Автошкола. Продолжение темы.

Как и всегда, читатели при обсуждении статьи «Нужна ли району автошкола?» – «Опаринская сорока» 18 марта 2014 года – подняли много самых разных вопросов. Сейчас, когда, как мне кажется, страсти и суждения улеглись, можно подвести некоторые итоги.

Почему меня затронула эта тема? Да потому что я, как и многие участники дискуссии, имею к этому прямое отношение. В далеком 1961 году комсомольская организация Вазюкского лесопункта Опаринского леспромхоза, которую в то время я возглавлял, приняла решение организовать в поселке курсы мотоциклистов. Сказано – сделано. Подключили Опаринскую автошколу ДОСААФ.

Как известно, в те годы не было Опаринского района, по велению Н.С.Хрущева он влился в Мурашинский район. Тем не менее, занятия на наших кусах по подготовке мотоциклистов вели инструкторы из Опарино. Занятия были организованы непосредственно в поселке по выходным дням и в вечернее время. У нас не было специального класса, а об автодроме в ту пору вообще никто не заводил и речи. Нашими учебными полигонами были кузюгские косогоры, а виртуозность вождения мотоцикла мы отрабатывали на узенькой тропке, проложенной неутомимыми пешеходами по бровке железнодорожного полотна от Вазюка до Староверческой. Иногда для этих целей использовали лежневку, но на ней была опасность потерять в провалившейся между бревнами расщелине колесо и даже голову. Тогда шлемы были не в моде.

По завершении курсов наша группа дружно сдала зачеты по правилам уличного (тогда это так называлось) движения и езду. Причем экзамен по управлению мотоциклом все сдавали на одной машине – мотоцикле начальника станции Вазюк Анатолия Ивановича Заборского. Часто его мотоцикл служил нам и учебным пособием. Непросто было управиться с машиной на занесенных снегом улицах. Но мы все успешно выдержали экзамен и получили удостоверения. Так я влился в отряд автомотолюбителей. Права на вождение автомобилем получил уже в Коряжме. Но база была заложена Опаринской автошколой. Поэтому до сих пор бережно храню личную карточку водителя, которую выдали мне 23 марта 1962 года. Поэтому на вопрос: «Нужна ли району автошкола?» – голосую «ЗА».

Но за этим «за» стоит множество вопросов. Попробую подвести под них свое обоснование. Во-первых, хотелось бы снять с руководителей Опаринской средней школы необоснованные обвинения в том, что они часть заработанных автошколой средств, якобы, используют по своему усмотрению, хотя, думаю, они имеют на это право. Только право и деньги – вещи разные. Простой расчет показывает: в течение года школа готовит 2-3 группы будущих водителей, стоимость обучения 15 тыс. руб. Итак, если даже в группе одновременно обучается до 30 человек, то школа за 4 месяца может получить доход в 450 тыс. рублей. Две группы дают 900 тыс. Если наберут три группы, то получат 1350 рублей.

В своем комментарии Опаринец приводит очень веские аргументы: средства использовались на ремонт гаражей и учебных классов, заменена мягкая кровля и профнастил (я как человек, практически всю жизнь соприкасающийся со строительством и ремонтами по своим должностным обязанностям, хорошо знаю в какую копеечку все это выливается). Далее он перечисляет: выполнение предписаний Госпожнадзора, приобретен автомобиль, обновлялась материальная база. Приплюсуйте к этим расходам заработную плату инструкторов, оплату бензина и запасных частей (как ни странно, автомобили требуют текущего техухода!), оплату за энергоресурсы и эксплуатацию учебных классов (они, эти классы, собственность средней школы), оплату техперсонала и т. д. Может быть, я еще что-то упустил, но дело не в этом.

