Два события зародили жизнь в нашем крае – это постройка железной дороги Пермь – Котлас и проведение в жизнь аграрной реформы Столыпина. И наш «медвежий» угол (так называли наши места жители Юрьянской волости) начал оживать.
Итак, поговорим о строительстве железной дороги Пермь – Котлас.
Вятские, сибирские купцы нуждались в этой дороге, чтобы вывозить свои товары за границу через Архангельский порт. Единственный путь был в основном зимой по старому тракту Орлов – Красное – Паломица – Подосиновец и Великий Устюг. На этом пути были трактиры, разъезжали купцы, продавая местному населению различные товары. Шли обозы, которые разгружались на пристанях реки Юг – в Подосиновце и ниже по течению. Только одни вятские купцы в 1872 году перевезли 1005000 пудов товара. Ржи – 600000 пудов, ржаной муки – 200000 пудов, льна – 80000 пудов и кудели – 125000 пудов. А ещё сибирские купцы везли металл, меха, хлеб, сливочное масло. Даже трудно представить сейчас, как по таким глухим местам (в наше время ) проходило столько обозов, сколько провозилось различных товаров. 100 лет назад с небольшим в тех местах кипела жизнь.
Сразу возникает вопрос, а в наши дни Кировская область вывозит рожь, лён за границу? Эти товары и сейчас пользуются повышенным спросом на мировых рынках
Не все купцы могли довезти свои товары до Архангельска – разгружать и складировать товары по реке Юг, потом дожидаться начала судоходства, загружать баржи и по рекам везти в Архангельск. Хлопотно и дорого. И всё же везли, значит, имели барыш. В этих товарах нуждались и архангельские купцы, которые торговали с зарубежными странами со времен правления Ивана Грозного – где-то с 1551 года. Архангельский порт славился на мировом рынке по экспорту сельскохозяйственной продукции и уральского металла. Стоит привести интересный факт. У владычицы морей Англии почти весь парусный флот был построен из архангельской сосны, а паруса и канаты – из русского льна и конопли.
В 1867 году архангельское купечество, более богатое, пожелало соединить железной дорогой реки Вятку и Северную Двину. Собрали 5000 рублей на изыскательские работы. Инженеры, после изысканий, пришли к выводу – дорогу можно построить. Затраты – 12 – 13 тысяч рублей, но дорога – узкоколейная. Об этом было доложено на заседании Вятского губернского собрания.
В 1868 году Губернское собрание подало заявку в правительство о включении железной дороги Вятка – Двина и Сибирской (от Ярославля до Перми через Вятку) в список строительства необходимых железных дорог. Но опоздали – такой список был уже утверждён. В 1876 году министр путей сообщения прислал радостную весть: дороги будут строить. Но началась война с Турцией – было не до дорог. Вятское губернское собрание в 1892 году было согласно и на узкоколейную дорогу и предлагало внести в фонд строительства 200000 рублей. Но в это время в строилась Транссибирская магистраль, и было не до нашей дороги.
И только летом 1895 года министр финансов С. Ю. Витте сообщил, что «Величайшим повелением», Указом императора Николая II, министру путей сообщения было дано указание приступить к строительству ширококолейной железной дороги Пермь – Вятка – Котлас как необходимой для экспорта сельскохозяйственных и промышленных товаров. Наконец, началось строительство, и за четыре года дорогу построили. В 1897 году был заложен Киров-Котласский вокзал. И сейчас он стоит, являясь прекрасным памятником зодчества.
Юрий Холопов.
Продолжение следует…
Трудно представить как все это строилось, ведь в те времена техники не было, ни тракторов, ни экскаваторов. Построить такую дорогу через леса, болота и реки за четыре года – колоссальный труд!
Я тоже удивляюсь.Труд колоссальный.Сейчас наверно с таким упорством не заставишь строить.Купцы и промышленники вон какие деньги выделяли.Что то для народа делали.А сейчас одних футболистов за миллионы долларов покупают.
