История Альмежа. Лесопункт «Консервлес»

Взгляд назад

В годы первой пятилетки 1928 – 32 года в СССР были построены тракторные заводы и появилась возможность использовать их в лесной промышленности. В наших краях работали С-60 («сталинцы») , которые производил Челябинский тракторный завод. При обычных тракторных санях нельзя было строить ледяную дорогу – гусеницы трактора разрушали ледяную колею.

История Альмежа

В 1935 году инженер Гинсбург изобрёл однополозные тракторные сани ТОС -20Д, которые к 1937 году широко использовались в лесопунктах, так как их изготовление не представляло сложности. Для таких саней использовалось бревно диаметром 40 – 45 см, длиной метров 8, окантовывалось с боков, подбивалось снизу железной полосой. Где – то на 5-6 метре к этому полозу крепились с обеих сторон короткие полозья – лыжи, стабилизаторы, как поплавки у тримарина. Главная нагрузка – это 90 – 95 % груза, приходилась на центральный полоз, который скользил по ледяной колее. Гусеницы уже не портили эту колею. И трактор С – 60 вёз сцепку таких саней, перевозя до 1000 кубометров древесины за рейс.

Рекорд установили в Плесецком лесопункте Архангельской области. За один рейс тракторный поезд перевёз 1380 кубометров, весом примерно 1260 тонн. Чтобы перевести такой груз по железной дороге, потребовалось бы 20 вагонов.

За качеством тракторной ледяной дороги следила специальная бригада, которая имела тракторный прицеп, оборудованный «колерезом» – приспособлением для нарезки и уплотнения в снегу колеи для саней. На этом же прицепе стояла большая бочка с водой для заливки её в колею для центрального полоза. С 1937 года такие сани внедрялись в лесной промышленности. В Альмеже такая ледяная дорога была в лесопункте Консервлес. Более вероятно, что и в Опаринском и Вазюгском лесопунктах такие однополозные сани и ледяные дороги тоже были.

Лесопункт Консервлес основную заготовку леса вёл в Бронино, который находился от Альмежа в 12 – 13 км.

Схема – Бронино
Схема – Бронино

По рассказу Колесниченко В. В.: «В Бронино было построено несколько бараков, контора, столовая, дом начальника лесопункта и гараж для тракторов – их было 2, конюшня. Старший брат мой работал грузчиком, а сестра в столовой. Начальником лесопункта был в то время Шторх А.Ю., жил с семьёй. Летом приезжал сын. Вот тогда впервые я увидел волейбольный мяч».

Шторх А.Ю. в октябре 1940 года был арестован и осуждён по ст. 58 п. 10 на 5 лет лишения свободы. Реабилитирован в 1964-м. Да, ещё и в 1940 году «находили» врагов народа, а я думал, что только в 1937 – 38 годах.

Школы в Бронино не было – её закрыли в 1934 году. Так «добровольно» вовлекали в колхоз окрестных хуторян, что они бросили всё и поразъехались. А до 1934 года в школу ходило более 50 учеников. Дети рабочих Консервлеса ходили уже в школу в деревне Кичуг – 2 км.

Сколько было рабочих? Откуда их набирали? Был издан приказ о поголовной стрижке волос – вшивость была. Трактористами были Суманеев, Буйницкий и М. Е. Глебов.

Суманеев
Суманеев И.П.
Буйницкий
Буйницкий

По рассказу дочери Суманеева, лес первоначально возили в Опарино по дороге Кичуг – Куваж, но потом по ледяной дороге Кичуг – Альмеж (вилловская, построенная в 1911 году) в Альмеж. Какой объём заготовки и вывозки леса – пока неизвестно. С началом войны тракторы забрали на фронт. Большинство построек лесопункта из Бронино было перевезено в Альмеж. Здания были поставлены по улице Привокзальной – возле железнодорожной будки.

Вот такие скромные данные о лесопункте Консервлес в конце 30-х годов.

Ю. Холопов, продолжение следует…

Добавить комментарий

  1. golubev_sergej

    1000 кубометров древесины за рейс.Это же- Плотность сосны 800кг/м куб, вес п*R*R*L*p=3.14*0.125м*0.125м*11.6м*88шт*800кг/м куб = 40066.4 кг или 40т – по нагрузкам проходит. Объем леса на вагон 50 кубов.

  2. basil

    Помню хорошо, как выглядел трактор С-80.Если зимой он ехал по улице, в доме начинала звенеть посуда.Никогда не задумывался что означает буква С.Автомобиль ЗИС-5 -там все ясно, завод имени Сталина.

  3. Юрий

    Были С- 100, даже С-140. Больше незнаю.