Из этой арифметики видно, что автошкола жила и работала только благодаря «крыше» – Опаринской средней школе. Так что особых «золотых яичек» автошкола никогда не несла. Да и задача у нее была совсем другая – не деньги зарабатывать, а готовить квалифицированные кадры водителей, чтобы обеспечить безопасное движение на дорогах района. И потому надо сказать спасибо руководителям Опаринской средней школы, что они заботились об автошколе и опекали ее. Сегодня ситуация изменилась. Так и встал ребром вопрос: «Нужна ли району автошкола?»

«Кто может реально помочь автошколе? – спрашивает автор публикации. – Вероятно, район, сделав ее муниципальной». Я часто и много езжу по различным регионам России, бываю в районных центрах и городах, но нигде не встречал муниципальных автошкол. Да и нужна ли администрации района эта «нагрузка», если в районе нет ни одного муниципального автопредприятия? Для чего и для кого район должен в этом случае организовывать и содержать автошколу и готовить кадры? Приведенные выше расчеты показывают, что аргумент: «В этом случае зарабатываемые средства (имеется в виду автошколой) пошли бы в бюджет района и частично на развитие школы», – не имеют под собой никакого экономического обоснования. Подтверждение тому комментарий Никиты: «Автодром за все ее время не стал выглядеть лучше, автомобили, если их можно назвать таковыми, просто рассыпаются, а уж о санитарных нормах обучения людей – это отдельная история». Ответ на все эти «неуды» один: нет средств. Какие уж тут отчисления в бюджет?

Так уж повелось, что мы привыкли все «грехи» вешать на какое-нибудь руководство, забывая, что, как верно отмечает Vlvitalich: «Многое зависит от самого населения». Вот о населении и поговорим поподробнее, тем более, что Сталина волнует отток населения и миграция, которые он пытается увзять с проблемами существования автошколы.

Со статистикой не поспоришь, а она свидетельствует, что с 14.10.2010 по 01.01.2013 года численность населения Опаринского района сократилась на 810 человек, из них 25 человек – это городское население. Но я должен оговориться, так как эти цифры не раскрывают полной картины народонаселения района. В этих цифрах не учтены временно работающие и временно проживающие на территории района. Например, лесозаготовители из Сунского района. Такая внутриобластная миграция учету не поддается. Почему же жители других районов едут работать на опаринскую землю? Да потому, что здесь, как мне видится, создан более благоприятный климат для развития малого бизнеса и предпринимательства. А это, в первую очередь, заслуга руководителей района. И как следствие этого, как пишет в своем комментарии Vlvitalich: «Люди стали жить лучше, стало больше желающих купить авто».

Подкрепляет этот вывод и привлекательная средняя заработная плата. По итогам первого полугодия 2013 года она в Опаринском районе составляла 14748 рублей, то есть за год выросла на 19 процентов.

Миграция населения. Она была, есть и будет. И не только в Кировской области и в Опаринском районе в частности. Она присутствует во всех районах, кроме Кирово-Чепецкого, Оричесвого, Слободского и Юрьянского. Наибольшая убыль по сельской местности наблюдалась в Зуевском, Уржумском и Малмыжском районах. Опаринский район в этот список не попал. Значит, не так уж плохи дела и перспективы, если люди не спешат поднять паруса и покинуть родные места.

Несмотря на отрицательное сальдо миграции со многими регионами Российской Федерации, в первом полугодии 2013 года в Кировскую область приехали из Москвы и Московской области 436 человек, из Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 383 человека. Число прибывших из Республики Коми в первом полугодии 2013 года превысило число выбывших на ее территорию на 174 человека. Так что где-то и в чем-то мы теряем, в чем-то растем. Причем растем неплохо!

Официально заявлено, что Вятка на 4-м месте в России по рождаемости. Серьезный прирост произошел в Афанасьевском, Орловском, Пижанском, Шабалинском, Верхнекамском, Нагорском, Лузском и Вятскополянском районах. За последние пять лет темпы рождаемости в Кировской области выросли вдвое. Будем надеяться, что и опаринцы не подведут! Тем более, что для малышей предполагается начать строительство нового детского комбината. Значит, здесь это пополнение ждут.

