Устнедумские встречи

Мне удалось участвовать в работе Первых краеведческих Яхлаковских чтений в Опаринской центральной библиотеке, о которых «Опаринская сорока» сообщила 23 декабря 2014 года в статье «Летописец родного края». Материал добротный и подробный, к нему трудно что-либо добавить. Первый шаг сделан. Уже сегодня стоит задуматься: какими будут следующие чтения, поскольку они определены как ежегодные? Неплохой опыт такой работы накоплен в Лузской районной библиотеке. Об этом и пойдет речь.

Приятно удивило приглашение на Первые православные краеведческие «Устьнедумские встречи». Удивило тем, что пришло оно не из отдела культуры, не из краеведческого музея, не от общества краеведов, а из Лузской районной библиотеки им. В.А.Меньшикова. Было это в 2010 году. Тогда, по инициативе директора учреждения Надежды Васильевны Лычаковой, библиотека начала разрабатывать новое в библиотечном деле направление – организацию краеведческих чтений, посвященных преподобному Леониду Устьнедумскому. Поэтому и начинаются они 29 июля – накануне дня памяти местночтимого святого.

30 июля участники и слушатели чтений вместе с гостями и жителями Лузы и района, паломниками из Котласа, Подосиновца, Великого Устюга, Опарино, Бобровниково и многих других поселений принимают участие в Божественной литургии в Устьнедумской Богородицкой церкви в Озерской и крестном ходе к часовне и купели преподобного Леонида Устьнедумского. Само имя преподобного задает деловой тон данному мероприятию и вызывает определенный интерес. Думаю, что я неправильно употребил в этом контексте слово «мероприятие», – это было событие, которому уготована счастливая жизнь. Свидетельство тому Пятые православные краеведческие «Устьнедумские встречи» 2014 года.

Устнедумские встречи
Игумен Леонид (Виктор Конев)

Пять лет участвую в православных краеведческих Устьнедумских чтениях, поэтому имею право с глубоким удовлетворением утверждать: чтения набирают силу и звучание, расширили свою географию, став межрегиональными. На этих встречах мне удалось познакомить краеведов и слушателей с Кожеозерским Богоявленским мужским монастырем – первой обителью Леонида Устьнедумского, рассказать о династии православных вятских священнослужителей Коневых. Один из них – иеромонах Леонид – сегодня настоятель Устьнедумского храма Введения Богородицы, благочинный Северного округа Яранской и Лузской епархии. На Пятых краеведческих чтениях я представил участникам встречи доклад о духовных реликвиях Русского Севера, обратив особое внимание на православную икону как дар Божий.

Примечательно, что именно библиотека приняла на себя обязательство: собрать, написать и передать историю прошлого и настоящего, этот бесценный дар будущим поколениям. «Увидеть и познать свой мир, – завещал нам великий помор М.В.Ломоносов, – можно либо своими глазами, либо с помощью книг». Поэтому, как итог большой кропотливой организаторской работы, Лузская библиотека ежегодно издает материалы чтений отдельным сборником под общим заголовком «Устьнедумские встречи». Эти книги позволяют читателям увидеть, познать, изучать свою малую родину и, как в зеркале истории, раскрыть значимое для каждого из нас святое понятие – Родина. Для того, чтобы этот процесс не был, как говорят, разовым, при Лузской районной библиотеке открыт духовно-просветительский центр «Живое слово», главная цель которого – формирование у читателей и жителей города Лузы и района духовных ценностей на основе христианских традиций. Этот опыт получил широкое распространение. Тому подтверждение доклад о «Царских чтениях» в Безбожниковской библиотеке Мурашинского района, о чем рассказала библиотекарь Е.Л.Вылегжанина. Кстати, краеведы Безбожника – одни из постоянных участников «Устьнедумских встреч».

