Памятник прошлого века – 3

Рубрику «Памятник прошлого века» продолжает рассказ Николая Шкаредного о Печоре-реке и Печоре-городе.

Печора – река и город

Печора – река и город
За годы жизни на Печоре мне довелось путешествовать на всех пассажирских пароходах. Насколько помню, это были трудяги: «В.С.Молоков», получивший свое имя от командира отряда Полярной авиации генерал-майора Василия Сергеевича Молокова, «Андрей Жданов» – в честь видного советского государственного деятеля Андрея Александровича Жданова, «И.С.Тургенев» – как народная память о русском писателе Иване Сергеевиче Тургеневе, «Сыктывкар» – от названия столицы Коми АССР.

Из всех пассажирских пароходов мы больше всего любили «Советскую республику». Наверное, потому, что это был самый быстроходный пароход на Печоре. А ведь это был один из ветеранов речного движения на Севере. Пароход был построен в 1896 году и назывался «Доброжелатель», в 1911 году новый владелец парохода назвал его «Александр», а после 1917-го он получил наименование «Советская республика» и с этим именем проходил до конца своей службы. Пароход имел крен на левый борт, и потому местные острословы прозвали его «Кособокая республика». До сих пор помню гудок этого судна – продолжительный и немного сиплый. Никто не мог припомнить случая, чтобы «Советская республика», несмотря даже на штормовую ситуацию на реке, отстала от расписания. На ней мы и совершили это трехдневное путешествие от пристани Ермица, что стояла в десяти километрах от Харьяги, до пока еще незнакомой мне пристани Канин, где летом 1940 года для транспортного обслуживания строительства Северной железной дороги был организован речной причал.

От пристани Канин до станции Печора (в 1949 году поселок Канин и станция Печора слились в единый город Печора, – Н.Ш.), где был железнодорожный вокзал, ходили три автобуса ПАЗ и два грузотакси. Билетов на поезд, как всегда, не было, и нам пришлось прожить здесь двое суток. За это время удалось посмотреть будущий город. При станции стояло несколько двухэтажных кирпичных и блочных зданий. На окраине обособленно и величественно высился белокаменный больничный городок. В то время в Печоре основными объектами были деревянные здания, жилые рубленые дома на шесть квартир и просто бараки. Прямо за ними и на перегоне между Каниным и Печорой жители на раскинувшихся болотах собирали ягоды, как говорят, не отходя от дома. К тому времени в Печоре обосновалась мамина сестра Александра Михайловна, которая приехала из Широкородской к своим сыновьям Федору и Викентию Пономаревым, работающим в паровозном депо. У них мы и пережидали вынужденный простой.

Старший сын тетушки Александры Федор Пономарев с семьей жил в деревянном доме рядом с железнодорожным полотном. Его жена Галина, часто повторяла: он и на смене, и дома всегда на рельсах. Когда мимо проходили составы, посуда на столе начинала дребезжать, как невидимый колокольчик, в такт колесам. А если еще паровоз подавал гудок, то казалось, что эта пыхтящая махина неровен час вот-вот въедет в стену дома. Для большего эффекта Федор решил сводить меня на экскурсию в паровозное депо, представил меня своим друзьям. Здесь состоялось мое первое знакомство с паровозом. Его товарищи позволили мне подняться в кабину. А когда мы возвращались домой, в Галерее передовиков паровозного депо увидел портрет, подпись гласила: «Лучший машинист-инструктор Печорского депо Федор Пономарев».

Потом он рассказывал нам, что в 1903 году известный исследователь Севера Владимир Александрович Русанов предпринял крупную экспедицию по реке Печоре. Проплывая мимо живописных крутых берегов, он написал в своем дневнике пророческую фразу: «Придет время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит парк, и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд». И город встал, а крутой берег у пристани украшает памятник В.А.Русанову.

Печора – река и город
 

Печора – река и город
Не здесь ли родилась эта песня, которую исполняет Владимир Дуркин?

Я люблю спускаться с пристани за город,
Слушать ветер, завывающий над бором,
И смотреть, смотреть в глаза твои, в которых,
Отражаются огни моей Печоры.
Солнце скрылось за высоким косогором,
Ночь плывет, роняя звезды по озерам.
В этот час, сплетясь причудливым узором,
Зажигаются огни моей Печоры.

