Храм построенный, закрытый, сгоревший и забытый

На этой фотографии, сделанной в 30-е годы прошлого века в поселке Опарино фотографом Яном Месиным, видна церковь. Она стояла на том месте, где позднее находился кинотеатр. А что мы знаем об этом храме?

Церковь в поселке Опарино

В вологодских газетах и вологодских Епархиальных ведомостях в 1915 году сообщалось, что в Опарино освящен храм. Сразу обмолвлюсь, что в те далекие времена наша местность территориально входила в состав Вологодской губернии. Вот что сообщалось.

«30 марта 1915 года Преосвященнейшим Алексием, епископом великоустюжским, в сослужении с местным благочинным Петром Молявиным и другими священниками. При громадном стечении православных эстонцев, освящен вновь построенный деревянный храм при станции Опарино Пермской железной дороги во имя святителя Алексия, Митрополита Московского (известный религиозный деятель средневековья).

Храм построен на средства, собранные строительным комитетом среди православных эстонцев, поселившихся на участках хуторских хозяйств в Опаринском переселенческом районе, а также на средства, отпущенные от казны и от монарших щедрот.

По случаю сего радостного события сразу после литургии на имя Государя Императора, неустанно заботящегося о наделении землею безземельных крестьян и создаии хуторов божьих на переселенческих местах, была послана верноподданническая телеграмма”.

Церковь в поселке Опарино

Следует отметить, что информация о заселении края эстонцами православного вероисповедания не совсем верна, ибо заселение шло также за счет белорусов, украинцев, поляков, латышей, и многие из них были православными и. несомненно, участвовали в литургии.

Итак, храм был воздвигнут. Но сначала, как и всегда, «было Слово». 28 сентября 1908 года Главноуправляющий землеустройством и земледелием Департамента государственных земельных имуществ империи в адрес оберпрокурора Святейшего Синода представил отношение. Его я нашел в архивном деле «О пособии на постройку церкви близ ст. Опарино Пермской железной дороги Вологодской епархии», находящемся на хранении в российском государственном историческом архиве в г. Санкт-Петербурге. Кстати, как и многие другие документы, касающиеся строительства храма.

Читайте также:  Из отряда Азина

Чтобы было понятно, оговорюсь, что Святейший Синод и его ру-ководитель обер-прокурор на правах министра – это чисто государственное учреждение, ведавшее в те времена вопросами православной церкви. Так что православная церковь в те времена имела ярко выраженный статус государственной религии.

Но вернемся к этому отношению. Из него можно понять, какие процессы происходили на территории, прилегающей к Опарино, в те времена. В отношении говорится, что в Никольском уезде Вологодской губернии еще с 1900 года работает Вологодско-Пермская партия по образованию переселенческих участков. На 1907 год включительно уже отведено 627 переселенческих участков в натуре, к 15 ноября на этих участках закреплено 6639 душевых земельных долей, а общее число переселенцев, подлежащих водворению на этих участках, составляет 13278 душ обоего пола, включая детей. Значительный наплыв переселенцев требует срочных ассигнований на устройство дорог, врачебных и продовольственных пунктов.

Центром водворения переселенцев является ст. Опарино, где также необходима постройка храма во имя святого хранителя наследника Цесаревича святителя Алексия. Далее говорится, что необходимость сооружения храма диктуется большим удалением района размещения переселенцев от населенных мест с храмами (имеются в виду села и
деревни по Моломе и Кузюгу), сообщается также о том, что переселенцы уже приступили к сбору пожертвований на строительство храма, но возможности последних крайне ограничены из-за больших издержек на
строительство на предоставленных им земельных участках и их слабой материальной обеспеченности. И, наконец, ставится вопрос о необходимости материального содействияпереселенцам в этом вопросе со стороны ведомства православного вероисповедания.

Василий Графов, г. Санкт-Петербург.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

  1. basil

    Очень интересная информация!Много слышал про церковь , а вот нашлась и фотография.

  2. Татьяна Тунгусова

    Фотография только такая, никакой другой нет ни в архиве, ни в музее.

  3. Ольга

    очень интересно, респект Василию Графову за найденные материалы

  4. Василий

    Вообще-то виновником (в хорошем смысле этого слова) появления материалов о церкви я бы назвал Татьяну Вениаминовну Тунгусову, с которой я поделился копией той заметки, что была опубликована в «Ведомостях» и которая высказала пожелание , что неплохо бы найти упомянутую телеграмму. При поиске последней в гос. архиве наткнулся на некоторые документы о постройке церквей на территории нынешнего Опаринского района. К сожалению, телеграмма не была найдена (но надежды найти – не теряю), а «Дело о постройке церкви . . .» переписал и отпечатал и, таким образом, как бы вжился в этот материал, и интерпретировать его в виде статьи не смог, а по сему попросил сделать это моего бывшего одноклассника и давнишнего друга Станислава Овчаренко. Станислав Анатольевич любезно согласился. Так что автором этой публикации является он и его за это надо благодарить. Я же всего лишь представил материал.

  5. basil

    Видно, что снимок был сделан с высоты , а единственной высокой точкой, удобной для съемки, в то время была водонапорная башня.

  6. Татьяна Тунгусова

    Если бы с башни, то ракурс был бы немного другой.

  7. кекс

    Спасибо, что знакомите нас с историей родного поселка. По фото видно, что сохранилось до сих пор только здание нынешнего магазина “Савва”. А что располагалось в одноэтажной постройке рядом с церковью? Какое-то административное здание или жилой дом?

  8. Татьяна Тунгусова

    Это не здание магазина “Савва”, а здание, где находился Опаринский леспромхоз, оно и сейчас стоит. Одноэтажное – в нем много лет были детские ясли.

  9. кекс

    Теперь понятно) Спасибо!

  10. ого

    это ж сколько лет деревянному зданию леспромхоза?

  11. Татьяна Тунгусова

    Фотограф Ян Месин был репрессирован и расстрелян в 1938 году. Здание под контору было построено позднее церкви, если он еще успел сделать снимок. Вероятно, в конце 20-х – начале 30-х годов.