Устнедумские встречи
Устнедумские встречи

Это отражено не только в докладах участников чтений. Каждая встреча в Лузской библиотеке имеет прекрасное оформление. Первыми были представлены изумительные по красоте и исполнению работы православной тематики местных мастериц крючка и аппликации. Пятые краеведческие чтения сопровождала художественная выставка «Благословенный Север», оформленная в читальном зале. Здесь были представлены картины местных художников Б.Ширяева, И.Павлушкова, И.Дружинина, А.Веревкина, посвященные величественным и неповторимым по построению храмам, которые стоят и служат на лузской земле. За годы дружбы с Лальским историко-краеведческим музеем и Лузской районной библиотекой имени В.А.Меньшикова у меня была возможность видеть эти православные творения рук человеческих – церкви и часовни – не только на полотнах, но и непосредственно на месте действия. Поэтому могу судить, насколько представленные на выставке «Благословенный Север» в читальном зале картины мастеров кисти соответствуют своим объемным объектам: в них схвачена суть!

Хорошей традицией «Устьнедумских встреч» стало продолжение начатого разговора по той или иной теме. На Первых краеведческих чтениях в Лузской районной библиотеке журналист-краевед Л.Ю.Назимова выступила с докладом «К Николаю чудотворцу – с молитвой» о Великорецком крестном ходе: «То, о чем я беру смелость сегодня рассказать, – это не историко-краеведческие изыскания, а просто наблюдения, зарисовки, раздумья паломницы». На Пятых православных Устьнедумских чтениях об участии в Великорецком крестном ходе рассказал профессор исторического факультета университета Южной Алабамы Лэрри Холмс: «Мое понимание России, и особенно православия, далеко до завершения. Оно было еще более расплывчатым, смешанным и поверхностным, понимание только начало постепенно развиваться во время крестного хода. Этот процесс продолжается». Свою книгу, которая, благодаря автору, пополнила мою библиотеку, Лэрри назвал «Россия странная земля и ее загадочные люди». Более пятнадцати лет американский историк пытается решить эту загадку. Участие профессора Холмса в Великорецком крестном ходе и Устьнедумских православных краеведческих чтениях – прекрасное тому подтверждение.

Годы, посвященные изучению истории России, позволили Лэрри Холмсу быть честными с русскими, хотя, как он сам отмечает: «Без сомнения, я рассматриваю Россию и русских через призму своего собственного «американского опыта». Как бы продолжая тему моего выступления на Пятых «Устьнедумских встречах» о духовных реликвиях, Лэрри советует: «Русским православным необходимо терпеливо объяснять западникам, что икона есть нечто большее, чем раскрашенный кусок дерева, что символы и ритуалы православного богослужения вдохновляют, а не препятствуют личному участию в нем верующих… Русская православная церковь и русское православие были и остаются ключевыми элементами в формировании русской государственности, национального самосознания, народной культуры и интеллектуальной жизни… Недавно я вспомнил, как впервые услышал поговорку «кто добро творит, того Бог благословит»… Один мой русский друг дал мне четкое объяснение: православные верят в то, что Господь благословляет тех, кто творит добро, одобряя их деяния, но не сообщая им каких-либо материальных благ».

Устнедумские встречи
Профессор исторического факультета университета Южной Алабамы (США) Лэрри Холмс, епископ Яранской и Лузской епархии Паисий, писатель, историк и краевед Н.Н.Шкаредный

Устьнедумские краеведческие чтения тоже не несут организаторам никаких материальных благ. Наоборот, им своими силами приходится изыскивать средства на проведение чтений, атрибутику, на издание ежегодного сборника «Устьнедумские встречи». Но эти хлопоты окупаются тем, что чтения приобрели уже не просто лузский или вятский характер. Постоянными участниками этих встреч в читальном зале Лузской библиотеки стали краеведы, педагоги, библиотекари соседней Архангельской области, которые имеют общие исторические корни, так как когда-то эти территории входили в Сольвычегодский уезд Вологодской губернии. Поэтому это единение не удивляет. Удивляет другое, например, то, что на Пятых краеведческих чтениях об истории появления иконы Божией Матери «Чаша терпения» выступила научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея А.В.Чернышева. В обсуждении, поднятых на чтениях тем принимала участие помощник благочинного по миссионерской и катехизаторской работе одного из православных храмов города Самары З.А.Лидина. А главное – среди слушателей в читальном зале были православные паломники из разных регионов России. Вот какой звонкий голос приобрели «Устьнедумские встречи»! И я рад, что в этом хоре слышен и мой голос.

