Эх, сторонка родная

Два события зародили жизнь в нашем крае – это постройка железной дороги Пермь – Котлас и проведение в жизнь аграрной реформы Столыпина. И наш «медвежий» угол (так называли наши места жители Юрьянской волости) начал оживать.

Итак, поговорим о строительстве железной дороги Пермь – Котлас.

Вятские, сибирские купцы нуждались в этой дороге, чтобы вывозить свои товары за границу через Архангельский порт. Единственный путь был в основном зимой по старому тракту Орлов – Красное – Паломица – Подосиновец и Великий Устюг. На этом пути были трактиры, разъезжали купцы, продавая местному населению различные товары. Шли обозы, которые разгружались на пристанях реки Юг – в Подосиновце и ниже по течению. Только одни вятские купцы в 1872 году перевезли 1005000 пудов товара. Ржи – 600000 пудов, ржаной муки – 200000 пудов, льна – 80000 пудов и кудели – 125000 пудов. А ещё сибирские купцы везли металл, меха, хлеб, сливочное масло. Даже трудно представить сейчас, как по таким глухим местам (в наше время ) проходило столько обозов, сколько провозилось различных товаров. 100 лет назад с небольшим в тех местах кипела жизнь.

Сразу возникает вопрос, а в наши дни Кировская область вывозит рожь, лён за границу? Эти товары и сейчас пользуются повышенным спросом на мировых рынках

Не все купцы могли довезти свои товары до Архангельска – разгружать и складировать товары по реке Юг, потом дожидаться начала судоходства, загружать баржи и по рекам везти в Архангельск. Хлопотно и дорого. И всё же везли, значит, имели барыш. В этих товарах нуждались и архангельские купцы, которые торговали с зарубежными странами со времен правления Ивана Грозного – где-то с 1551 года. Архангельский порт славился на мировом рынке по экспорту сельскохозяйственной продукции и уральского металла. Стоит привести интересный факт. У владычицы морей Англии почти весь парусный флот был построен из архангельской сосны, а паруса и канаты – из русского льна и конопли.

Читайте также:  Нянда – Урдома

В 1867 году архангельское купечество, более богатое, пожелало соединить железной дорогой реки Вятку и Северную Двину. Собрали 5000 рублей на изыскательские работы. Инженеры, после изысканий, пришли к выводу – дорогу можно построить. Затраты – 12 – 13 тысяч рублей, но дорога – узкоколейная. Об этом было доложено на заседании Вятского губернского собрания.

В 1868 году Губернское собрание подало заявку в правительство о включении железной дороги Вятка – Двина и Сибирской (от Ярославля до Перми через Вятку) в список строительства необходимых железных дорог. Но опоздали – такой список был уже утверждён. В 1876 году министр путей сообщения прислал радостную весть: дороги будут строить. Но началась война с Турцией – было не до дорог. Вятское губернское собрание в 1892 году было согласно и на узкоколейную дорогу и предлагало внести в фонд строительства 200000 рублей. Но в это время в строилась Транссибирская магистраль, и было не до нашей дороги.

И только летом 1895 года министр финансов С. Ю. Витте сообщил, что «Величайшим повелением», Указом императора Николая II, министру путей сообщения было дано указание приступить к строительству ширококолейной железной дороги Пермь – Вятка – Котлас как необходимой для экспорта сельскохозяйственных и промышленных товаров. Наконец, началось строительство, и за четыре года дорогу построили. В 1897 году был заложен Киров-Котласский вокзал. И сейчас он стоит, являясь прекрасным памятником зодчества.

Юрий Холопов.
Продолжение следует…

Добавить комментарий

  1. basil

    Трудно представить как все это строилось, ведь в те времена техники не было, ни тракторов, ни экскаваторов. Построить такую дорогу через леса, болота и реки за четыре года – колоссальный труд!

  2. golubev_sergej

    Я тоже удивляюсь.Труд колоссальный.Сейчас наверно с таким упорством не заставишь строить.Купцы и промышленники вон какие деньги выделяли.Что то для народа делали.А сейчас одних футболистов за миллионы долларов покупают.

  3. Ш.Н.Н.

