Дорогами православия. Путевые заметки. Часть 20

На снимке: патриарх Всея Руси Кирилл любуется пейзажами старинного Плёса Взгляд назад

Одна из самых известных церквей Плёса с «неофициальным» названием «Над вечным покоем» стоит на горе Левитана. Это небольшая изящная деревянная церковь, окруженная старинным Петропавловским кладбищем. Свое народное название Воскресенская церковь получила благодаря знаменитой картине Исаака Левитана «Над вечным покоем».

Мы, как и многие другие туристы, были убеждены, что на картине художник изобразил именно этот деревянный храм. Однако экскурсовод внес поправку: «Это не так, клетская деревянная церковь святых Петра и Павла, которая послужила источником вдохновения Левитану, сгорела в 1903 году. Свою картину «Над вечным покоем» Исаак Левитан писал летом 1893 года на озере Уромля, близ Вышнего Волочка. Церковь написана с этюда «Деревянная церковь на Плёсе при последних лучах солнца». Эскиз полотна «Над вечным покоем» под названием «Перед грозой», выполненный графитовым карандашом на бумаге, тоже хранится в Третьяковской галерее. Но, даже исчезнув, церковь святых Петра и Павла осталась одной из самых знаменитых церквей в русской культуре и искусстве.

На снимке: часовня на горе Левитана в Плёсе.
На снимке: часовня на горе Левитана в Плёсе.

Наверно, на этом можно было бы и закончить наше знакомство с этим храмом, построенном на восточной стороне Плёса, близ пограничной черты города, на чрезвычайно высокой и крутой горе. Но, поскольку мы подробно нарисовали строительство часовни во имя святителя Луки в Таврическом, сравним его с возведением старинного храма в Плесе.

Церковь деревянная, срублена вся из соснового леса, срубом в замок, в два квадрата – для трапезы и храма. С восточной стороны врублен полукруглый сруб для алтаря, с западной – для паперти. А так как срубы алтаря и паперти размером меньше храма, то здание представляется по виду крестообразным, продолговатое, в 12 углов. Кровля как на храме, так на алтаре и на паперти тесовая, крутая, в два ската, на середине возвышается чешуйчатая глава с деревянным восьмиконечным крестом, который обит белым железом и укреплен 4 железными цепями. Окна простые, в трапезе два, а в храме четыре.

На снимке: так работал Левитан в Плёсе над набросками к картине  «Над вечным покоем»
На снимке: так работал Левитан в Плёсе над набросками к картине «Над вечным покоем»

Вход в церковь один – с западной стороны, через паперть. Двери простые, деревянные, одиночные, с прямыми сверху перемычками. По внутреннему устройству церковь холодная, без печей, разделяется на три части. Стены во всех трех отделениях обиты топором, пол везде одинаковый, настлан половицами из досок сосновых, тоже тесаных. Мне такие половицы довелось видеть в Чемельской Иоанно-Богословской церкви села Красного Даровского района. По стенам устроены лавки топорной же работы. Такие лавки «топорной же работы» устроены в гульбище Никольской церкви на Нижнем Починке. Церковная архитектура живет века. Как видим, в устройстве двух небольших деревянных церквей на Плесе и в Таврическом много общего. Различие только в том, что используемые здесь материалы обработаны современной техникой. Но топор как был топором, так и остался главным инструментом в храмовом строительстве.

На снимке: патриарх Всея Руси Кирилл любуется пейзажами старинного Плёса
На снимке: патриарх Всея Руси Кирилл любуется пейзажами старинного Плёса

Вы обратили внимание: в Билюково стояла Воскресенская церковь, а на горе Левитана, как сейчас называется бывшая Петропавловская гора на Плёсе, стоит часовня. Помните, в своих предыдущих заметках я писал, что часовня Николая Чудотворца в деревне Кузьминской (Варже) по своей архитектуре больше похожа на церковь? Оказалось, это так и есть. Вот как это описывает краевед М.В.Зимирева: «Старожилы говорят, что на месте, где ныне существует церковь, первоначально была деревянная часовня. В 1763 году на месте часовни была построена деревянная теплая церковь и в 1765 году освящена во храм пророка Иоанна Предтечи. В 1847 году церковь была разобрана и перенесена в деревню Кузьминская (Варжа), где была поставлена в виде часовни. По местному преданию часовня была построена «в память прекращения хвори в людях и падежа скота». В 1937 году часовню закрыли и использовали под зерносклад. Эта часовня и поныне находится в деревне Кузьминской и видна за много километров». Казалось бы, вот и вся история, если бы не одно но…

На снимке: перезвон истории.
На снимке: перезвон истории.

Время снова зовет в дорогу, а мне не дает покоя это неведомое мне Аникино. Если такой деревни на лальской земле не существовало, как утверждает один из исследователей родного края на страницах интернета, то откуда взялась Аникинская база, которая, по воспоминаниям коменданта поселка Таврический Василия Егоровича Трифонова, в июне 1951 года была преобразована в лесопункт Лальского леспромхоза? И он же, этот исследователь, пишет: «1755 год – Аникинская волость Сольвычегодского уезда». Одни Аникино представляют как деревня Аксеновская, другие отдают предпочтение – деревне Старчевской. У нас не было времени заглянуть в деревню Аксеновскую, надо было спешить в Лузу на чтения. Поэтому взял в свои помощники справочник «Административно-территориального деления Архангельской губернии и области XVIII – XX веках» и нахожу в сольвычегодском уезде деревню Аксеновскую и Аксеновский починок (Кулики). Ни Аникино, ни деревни Старчевской в списках не обнаружил. Может быть, я в своих исследованиях тоже не открою истину. Надеюсь, что местные краеведы сумеют поправить меня.

На снимке: торгово-промышленный дом сольвычегодско-пермских Строгановых в  XVI  веке.
На снимке: торгово-промышленный дом сольвычегодско-пермских Строгановых в XVI веке.

А тема сама по себе интересная. Ответ на вопрос: «Мог ли эти земли освоить сольвычегодский солепромышленник Иоаникий (Аника) Федорович Строганов?» – можно дать положительный: мог! Во владениях Строгановых, действительно, мы рано видим значительный земельный фонд, в том числе вокруг Сольвычегодска и в соседнем Устюжском уезде. Обширное приволье Поморья и Прикамья давало Строгановым большой простор для различной хозяйственной деятельности. К примеру, к поиску «рассольных мест». С таких мест мастером бралась глина, пробовалась сначала на вкус, затем бросалась в огонь костра: если глина, подсыхая, издавала треск и на пробу языком «крепко к языку прилипала», то это было верным знаком, что здесь соляное место. К концу жизни Строганов поставлял в казну более 60 процентов годовой добычи соли в стране. В начале XVIII в. Г.Д.Строганову принадлежала территория вдвое больше, чем площадь Голландии того времени. Только в его великопермских владениях на территории более 10 млн. гектаров располагалось 20 городков и «острогов» и 200 деревень, в которых насчитывалось более 3 тыс. дворов. И это не считая зауральских, сольвычегодских, устюжских, нижегородских и подмосковных имений. Всего в его владениях было до 45 тыс. душ мужского пола.

На снимке: организация сельского хозяйства у Строгановх в  XVI – XVII веках в поморье и пермских вотчинах.
На снимке: организация сельского хозяйства у Строгановх в XVI – XVII веках в поморье и пермских вотчинах.

Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 1
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 2
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 3
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 4
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 5
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 6
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 7
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 8
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 9
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 10
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 11
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 12
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 13
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 14
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 15
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 16
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 17
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 18
Дорогой православия. Путевые заметки. Часть 19

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.

Добавить комментарий