Уже в первой своей публикации Юрий Михайлович поднял несколько интересных тем. Одна из них о торговом Архангельске. Он пишет: “В этих товарах нуждались и архангельские купцы, которые торговали с зарубежными странами со времен правления Ивана Грозного – где-то с 1551 года”. Внесем уточнение. В 1553 г. анг. кор. Эдуард VI отправил три корабля в Сев. ок.; разлученные бурей, два из них погибли у берегов Русской Лапландии, а Ченслор (в современной интерпретации Ченслер (Ченселлор) Ричард 24.08.1553 г. высадился в Никольском устье Северной Двины. В Москве он подвл грамоту короля Эдварда царю Ивану (Иоанну) Грозному. В 1554 году Ченслер был отпущен Иоанном с ответом, царь писал, что с радостью примет английских купцов и послов. Ченслер вернулся в Лондон, где в феврале 1555 года была создана “Московская компания”, которая снарядила Ченслера в новую экспедицию, чтобы заключить торговый договор с Россией. Иоанн милостиво принял английского посланца с товарищами; вручил им торговую грамоту, объявив в ней, что они свободно и беспошлинно могут торговать во всех городах России. В 1556 году Ченслер отплыл в Англию на 4 нагруженных русскими товарами кораблях и с русским посланником Иосифом Непеем. К сожалению, только один корабль достиг Лондона, другие погибли в шторме близ шотландских берегов, где утонул и сам Ченслер. Русский посланник спасся. Так была установлена торговля между Россией и Англией. И потому годом рождения Архангельского торгового порта счиается 1556 год.
Президент Путин В.В., тоже ведёт такую политику ,строительство автомобильных и железнодорожных дорог. Спасибо правительству за это. Вот только на местах ,руководство плохо шевелиться . Когда уж ,заасфальтируют кусок дороги : от п.Вазюг до п.Опарино?.
Никто асфальта не обещал.
Как это? Стоя на грязной щбенке, покрытой каким то слоем…..при сдаче дороги в эксплуатацию. Лично слышал. Господин Наволоцкий не даст соврать.
Сказано было так. Вот будет построена дорога до Подосиновского района, изучим грузопоток и тогда рассмотрим вопрос об асфальтировании участка Вазюк – Опарино.
Все это совершали люди, фамилии которых, к сожалению, уже и забыты. Хочется добавить то немногое, которое удалось найти на некоторых сайтах.
«В 1894 году, летом, российское правительство организовало экспедицию на Север под руководством министра финансов С.Ю. Витте. В состав экспедиции была введена комиссия во главе с генерал-лейтенантом Перцовым для выяснения, какую железную дорогу необходимо провести. После завершения экспедиции прошло 14 заседаний, прежде чем комиссия пришла к заключению: железную дорогу Пермь — Вятка — Котлас построить при первой же возможности.» И ещё:
«Руководителями строительства были назначены начальник работ И. Н. Быховец, его помощники Толмачев, Березин и Штольцман. Строительство дороги, протяженностью 812 верст, финансировали заинтересованные в экспорте сибирского хлеба, масла, пушнины, льна купцы и промышленники братья Володины, Натансон, Луи Дрейфус и Ко, Русский банк внешней торговли.»
В Москве ,возле Казанского вокзала, стоит памятник, там несколько фигур: Сергей Юльевич Витте, Ефим Алексеевич Черепанов и другие.И надпись:
“Император Всероссийский Николай I 12 февраля 1842 года подписал указ о сооружении железной дороги Москва-Санкт Петербург”.
Асфальт проложить до Опарино как раз и обещало , областное руководство,а тогда какой смысл асфальтировать было дорогу до Вазюка.
На Вазюке благие намерения и деньги закончились. Выяснилось, что асфальтирование дороги обходится дороже, чем новое ее строительство.
По дороге.