Но не сразу Печора зажгла свои огни. Летом 1940 г. в связи со строительством Северо-Печорской железной дороги (1937-1942) в районе нынешнего депо и вокзала станции Печора начал работу строительный отряд, состоящий в основном из заключенных ГУЛАГа. Что это такое, мне хорошо знакомо. Сегодня я об этом говорю языком документов.

26 марта 1931 года бюро Коми обкома ВКП(б) приняло постановление о переводе всей переписки о высланных кулаках, административно-ссыльных и заключенных в раздел «Совершенно секретно», запрещении выдачи административно-ссыльным любых удостоверений, отмене на продовольственных карточках надписи «адмссыльный», введении условных названий для высланных кулаков – «спецпереселенцы», административно-ссыльных – «подсобная рабочая сила». 24 сентября 1931 года бюро Коми обкома ВКП(б) обсудило проблемы строительства спецпоселка Новый Бор (в том числе и нашего спецпоселения Харьягя, – Н.Ш.) Усть-Цилемского района, который намечалось передать в распоряжение Ухто-Печерского лагеря (совхоз №77). Все это касалось и города Печора. Как ни странно, здесь работал театр Печорлага. Как и у нас в Харьяге, был свой изолятор. И, конечно же, лазарет Печоржелдорлага. Позднее эти «ссыльные» объекты были переоборудованы под жилье. Не видел я в Печоре сторожевых вышек спецлагеря, зато на Московской улице мне показали двухэтажное кирпичное здание, построенное и предназначенное для школы, которое в 1947 году было передано Управлению Северо-Печорского ИТЛ.

Печора – река и город
В последующие годы я неоднократно бывал в Печоре, где жили наши родственники, подруги моей мамы, где обосновалось несколько моих одноклассников. Так постепенно история рождения этого города приобретала конкретные очертания.

Первым значимым объектом был Печорский железнодорожный мост на линии Кожва-Воркута. Построен он заключенными Печорлага в 1940-1950 гг. Работа на этом важном народнохозяйственном объекте шла в несколько этапов. В зиму 1940-41 года возвели ледовую переправу, которая опиралась на сваи, вбитые в дно реки. По этой временной переправе в декабре 1941-го прошел первый поезд с воркутинским углем. В конце 1942 года Северо-Печорская магистраль была сдана в постоянную эксплуатацию. Летом 1943 года немцы высадили десант в районе Печоры с целью взорвать мост через реку, однако члены диверсионной группы, состоявшей из советских военнопленных, добровольно сдались НКВД. Сегодня самым крупным объектом города является Печорская ГРЭС, которая обеспечивает энергией многие районы Республики Коми. Несколько лет, пока шла реконструкция ТЭЦ в Коряжме, ее энергия поддерживала увеличивающиеся производственные мощности Котласского ЦБК.

Печора – река и город
В те годы не было предварительной продажи билетов, как не было и блата, который сегодня стоит во главе угла. Тетушка Александра выговаривала сыну Федору: «Ты ведущий машинист, и не можешь купить билета». Федор отшучивался: «Мама, а что, тебе хочется побыстрее родную сестру отправить? Не виделись-то, только подумать, больше тридцати лет. Вам есть что вспомнить, о чем поговорить. И хорошо, что нет билетов, пусть подольше погостят». А в отпускной справке было оговорено время отлучки из Харьяги. Да и впереди был еще непростой долгий путь на родину. Билеты купить удалось лишь на третий день. Вечером родственники своими семьями провожали нас на поезд. И вот он, счастливый и долгожданный жесткий вагон со всеми его прелестями и знакомствами. В тесноте, но не в обиде добрались до такого далекого и таинственного Котласа, о котором нам, малышам, в своей землянке в центре Харьяги рассказывала бабушка Маша – Мариева. Теперь мне предстояло увидеть Котлас своими глазами. В Заполярье ее с семьей выслали из этого города на Северной Двине. Паровоз дал прощальный гудок и медленно отошел от перрона. А мы упорно продолжаем движение на встречу с Опаринской вышкой.

На снимках:

Печорский речной порт; памятник В.А.Русанову; карта Северо-Печорской железной дороги; изолятор Печорлага; вокзал станции “Печора”.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

  1. Михаил

    Часто в публикациях Николая Шкаредного обнаруживается малоизвестный неожиданно- интересный факт. Вот и здесь: “летом 1943 года немцы высадили десант в районе Печоры”. Ведь и в то время это был глубокий тыл.Нигде про это не слышал.

  2. golubev_sergej

    Фильм “А зори здесь тихие” тоже снимался по книге.А это тоже было.И судя по книге тоже в тылу.