Деятельность изб-читален находилась под пристальным контролем органов власти. Главными направлениями работы изб-читален в 1920-е годы были выдача книг, громкая читка газет и журналов, организация бесед и лекций, кружковая работа, участие в проведении посевных и уборочных кампаний, художественная самодеятельность, прослушивание радиопередач, антирелигиозная агитация. При строительстве изб-читален предусматривалась возможность их использования под киносеансы.
Появились библиотеки, клубы, дома культуры – и функции избы-читальни расширились и перешли к этим учреждениям. Их работники стали называться соответственно библиотекарь, кульпросветработник, заведующий (директор ) дома культуры. Но в обиходе название избач было популярным.
В подтверждение сказанного хочется сказать, что такой клуб был построен в конце 30-х годов в деревне Березовка Поникаровского сельского Совета. Более того, в здание входили помещение для сельского Совета, клуб, библиотека и читальня. Такого комбинированного здания не было в деревнях всей округи. Например, в деревне Нижняя Волманга помещение сельсовета было в одном месте, клуб – в другом, библиотека – в третьем. Все они находились в старых домах. Хотя я давно увлекаюсь фотографией, но, к сожалению, не сделал ни одного снимка этого дома. Поэтому предлагаю эскиз и план его.
Вот сюда и пришел работать в середине 50-х гг. или чуть позже Василий Толстобров. Он родился в д. Молебенская, в 9 км от своего будущего места работы. После окончания начальной школы в деревне поступил учиться в село Шабуры . Я его спросил, почему он именно в Шабуры пошел учиться, в отличие от других ребят, которые учились в Нижней Волманге. Все-таки до нее было несколько поближе. Он объяснил тем, что через два километра по пути в Шабуры на реке Волманге был хутор Толстобровых, и его всегда тянуло заглянуть туда. До Шабур было 20 км, и жителей Молебенской связывало то, что они со времен Российской империи были приписаны к Крестовоздвиженской церкви.
Василий закончил 7 классов, научился играть на баяне, и это оказалось большим подспорьем в его будущей работе. Будучи культпросветработником, он бывал на семинарах, совещаниях, репетициях агитбригад в Опарино таких же работников, как и он. Только там оказались одни девушки. По их количеству можно догадаться, что это были представительницы каждого сельсовета. Василий дал мне вот эту фотографию.
Когда я увидел эту фотографию, то решил пошутить над ним, что он первый парень на деревне, а в деревне один дом. Но Василий поправил меня: «А в деревне домов нет» Да, действительно, и его родная деревня, и моя (Борки), и все в округе опустели, как верно подмечено в этом стихотворении.
Умирает село, умирает,
Это сразу заметно теперь.
Не поёт здесь никто, не рожает ,
Не откроется новая дверь.
Лишь шумят тополя старожилы,
Словно памятник жизни былой.
Зарастает усадьба крапивой,
Где нахмурился домик пустой.
Не гуляют стада за деревней
И не радует поле зерном.
Что ж случилось с тобою, Россия?
Без села мы же все пропадём…
Ольга Теплоухова.
Василий дал мне еще одну фотографию, на которой он, будучи солдатом, сфотографирован за выпуском стенгазеты. Я её не смог найти сразу и, конечно, был огорчен. Но потом чудесным образом старое фото нашлось. Вот оно.
Вспомнил случай из подросткового возраста, когда жители окрестных деревень собирались на так называемое Заговенье в деревню Нижняя Волманга. Мы не понимали, что это за день такой. И только много лет спустя я узнал, что это последний день перед Петровым постом. Вероятно, эта традиция была издавна. И вообще во многих местах люди всегда собирались для общения, устраивались ярмарки и другие мероприятия.
Как правило, там, где были храмы, отмечался престольный праздник данного храма. Например, в Шабуроской церкви – в день Воздвижения Креста Господня, в селе Красное – в день памяти святых Флора и Лавра. Переселенцы собирались в день Святой Троицы у хутора Шамковых. Жаль, что традицию предков нарушили и переименовали в День березки. Почему березки, ведь все деревья прекрасны? Назвали бы в честь черемухи или рябины хотя бы потому, что им посвящено много песен. Сейчас нет ни дня заговенья, ни дня березки.
Верно сказано в пословице: «Если в историю выстрелишь из пистолета, она выстрелит в тебя из пушки». Наверное, это тот самый случай.
Василий Графов, г. Санкт-Петербург.
Фото предоставлены автором.
Продолжение следует.
На снимке работников культуры: во втором ряду в центре Душеина Мария Семеновна, в первом ряду третий с лева Елькин Михаил Петрович.
Геннадий, кем они тогда были? Жив ли кто из них или может быть кто-то из родственников есть?
От опаринского архива – Конышева Ольга Николаевна: “В комментарии к материалу «Кто ты, избач?» часть 2 Василий (наверное, автор) спрашивает, кем были Душеина Мария Семеновна и Елькин Михаил Петрович в 1955 году. Посмотрела в документах отдела культуры Опаринского района: Душеина Мария Семеновна до августа 1955 года была заведующей Лукинской сельской библиотекой, затем была переведена заведующей Кузюгским сельским клубом, на 01.10.1957 — зав.Кузюгской сельской библиотекой; Елькин Михаил Петрович был заведующим В-Волмангской избой-читальней, 05.02.1956 уволился в связи с переходом на другую работу”.
Геннадий, а Вы часом не родственник М. П. Елькину? узнали его, хотя фото не очень качественное.