовней Левитана. Было решено её разобрать и перевезти в Плес. Археологи обнаружили в Плесе на месте погибшей часовни слой горелой земли и крупный камень, служивший некогда частью фундамента шедевра народного творчества. Прежде, чем приступить к сборке, бригада плотников отправилась в Кострому, чтобы изучить секреты древних строителей. Так опыт минувших поколений дереводелателей, как в старину называли плотников, дожил до наших дней.

Дорогами православия.  Путевые заметки.  Часть  19

На снимке: фрагменты рубки и сборки старинной деревянной Плёсской крепости на Волге.

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 10
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 11
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 12
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 13
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 14
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 15
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 16
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 17
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 18

Читайте также:  Альмежане – защитники Родины

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.