Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 21

На снимке: Божественная литургия в обновленном храме. Взгляд назад

Продолжить работу на эту тему на месте не было времени. Ограничился тем, что услышал в Таврическом. Здесь мы узнали, что в Аксеновской идет восстановление каменного храма Иоанна Предтечи и что на восстановлении исторической церкви трудится бригада Николая Сергеевича Чернятьева из поселка Фабричный. Вот ведь как символично получилось: в Таврическом часовню строят, а жители соседнего поселка Фабричный участвуют в восстановлении каменного храма.

В 1852 году на месте разобранной деревянной церкви в Аникинском приходе по прошению прихожан начали возводить каменную церковь во имя Иоанна Предтечи. Двадцать лет сооружалось это грандиозное и величественное здание. 8 января 1870 года была освящена теплая церковь во имя святителя Николая Мирликийского. 11 ноября – престол в честь Иоанна Предтечи. 8 января 1873 года строительство церкви было завершено. Служба в Анакинском храме прекратилась 5 ноября 1937 года в связи с арестом священника Афиногена Павловича Образцова.

На снимке: Иоанно-Предтеченская церковь в Аксеновской.
На снимке: Иоанно-Предтеченская церковь в Аксеновской.

– Я приехал в Аксеновскую, – рассказывал мне коренной житель Коряжмы Виктор Николаевич Власихин, с которым я познакомился в годы нашей комсомольской юности по совместной работе. Виктор с 1973 по 1976 год возглавлял комитет комсомола крупнейшего в Европе Котласского целлюлозно-бумажного комбината. Он родился, учился и вырос в Лузе. По окончании школы поступил в Московский государственный университет леса на факультет электроники. В 1970 году успешно защитил диплом и был направлен на работу в Коряжму. И стал комсомолец Виктор Власихин инженером АСУТП комбината. Здесь приметили его природную смекалку, активную жизненную позицию, участие в общественной жизни коллектива и рекомендовали в секретари комитета ВЛКСМ Котласского ЦБК. В этот дни, когда Ленинский комсомол отмечал свое 100-летие, мы часто встречались с Виктором, участвовали в открытых комсомольских собраниях, торжественных вечерах, на встречах с волонтерами-добровольцами, студентами, учащимися школ города. И вот сейчас ведем разговор о церкви….

На снимке: статьи из лузсской районной газеты «Северная правда».
На снимке: статьи из лузсской районной газеты «Северная правда».

– Я приехал в Аксеновскую, – повторился Виктор, – привез четыре надгробья, чтобы установить на могилах дедушек и бабушек. Так уже ведется, что новому человеку в деревне всегда рады. Первым делом задают вопрос: не надо ли чем помочь? День выдался пасмурный, но от дождя воздержался. Пока я окапывал могилки, выравнивал холмики под размер привезенных надгробий, завязался разговор с местным жителем. Годами, как оказалось, – пенсионер, думами и делами – мужик при деле. Представился: Николай Всеволодович Мельчаков. Тут, как говорят, родился, тут и пригодился. Бессменный местный тракторист. Если, что потребуется, теперь знаешь к кому обратиться. За разговором дело спорится, работа идет быстро. Поставил последнее надгробие, посидел, отдохнул.

– А теперь пойдем знакомиться с храмом, – пригласил меня Николай Всеволодович. – Дивная была церковь, а теперь мусором да деревьями заросла.

На снимке: Божественная литургия в обновленном храме.
На снимке: Божественная литургия в обновленном храме.

Наша экскурсия с Мельчаковым по храму была недолгой.

– Стыдно было за тех, кто так обошелся со святым домом, стыдно было за себя, что вдали от маминого дома, а моя мать – Екатерина Александровна Елсакова – родилась и выросла в Аксеновской, у отцовского порога – отец мой – Николай Максимович Власихин – уроженец соседнего Папулово, я как-то за обыденными делами и городскими заботами забыл храм, в котором венчалась моя бабушка. Многое в эти минуты всплыло в моей памяти, – говорил Власихин. – Подумалось: церковь такая махина – что способны изменить в её облике две руки? Тогда и родилось идея собирать команду единомышленников. Переговорил с Мельчаковым. Николай Всеволодович высказался: за. «Ну, если ты за, – говорю я ему, – то начнем с малого. В первую очередь освободим крышу от кустарников и деревьев, уберем березы от храма, потому что во время дождей вода течет по стенам и разрушает кирпич, а снег при потайке ищет дыры в крыше. Так что, дорогой Николай Всеволодович, попрошу тебя вырубить длинные слежины для лестниц, чтобы можно было безопасно работать на крыше». Было это в 2013 году. В 2014 – мы взялись за топоры. Потом были массовые субботники, в которых участвовали не только жители ближайших деревень, но и из Лузы.

Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 21
На снимке: лузский писатель-краевед, один из организаторов восстановления храма в деревне Аксеновской Мария Вячеславовна Зимирева и её книга «Тихая моя родина Аникино».

И опять слово предоставляю писателю-краеведу, одному из организаторов восстановления церкви Иоанна Предтечи Марии Вячеславовне Зимиревой:

– Однажды раздался телефонный звонок, и незнакомый мужчина, представившись, предложил свою безвозмездную помощь храму – руки, опыт, время. Им оказался москвич, строитель по профессии Николай Дмитриевич Плюснин. Его дед – из деревни Аксеновской. За словом последовало дело: он приехал в начале июня и работал с утра до вечера. Другим бессеребренником и активным членом образовавшейся общины стал Виктор Николаевич Власихин из Коряжмы. Это он первым стал рубить березы вокруг храма, на его крыше, чтобы подготовить к ремонту. Много сил и энергии вложил в это святое дело Юрий Валентинович Осенников. Благодаря активной помощи прихожан и жителей района по сбору средств удалось нанять бригаду строителей для устройства глав и барабанов.

Три года напряженной работы принесли душам людей облегчение и радость 21 июля 2017 года, в день почитания иконы Божией Матери «Казанская» и в Покров день – главный поминальный праздник в этом округе в Ананинском храме пророка Иоанна Предтечи состоялась первая Божественная литургия. Коряжемец Виктор Николаевич Власихин был в этот день в храме. Волнительное действо – через 80 лет забвения и запустения церковь наполнили голоса прихожан. Церковь вновь ожила! Вот какие строки посвятила этому событию Р.Темежникова.

На снимке: причащает прихожан священник Василий Облецов.
На снимке: причащает прихожан священник Василий Облецов.

Об Аникино мы рассказали.
Обо всем, что смогли узнать.
Из тех писем, что нам прислали,
Что архивы сумели дать.
Пусть у нас эта книга будет,
Пусть Аникино в ней живет.
Наши чувства она разбудит,
Еще раз домой позовет.
Здесь, в Аникино, наши корни,
Мы друг другу навек родня.
И тоскуют без нас деревни,
И зовет родная земля.
По-другому, но все вернется,
Светлой радостью оживет,
В молодых сердцах отзовется,
Пусть в Аникино жизнь придет.

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 10
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 11
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 12
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 13
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 14
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 15
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 16
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 17
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 18
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 19
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 20

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.

Добавить комментарий