Когда-то это была федеральная трасса с федеральным финансированием (когда строили до Вазюка). Потом нормальные средства выделили до Опарино, но Кировская область не смогла их использовать, а потому средства забрали. На сл. год только ленивый не выпрашивал снова выделить на дорогу, в т.ч., знаю, к примеру, Доронин вклад серьезный внес. Дали, но уже не на асфальт! Но еще федеральные. Потом Путин договорился на счет нескольких крупных проектов: Олимпиада, Дальний Восток (саммит или чё), Казань, впереди ЧМ по футболу. Бабла на все не хватит, а потому трассу вычеркнули из федеральных программ. Скрябино-Альмеж и теперь Опарино-Альмеж – чисто из областных денег, без федеральных, а потому и без асфальта.
Кто там Путину спасибо говорил? Ну-ну… 🙂
северные районы бесперспективны ,население убывает поэтому и асфальта не будет
Это издержки плановой экономики.Вырезать,выпилить и бросить.А там трава не расти.
Уважаемый Голубев Сергей , а как же в советское время, плановая экономика и дровишки свободно можно было выписать хоть в ЛПХ ( 4 их было) ПМК, коммунальная контора ,колхоз “Россия” и т д. Так ,что не надо…. А сейчас в Опарино ,в лесном краю проблема даже с отоплением.
Все верно.Выписывали.Только не приучили народ думать.А как же всю жизнь сами на себя надеялись?(Я имею ввиду до революции)И сейчас можно создать что то типа бригады.Безработных пол поселка.Сейчас КПСС нет-толкать некому.Вот администрация пусть и подумает.А то когда петух клюнул-все заголосили.
То то и оно ,что администрация не думает.
И народ молчит.
Причём здесь народ , ты ,Голубев Сергей всё людей на что то подталкиваешь, а не лучше ли , чтоб народные избранники ,эти вопросы решали ?
Под лежачий камень вода не течёт, народных избранников толкать то же нужно.
vlvitalich тогда чем недовольны.Молчите и сидите без дров.
А если народ молчит,то администрации проще.
Уважаемый Сергей Голубев , вот ты частенько возмущаешься ,да поддакиваешь только в “Сороке”, а в “Опаринской Искре” -слабо высказаться? Веде ,она ближе и доступнее к населению. Подумай… Может скорее ,всё сдвинется с мёртвой точки.Или я не прав. А то” районка ” ,какая то уж больно ,тоскливая газетка- одни поздравления ,да ритуальные дела .Не одной проблемной статьи ,ни журналистских расследований ….увы невидно. Будто в районе ,благодать. Прошу извинить за откровенность.
vlvitalich -жил бы в районе,высказался и в районке.
Николай Николаевич Шкаредный в рубрике “Большая проблема маленького поселка” примерно тоже сказал,что и я.ЖКХ есть-может вполне дровами заняться.Так что ни я один так думает.
vlvitalich -и еще.Летом УЖД снегом не завалена,можно было подумать про дрова и в районе,и для народа.Тем более (как я уже писал)узкоколейке не надо ждать когда дороги замерзнут.Она может работать круглый год.
Сергей , (с любовью) тебе надо руководить районом. Хорошие предложения излагаешь.
Так я надеюсь все в Опарино так думают.Только вот почему ничего не делается?Что в администрации всем по барабану?У нас например глава не стесняется если что то большое надо сделать сход собирает.Прошлый год например асфальт проложили по улицам.И видно что администрация работает,да и по новому асфальту ездить приятнее чем по ямам.
Ну и ну! Я землякам о ж.д. а оппоненты о дровах. Василию – будут эти фамилии. Ш.Н.Н.- а поняли бы меня читатели. Это же целый раздел русско- анг. отношений. Дай бог суметь осветить темы- стр. ж.д. и заселение хуторов. Извините, допустил ошибку – дату неправильно назвал – для историка это большой пробел. Спасибо всем активность.