Кто ты,  избач?  Часть 2

Изба-читальня Взгляд назад

Деятельность изб-читален находилась под пристальным контролем органов власти.  Главными направлениями работы  изб-читален в 1920-е годы были выдача книг, громкая читка газет и журналов, организация бесед и лекций, кружковая работа, участие в проведении посевных и уборочных кампаний, художественная самодеятельность, прослушивание радиопередач, антирелигиозная агитация. При строительстве изб-читален предусматривалась возможность их использования под киносеансы. 

Появились   библиотеки,  клубы,  дома  культуры  – и  функции  избы-читальни  расширились и  перешли к этим учреждениям.  Их работники стали называться соответственно  библиотекарь,  кульпросветработник,  заведующий (директор ) дома культуры.  Но  в обиходе название  избач  было  популярным.  

В подтверждение  сказанного  хочется  сказать,  что  такой клуб  был  построен  в  конце  30-х  годов  в деревне  Березовка  Поникаровского  сельского  Совета.  Более  того,  в  здание  входили  помещение  для  сельского  Совета,  клуб,  библиотека и  читальня.  Такого  комбинированного  здания  не  было  в  деревнях  всей  округи.  Например, в деревне  Нижняя  Волманга  помещение сельсовета  было  в  одном  месте,  клуб – в другом,  библиотека – в  третьем.  Все  они  находились  в  старых  домах.  Хотя  я  давно  увлекаюсь  фотографией,  но,  к сожалению,  не  сделал  ни  одного  снимка  этого  дома.  Поэтому  предлагаю  эскиз  и  план  его.

Эскиз сельсовета,  клуба,  библиотеки
Эскиз сельсовета,  клуба,  библиотеки
Кто ты,  избач?  Часть 2
План помещения с/с, клуба, библиотеки

Вот  сюда  и  пришел  работать  в  середине  50-х  гг.  или  чуть  позже  Василий  Толстобров.  Он  родился  в  д. Молебенская,  в  9 км  от  своего  будущего  места  работы.  После  окончания  начальной  школы  в  деревне  поступил  учиться  в село  Шабуры .  Я  его  спросил,  почему  он  именно  в  Шабуры  пошел  учиться,  в  отличие  от  других  ребят,  которые  учились  в  Нижней Волманге.  Все-таки  до  нее   было  несколько поближе.  Он  объяснил  тем,  что  через  два километра  по  пути  в  Шабуры  на  реке  Волманге был  хутор  Толстобровых,  и  его  всегда    тянуло  заглянуть  туда.  До  Шабур  было  20  км,  и  жителей  Молебенской  связывало  то,  что  они  со  времен  Российской  империи  были  приписаны  к Крестовоздвиженской  церкви. 

Василий  закончил  7  классов,  научился  играть  на  баяне,   и  это  оказалось  большим  подспорьем  в  его  будущей  работе.  Будучи  культпросветработником,    он  бывал  на  семинарах, совещаниях, репетициях агитбригад  в  Опарино  таких  же  работников,   как  и  он.  Только  там  оказались  одни  девушки.  По  их  количеству  можно  догадаться,  что  это  были  представительницы  каждого  сельсовета.  Василий  дал  мне  вот  эту  фотографию.

Кто ты,  избач?  Часть 2
Толстобров второй слева в первом ряду
Кто ты,  избач?  Часть 2
Агитбригада. На обратной стороне  фотографии  не  совсем  разборчивым почерком написано: Паломицкий с/с

Когда  я увидел эту фотографию,  то  решил  пошутить  над  ним,  что  он  первый  парень  на  деревне, а  в  деревне  один  дом.  Но  Василий  поправил меня:   «А  в  деревне  домов  нет»  Да,  действительно,  и  его  родная  деревня, и  моя (Борки),  и  все  в  округе  опустели, как верно  подмечено  в  этом  стихотворении.

Умирает село, умирает, 
Это сразу заметно теперь. 
Не поёт здесь никто, не рожает ,
Не откроется новая дверь. 
Лишь шумят тополя старожилы, 
Словно памятник жизни былой. 
Зарастает усадьба крапивой, 
Где нахмурился домик пустой. 
Не гуляют стада за деревней 
И не радует поле зерном. 
Что ж случилось с тобою, Россия? 
Без села мы же все пропадём…

Ольга Теплоухова.

Василий  дал  мне  еще  одну  фотографию,  на  которой  он, будучи  солдатом,   сфотографирован  за  выпуском  стенгазеты.  Я её  не  смог  найти   сразу и,  конечно,  был  огорчен.   Но потом чудесным образом старое фото нашлось. Вот оно.

Кто ты,  избач?  Часть 2
За выпуском стенгазеты

Вспомнил  случай  из  подросткового  возраста,  когда  жители  окрестных  деревень  собирались  на  так  называемое  Заговенье  в  деревню  Нижняя Волманга.  Мы  не  понимали,  что  это  за  день  такой. И только много  лет  спустя  я узнал, что это  последний  день  перед  Петровым  постом.  Вероятно,  эта  традиция  была  издавна.  И  вообще  во  многих  местах  люди  всегда  собирались  для  общения, устраивались  ярмарки и другие  мероприятия.

Как  правило,  там, где  были  храмы,    отмечался   престольный праздник  данного  храма.  Например,  в  Шабуроской  церкви – в  день  Воздвижения  Креста  Господня,  в селе  Красное  –  в день  памяти  святых  Флора и Лавра.  Переселенцы собирались  в  день  Святой  Троицы  у  хутора  Шамковых.   Жаль,  что  традицию предков  нарушили и переименовали  в  День березки.  Почему  березки,  ведь все  деревья прекрасны?  Назвали бы  в честь  черемухи или рябины   хотя  бы  потому,  что  им  посвящено  много  песен.  Сейчас  нет  ни дня  заговенья, ни дня березки. 

Верно сказано в пословице: «Если  в историю выстрелишь из пистолета,  она  выстрелит  в тебя из пушки».  Наверное,  это тот самый случай.

Кто ты,  избач?  Часть 1

Василий Графов, г. Санкт-Петербург.

Фото предоставлены автором.

 Продолжение следует.

Добавить комментарий

  1. Геннадий

    На снимке работников культуры: во втором ряду в центре Душеина Мария Семеновна, в первом ряду третий с лева Елькин Михаил Петрович.

  2. Василий

    Геннадий, кем они тогда были? Жив ли кто из них или может быть кто-то из родственников есть?

  3. Татьяна Тунгусова

    От опаринского архива – Конышева Ольга Николаевна: “В комментарии к материалу «Кто ты, избач?» часть 2 Василий (наверное, автор) спрашивает, кем были Душеина Мария Семеновна и Елькин Михаил Петрович в 1955 году. Посмотрела в документах отдела культуры Опаринского района: Душеина Мария Семеновна до августа 1955 года была заведующей Лукинской сельской библиотекой, затем была переведена заведующей Кузюгским сельским клубом, на 01.10.1957 — зав.Кузюгской сельской библиотекой; Елькин Михаил Петрович был заведующим В-Волмангской избой-читальней, 05.02.1956 уволился в связи с переходом на другую работу”.

  4. Татьяна Тунгусова

    Геннадий, а Вы часом не родственник М. П. Елькину? узнали его, хотя фото не очень качественное.