    Уже в первой своей публикации Юрий Михайлович поднял несколько интересных тем. Одна из них о торговом Архангельске. Он пишет: “В этих товарах нуждались и архангельские купцы, которые торговали с зарубежными странами со времен правления Ивана Грозного – где-то с 1551 года”. Внесем уточнение. В 1553 г. анг. кор. Эдуард VI отправил три корабля в Сев. ок.; разлученные бурей, два из них погибли у берегов  Русской Лапландии, а Ченслор (в современной интерпретации Ченслер (Ченселлор) Ричард 24.08.1553 г. высадился в Никольском устье Северной Двины. В Москве он подвл грамоту короля Эдварда царю Ивану (Иоанну) Грозному. В 1554 году Ченслер был отпущен Иоанном с ответом, царь писал, что с радостью примет английских купцов и послов. Ченслер вернулся в Лондон, где в феврале 1555 года  была создана “Московская компания”, которая снарядила Ченслера в новую экспедицию, чтобы заключить торговый договор с Россией.  Иоанн милостиво принял английского посланца с товарищами; вручил  им торговую грамоту, объявив в ней, что они свободно и беспошлинно могут торговать во всех городах России. В 1556 году Ченслер отплыл в Англию на 4 нагруженных  русскими товарами кораблях и с русским посланником Иосифом Непеем. К сожалению, только один корабль достиг Лондона, другие погибли в шторме близ шотландских берегов, где утонул и сам Ченслер. Русский посланник спасся. Так была установлена торговля между Россией и Англией. И потому годом рождения Архангельского торгового порта счиается 1556 год.

  4. vlvitalich

    Президент Путин В.В., тоже ведёт такую политику ,строительство автомобильных и железнодорожных дорог. Спасибо правительству за это.   Вот только на местах ,руководство плохо шевелиться . Когда уж ,заасфальтируют кусок дороги : от п.Вазюг до п.Опарино?.

  5. Татьяна Тунгусова

    Никто асфальта не обещал.

  6. непонятливый

    Как это? Стоя на грязной щбенке, покрытой каким то слоем…..при сдаче дороги в эксплуатацию. Лично слышал. Господин Наволоцкий не даст соврать.

  7. Татьяна Тунгусова

    Сказано было так. Вот будет построена дорога до Подосиновского района, изучим грузопоток  и тогда рассмотрим вопрос об асфальтировании участка Вазюк – Опарино.

  8. Василий

    Все  это  совершали  люди,  фамилии  которых,  к  сожалению,  уже  и  забыты. Хочется  добавить то  немногое,  которое удалось  найти на  некоторых  сайтах.
    «В 1894 году,  летом, российское правительство организовало экспедицию на Север под руководством министра финансов С.Ю. Витте. В состав экспедиции была введена комиссия во главе с генерал-лейтенантом Перцовым для выяснения, какую железную дорогу необходимо провести. После завершения экспедиции прошло 14 заседаний, прежде чем комиссия пришла к заключению: железную дорогу Пермь — Вятка — Котлас построить при первой же возможности.»  И ещё:
    «Руководителями строительства были назначены начальник работ И. Н. Быховец, его помощники Толмачев, Березин и Штольцман. Строительство дороги, протяженностью 812 верст, финансировали заинтересованные в экспорте сибирского хлеба, масла, пушнины, льна купцы и промышленники братья Володины, Натансон, Луи Дрейфус и Ко, Русский банк внешней торговли.»
     
     

  9. basil

    В Москве ,возле Казанского вокзала, стоит памятник, там несколько фигур: Сергей Юльевич Витте, Ефим Алексеевич Черепанов и другие.И надпись:
    “Император Всероссийский Николай I 12 февраля 1842 года подписал указ о сооружении железной дороги Москва-Санкт Петербург”.

  10. vlvitalich

    Асфальт проложить до Опарино как раз и обещало , областное руководство,а тогда какой смысл асфальтировать было дорогу до Вазюка.

  11. Татьяна Тунгусова

    На Вазюке  благие намерения и деньги закончились. Выяснилось, что асфальтирование дороги обходится дороже, чем новое ее строительство.

