Продолжу воспоминания М. Гендриксон: «Когда мы жили на хуторе, отцу не давали дома работать – избирали на какие – нибудь должности. Так как отец имел среднее образование, свободно владел русским языком, а более 90% эстонцев его не знали, вот и приходилось ему выполнять различные поручения сельского общества. В 1916 году его избрали уполномоченным по закупке муки в городе Кунгуре, чтобы не переплачивать купцам лишние деньги за хлеб. Закупали вагонами ржаную и пшеничную муку, отруби. После Февральской революции 1917 года отца избирают сельским старостой Альмежского сельского общества.
Временное правительство Керенского готовилось к выборам в Учредительное собрание. Старосте – отцу выслали избирательные бюллетени по 7 штук каждому избирателю и конверты. Разъяснительная работа не велась – люди не знали, какие партии за что выступают Выборам помешала Октябрьская революция. Весь избирательный материал оказался на вышке – чердаке нашего дома на хуторе. Впоследствие, ввиду недостатка бумаги в 1918 – 20 – х годах, бюллетени использовались для написания различных справок – обратная сторона была чистая. Правда, бумага была газетная».
Временное правительство успело выпустить свои деньги, они печатались на простой бумаге, не было ни года выпуска, ни номера. В народе их называли «керенками» по фамилии главы правительства – Керенского А.Ф. Гербом оставался двухглавый орёл только без царских регалий. Впервые и единственный раз в России были выпущены деньги номиналом в двадцать и сорок рублей.
Осенью 1917 года в Альмеже была создана лесоартель, чтобы не продавать дёшево лес купцам – перекупщикам. Избрали правление, председателем стал Бельтюков, который работал в магазине Пестова продавцом. Весной 1918 года артель распалась – председатель вместе со своим хозяином Пестовым уехали из Альмежа, дом передали Опаринскому потребительскому обществу – открыли его отделение. Другие члены правления артели заворовались и сбежали. Одного поймали, он всё свалил на других – так бесславно закончилась история этой артели.
С победой Октябрьской революции повсеместно устанавливаются Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Председателем Альмежского сельсовета был избран Анеман Юхан, членами Совета – Зуев Аркадий (рабочий из Питера), фамилия второго мне неизвестна. Сельсовет не имел своего помещения, своей канцелярии. Сотрудники жили по хуторам, собирались в народном доме (нардоме ) для проведения собраний или решения какого – либо дела. До 1924 года молодожёны регистрировались в Опарино.
В 1918 году летом была создана Северо – Двинская губерния, в которую входила и Опаринская волость в составе Никольского уезда. Нужно отметить, что все величайшие события страны в 1917 – 20 годах прошли для жителей Альмежа незаметно. Даже продотряды не бывали в наших краях, не как в южных районах волости. Единственное и существенное – это возникли трудности со снабжением продовольствием.
С установлением Советской власти оживилась культурная жизнь в Альмеже. Как бы кто к ней сейчас ни относился, но она даже медвежий угол оживила. На первом этаже дома Веске в 1918 году начала работать школа, правда, училась небольшая группа детей. До 1921 года учителем был Корбе Яков – уехал в Эстонию. Потом работали Нестеров – учил русских ребят, и Уйбо Ида. В 1923 году учителя уехали – Уйбо в Опарино, школа до осени 1924 года не работала. И только с 1924 года она стала постоянно работать. В этом же доме были открыты библиотека и изба – читальня. Первым избачём был Тонто, завбиблиотекой с 1921 года была М.Гендриксон. В доме Гмызина в пристройке, где был магазин, открылся народный дом. В нём проходили собрания, а молодёжь вечерами веселилась. Позднее установили сцену для проведения выступлений драмкружка.
В конце 1920 года в Альмеже возникла первая комсомольская ячейка. Дежурный по станции предложил русской и эстонской молодёжи организовать комсомольскую организацию. Согласились. Но когда узнали, что союз молодёжи это коммунистическая организация, некоторые испугались и отказались от членства в комсомоле. Да и родители запрещали. Вступали смелые, независимые, не слушали родителей. Всем им было уже по 20 лет. Вот так слово «коммунистический» пугало молодых хуторян, особенно их родителей. Позднее все снова вступили в комсомол. М.Гендриксон так рассказала о своём вступлении:
«В комсомол я вступила поздно – в 1925 году, когда мне было уже 22 года. Вначале родители категорически запретили вступать, а когда поняли, что эта организация ничего плохого не несёт – разрешили. Наша работа в комсомоле состояла в шефской помощи различным организациям – оказывали им содействие. Кто – то был прикреплён к сельсовету, другие к школе, народному дому, кооперативу, КОВ (комитет общества взаимопомощи) и так далее. Всего два года я была в комсомоле. Вышла замуж, муж потребовал выйти из комсомола, а до этого сам вышел».
С ноября 1922 года во главе комсомольской организации стал Ботвин Иван. До этого он возглавлял районную комсомольскую организацию. Работа оживилась. Активными комсомольцами были Усков Т., Хиндов Э. В 1925 году число комсомольцев стало более десяти – Барановский Прохор – секретарь, Киви Эдуард, Кулль Эрих и Фёдор, Николаев Артур, Ключникова (Глебова) Зина, Куус Эрна, Аннок Рудольф, Гренков Фёдор, Ботвина Клавдия, Ильянков Осип, Платайс Павел и Леокене Ольга. А Василий Ботвин, активный общественник, так и не был комсомольцем, хотя брат Иван и сестра Клавдия были первыми из альмежских комсомольцев
Про коммунистов Альмежа скудные данные. Известно, что в 1925 году было шесть членов партии. Нагибин Н.И. – с 1919года член партии, Тинерт Т.А.- с 1924, Минин И.П. – 1924 – был секретарём – дорожный мастер, Петров З.А. – с 1925, Блау К.И. – 1919, Баёв Я.Д.- 1920. В чём суть их работы в тот период – мне неизвестно. Наверно, занимались разъяснительной работой среди хуторян. Да, интересно, в 1928 году числился партиец – одиночка Пономарёв. В 1926 году проводилась районная партийная конференция, на которую избирали по одному представителю от 3 членов партии.
Что выписывали и читали хуторяне в середине двадцатых годов? 12 подписчиков выписывали « Крестьянскую газету», «Жизнь деревни» – 13, «Эдази» («Вперёд») -32, «Беднота» – 1, «Красный воин» – 1, « Советская мысль» – 6, «Гудок» – 17, журнал « Лапоть» – 1 , « Сам себе агроном» – 1, «Безбожник» – 1. Ну что ж, не так и мало для нашего края. Народ интересовался жизнью страны.
В 1921 году в двухэтажном доме Лучинина начала работать лесозаготовительная контора. Работали Платайс П – счётный работник, Киви Э, Хаугас О, Алоп Р. – приёмщики. Принимали лес у хуторян, организовывали артели для заготовки леса на хуторах, хозяева которых не могли сами этим заниматься.
И в заключение познакомлю читателей с первыми советскими деньгами. Их называли «совзнаками», деньги были упрощённые – не было ни номера, ни года выпуска. Выпустили в марте 1919 года с датой «1918» Печатная форма для первых денег была изготовлена ещё Временным правительством. На них был изображён двуглавый орёл – герб Временного правительства. И только в 1921 году деньги стали печатать с советским гербом и призывом – « Пролетарии всех стран….» на семи языках. В этом же году были напечатаны деньги стоимостью , 1,5, 10 миллионов рублей как в 90 – е на Украине – все мы были тогда миллионеры.
Юрий Холопов, продолжение следует…