Опаринский ЛПХ: страницы истории

В июле 1929 года в нашем районе была организована Опаринская промартель. Первоначально она именовалась «Углестранхоз» и подчинялась топливно-лесному отделу Пермской железной дороги. В момент организации «Углестранхоз» имел восемь лесопунктов. По железной дороге – Вазюкский, Нацменовский, Опаринский, Латышский, Альмежский, Пинюгский, Лунданский и один сплавной – Кузюгский.

1 августа 1931 года прошла реорганизация лесопромышленных предприятий на транспорте. Лесозаготовки были подчинены Всесоюзному объединению лесной промышленности (ВОЛП). На базе Мурашинского и Опаринского углестранхозов был организован Опаринский лестранхоз с непосредственным подчинением ВОЛПу.

В 1971 году все леспромхозы были переданы в подчинение объединения «Кировлеспром».

Если с момента организации в составе леспромхоза было восемь лесопунктов, то с 1940 года он начал территориально сокращаться. И с 1957 года леспромхоз имел только Вазюкский и Опаринский лесопункты.

Маромицкий леспромхоз выделился из состава Опаринского ЛПХ в 1951 году. Латышский лесопункт передан Альмежскому леспромхозу с 1 июля 1957 года.

С мая 1958 года из состава Опаринского лесопункта выделены самостоятельные цеха: УЖД, нижний склад, Опаринский лесопункт. В 1982 году выделен транпортный цех. Опаринская УЖД пущена в эксплуатацию в 1955 году. 23 апреля 1968 года пущен в эксплуатацию энергохимкомплекс, получена первая смола. В 1978 году, после реконструкции энергохимкомплекса, открыт цех паркета.

1 апреля 1989 года к Опаринскому леспромхозу присоединены Опаринское и Моломское лесничества, и он переименован в Опаринский комплексный леспромхоз. В конце 1992 года предприятие вышло из подчинения объединению «Кировлеспром».

В мае 1994 года Опаринский комплексный леспромхоз преобразован в акционерное общество открытого типа АООТ «Опаринский комплексный ЛПХ».

В первые годы существования лестранхоза в нем в основном работала сезонная рабочая сила. С 1930 года начали прибывать постоянные кадры. Появление кадровых рабочих дало возможность разделить процесс лесозаготовок на отдельные производственные операции: заготовку, трелевку, вывозку- разгрузку, штабелевку.

На вывозке леса применялись обычные сани-розвальни и подсанки. В этот же период широкое распространение получили ледяные и снежные гужевые лесовозные дороги. Их использование во много раз повысило эффективность работы гужевого транспорта, и заготовку леса можно было уже вести в более отдаленных от железной дороги массивах.

На валке и раскряжевке применялся ручной инструмент: поперечная пила и топор. В 1935 году появилась лучковая пила, которая совершила переворот в технологии валки леса. Она обеспечила значительное повышение производительности труда.

l2

Существенную роль в механизации вывозки древесины сыграли тракторы С-65 и С-80, которые появились в 1935 году.

В 1939 году план по заготовке леса был доведен лестранхозу в объеме 600 тыс. куб.м.

В 1948 году в лес начали поступать электропилы «ЦНИМЭ-К-5» и трелевочные тракторы КТ-12. источником тока для электропил служила передвижная электростанция ПЭС-12/200.

В эти годы большое внимание уделяется строительству лесовозных дорог круглогодичного действия. В 1955 году в леспромхозе введена в эксплуатацию узкоколейная железная дорога и Вазюкская лежневая автодорога.

Опаринский леспромхоз

В качестве тягового состава использовались паровозы ВП-1, ВП-3, для вывозки леса поступили автомобили ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157.

В годы послевоенных пятилеток леспромхоз начал укомплектовываться кадрами постоянных рабочих. Правительство разрешило перевод колхозников по их желанию на постоянную работу в леспромхозы, а также организованный набор рабочих из других регионов страны.

В 1957 году электропилы на валке были заменены бензопилами «Дружба», на трелевку леса пришел дизельный трактор ТДТ-40, ТДТ-60. Погрузка стала вестись при помощи тракоторокранов. Для вывозки леса по УЖД поступили специальные сцепы.

С 1958 года в леспромхозе перешли на вывозку леса хлыстами, которые кряжевали на сортименты на нижних складах. Погрузка сортиментов в вагоны производилась уже кранами ККУ-7,5. Первый такой кран смонтирован и пущен в эксплуатацию в марте 1959 года.

Вывозка леса в 1959 году составила 384 тыс. куб м. В 1972 году заготовлено и вывезено 554 тыс. куб.м.

На предприятии в 1968 году работало 1374 человека, в 1972 году – 1321 человек.

В феврале 1967 года получен и задействован на УЖД первый тепловоз. В этом же году на погрузке хлыстов на Опаринском лесопункте начали использовать челюстные погрузчики. С декабря 1971 года стали применять на обрезке сучьев сучкорезные машины ЛО-25.

Постепенно, в связи с сокращением лесфонда и экономической нестабильностью в стране, началось сокращение объемов лесозаготовки. В 1995 – 1996 годах план заготовки леса был определен в объеме 160 тысяч кубометров. Сократилась и численность производственно-промышленного персонала – до 560 человек.

Опаринский леспромхоз – старейшее промышленное предприятие на территории нашего района. Жизнь нескольких поколений опаринцев связана с ним. Многие работали в Опаринском целыми семьями. Вот почему его история, даже в таком «сжатом» виде, интересна нам и сегодня.

По материалам сектора архива за 1997 год подготовила
Татьяна Тунгусова.

Добавить комментарий

  1. Василий Дударев

    Когда начали строить энергохимкомплекс,нас школьников, водили на экскурсию на энергопоезд.Ведь электричество в Опарино ,раньше включали только на несколько часов вечером, а теперь оно стало постоянным.

  2. Игорь Писбменный

    Здравствуйте! Ищу деда Котельников Григорий Александрович, до войны работал бухгалтером в леспромхозе, со слов его жены, моей бабушки. Бабушка работала там же на лесосплаве, Котельникова (Бушуева) Варвара Николаевна. У него было двое детей сын Анатолий 1936 года рождения, моя мама Валентина 1941 гожа рождения. Может у Вас какая нибудь информация о деде, отсутствие ее о нем тяготит. Спасибо.