  12. Алексей

    По дороге.
    Когда-то это была федеральная трасса с федеральным финансированием (когда строили до Вазюка). Потом нормальные средства выделили до Опарино, но Кировская область не смогла их использовать, а потому средства забрали. На сл. год только ленивый не выпрашивал снова выделить на дорогу, в т.ч., знаю, к примеру, Доронин вклад серьезный внес. Дали, но уже не на асфальт! Но еще федеральные. Потом Путин договорился на счет нескольких крупных проектов: Олимпиада, Дальний Восток (саммит или чё), Казань, впереди ЧМ по футболу. Бабла на все не хватит, а потому трассу вычеркнули из федеральных программ. Скрябино-Альмеж и теперь Опарино-Альмеж – чисто из областных денег, без федеральных, а потому и без асфальта.
    Кто там Путину спасибо говорил? Ну-ну… 🙂

  13. СТАЛИН

    северные районы бесперспективны ,население убывает  поэтому и асфальта не будет

  14. golubev_sergej

    Это издержки плановой экономики.Вырезать,выпилить и бросить.А там трава не расти.

  15. vlvitalich

    Уважаемый Голубев Сергей , а как же в советское время, плановая экономика и дровишки свободно можно было выписать хоть в ЛПХ ( 4 их было) ПМК, коммунальная контора ,колхоз “Россия”  и т д. Так ,что не надо….  А сейчас в Опарино ,в лесном краю проблема даже с отоплением.

  16. golubev_sergej

    Все верно.Выписывали.Только не приучили народ думать.А как же всю жизнь сами на себя надеялись?(Я имею ввиду до революции)И сейчас можно создать что то типа бригады.Безработных пол поселка.Сейчас КПСС нет-толкать некому.Вот администрация пусть и подумает.А то когда петух клюнул-все заголосили.

  17. Ирина

    То то и оно ,что администрация  не думает.

  18. golubev_sergej

    И народ молчит.

  19. vlvitalich

    Причём здесь народ , ты ,Голубев Сергей всё людей на что то подталкиваешь, а не лучше  ли , чтоб народные избранники ,эти вопросы решали ?

  20. Свой

    Под лежачий камень вода не течёт, народных избранников толкать то же нужно. 

  21. golubev_sergej

    vlvitalich тогда чем недовольны.Молчите и сидите без дров.

  22. golubev_sergej

    А если народ молчит,то администрации проще.

  23. vlvitalich

    Уважаемый Сергей Голубев , вот ты частенько возмущаешься ,да поддакиваешь только в “Сороке”, а в “Опаринской Искре” -слабо высказаться?  Веде ,она ближе и доступнее к населению. Подумай…    Может скорее ,всё сдвинется с мёртвой точки.Или я не прав.  А то” районка ” ,какая то уж больно  ,тоскливая  газетка- одни поздравления  ,да ритуальные дела .Не одной проблемной статьи ,ни журналистских расследований ….увы  невидно. Будто в районе ,благодать. Прошу извинить за откровенность.

  24. golubev_sergej

    vlvitalich -жил бы в районе,высказался и в районке.

  25. golubev_sergej

    Николай Николаевич Шкаредный в рубрике “Большая проблема маленького поселка” примерно тоже сказал,что и я.ЖКХ есть-может вполне дровами заняться.Так что ни я один так думает.

  26. golubev_sergej

    vlvitalich -и еще.Летом УЖД снегом не завалена,можно было подумать про дрова и в районе,и для народа.Тем более (как я уже писал)узкоколейке не надо ждать когда дороги замерзнут.Она может работать круглый год.

  27. vlvitalich

    Сергей , (с любовью) тебе надо руководить районом.  Хорошие предложения излагаешь.

  28. golubev_sergej

    Так я надеюсь все в Опарино так думают.Только вот почему ничего не делается?Что в администрации всем по барабану?У нас например глава не стесняется если что то большое надо сделать сход собирает.Прошлый год например асфальт проложили по улицам.И видно что администрация работает,да и по новому асфальту ездить приятнее чем по ямам.

  29. Холопов Ю. М.

    Ну и ну! Я  землякам о ж.д. а оппоненты о дровах. Василию – будут эти фамилии.  Ш.Н.Н.-  а поняли бы меня читатели. Это же  целый раздел русско- анг. отношений. Дай бог  суметь  осветить темы- стр. ж.д. и заселение хуторов. Извините, допустил ошибку – дату неправильно назвал – для историка это большой пробел. Спасибо всем активность.