О высоком просветительском и историческом уровне Устьнедумских православных чтений говорит тот факт, что в них ежегодно принимают участие: директор Государственного архива социально-политической истории Кировской области Е.Н.Чудиновских, начальник отдела Государственного архива Кировской области, заведующая сектором истории Лальского историко-краеведческого музея Ю.Ф.Страздынь, миссионер-педагог духовно-нравственной культуры прихода Кировского храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии Н.В.Демидова. Тематика докладов настолько разнообразна и интересна, что в чтениях принимает участие все больше педагогов общеобразовательных и воскресных школ, библиотекарей, которые представляют содержательные доклады о священнослужителях, об истории деревень, сел и храмов, ведут разговор о христианских ценностях и духовно-нравственном воспитании, о любви и семье, о русских народных праздниках и обычаях, проводят мастер-классы. Настолько широка цветовая гамма межрегиональных чтений Лузской районной библиотеки имени В.А.Меньшикова.

Первые православные Устьнедумские чтения в Лузской библиотеке открывал ректор Вятского духовного училища игумен Даниил, Вторые – наместник Трифонова монастыря игумен Иов, Третьи – руководитель миссионерского образовательного отдела Вятской епархии отец Евгений, Четвертые – настоятель Устьнедумской Богородицкой церкви протоиерей Виктор, Пятые – благочинный Северного округа иеромонах Леонид. 4 октября 2012 года воссоздана самостоятельная Яранская и Лузская епархия Вятской митрополии. И вот уже два года с участниками православных чтений встречается епископ Яранский и Лузский Паисий. О своей миссии он говорит так: «Сегодня перед Церковью стоит множество задач, которые невозможно решить без деятельного участия архиерея. Близость епископа к нуждам народа Божия – одно из главных условий для их решения».

Устнедумские встречи
Епископ Яранской и Лузской епархии Паисий освящает воду в купели на речке Недумке у часовни преподобного Леонида Устьнедумского

Православные краеведческие чтения, организуемые Лузской районной библиотекой, для меня – возможность рассказать о своих новых краеведческих работах, познакомиться с работниками архивов, а это значит, появятся новые возможности для поиска тех или других документов и материалов. Большое значение придаю общению с краеведами северных и других регионов, что позволяет обогатить себя не только новыми познаниями, цифрами и фактами, новыми материалами, но, в первую очередь, перенять опыт их работы, найти новые адреса, открыть новые имена. На Пятых краеведческих чтениях таким открытием для меня стал краевед из республики Коми Н.М.Токмаков, который в своем докладе раскрыл некоторые аспекты древней Верхне-Лальской земли. Все это не дает мне права не принять участия в очередных Шестых межрегиональных православных краеведческих Устьнедумских чтениях, которые настойчиво и последовательно прокладывают свою тропу к духовным родникам.

Николай Шкаредный, член Международной ассоциации писателей.

На снимках: православные краеведческие чтения открывает благочинный Северного округа Яранской и Лузской епархии игумен Леонид (Виктор Конев); зал внимательно слушает каждое выступление; участники чтений: профессор исторического факультета университета Южной Алабамы (США) Лэрри Холмс, епископ Яранской и Лузской епархии Паисий, писатель, историк и краевед Н.Н.Шкаредный; епископ Яранской и Лузской епархии Паисий освящает воду в купели на речке Недумке у часовни преподобного Леонида Устьнедумского.

Добавить комментарий