Начались подвижки в выравнивании миграционных потоков. Так, в Куменском районе число прибывших равняется числу выбывших. Пример укрепления села на опаринской земле показывает Стрельский сельский округ, в котором численность населения за два года возросла на 178 человек. Эти цифры и факты еще один довод в пользу утверждения Vlvitalich: «Не везде в России плохо…».

Но вернемся к разговору непосредственно о проблеме выживания автошколы. В городах и крупных райцентрах есть самостоятельные автошколы, которые организованы предпринимателями. Есть такие и в Коряжме, и в Котласе. Такой опыт, как видно из публикации, был и в Опарино. Почему бы его не изучить и рассмотреть как альтернативу. Можно вспомнить опыт прошлых лет и открыть школу при первичной организации ДОСААФ. Например, у нас в Коряжме такая школа живет и здравствует, строится, закупает автомобили, постоянно совершенствует техническую базу. На эту организацию обратил внимание Президент России В.В.Путин: «Хотел бы отметить государственную важность работы, которую выполняет ДОСААФ России. Федеральные, региональные и муниципальные органы власти должны оказывать всяческую поддержку этой организации в реализации возложенных на нее задач». ДОСААФ России совместно с изданием «Вечерняя Москва» приступил к реализации нового проекта для настоящих мужчин – «Хочу служить» – и всех желающих приглашает получить военно-учетную специальность водителя. Почему бы не использовать эти возможности?

В Котласе много лет активно работает автошкола при школе №18. Причем готовит кадры водителей не только среди учащихся. Готовит качественно, а потому пользуется авторитетом. Может, воспользоваться этим опытом? В Коряжме действует межшкольный техцентр. Но все это, как говорится, надо изучить и пощупать собственными руками.

Еще один вариант «спасения» автошколы – организация допризывной подготовки юношей- водителей. Такая форма работы действует в России давно. И здесь с инициативой надо выходит на военкомат. Новый министр обороны С. Шойгу человек заинтересованный в привлечении на службу квалифицированных кадров. Объединив усилия школы и военкомата, как мне кажется, наиболее реально можно решить данную проблему. Военкомат и с техникой, и с лицензированием поможет. И статус автошколы будет более прочным и надежным: народ и армия – едины. Тем более что Министерство образования и науки подготовило версии примерных программ обучения водителей. Согласно им, будущие водители, помимо основ управления транспортным средством и практических занятий, обязаны будут прослушать курс «Психофизические основы деятельности водителя». Автошколы должны будут начать обучение по новым программам и введение новых норм с момента подписания соответствующего приказа Минобрнауки об утверждении примерных программ. В общем, чем дальше в лес, тем больше дров!

Конечно, прекрасно, когда кадры водителей готовятся в чистых, уютных, полностью технически оборудованных кабинетах, а езду проходят на асфальтированных автодромах. То есть так, как написано на бумаге. Но мы забыли про овраги, а по ним… предстоит не просто ходить, по ним предстоит ездить. Ездить этим самым новичкам-водителям, которые еще не нюхали дальних рейсов и разбитых дорог. И новичок оказывается к этому не готов. Тут-то и вспоминают инспекторы ГИБДД учителей-инструкторов, дескать, деньги взяли, а водить автомобиль не научили. А дело совсем не в инструкторе, дело в инструкции, которая не может почувствовать своими «колесами» разбитые сельские большаки. Я бы учебу водителей начал именно с них. Только у нас в России пока все остается по-прежнему: дорог нет, а дураки остались.

Свою точку зрения на данную проблему высказал Николай Шкаредный.

Добавить комментарий

  1. СТАЛИН

    а это моя точка зрения более правдивая :
    К 2031 году Кировская область потеряет 257 тысяч человек
    Миграционная ситуация в области не может не вызывать тревогу: устойчивая миграционная убыль, начавшаяся в 2000 году, в последующие годы постепенно увеличивалась. Так за 2012 год она составила более 5 тысяч человек, что в 5 раз больше, чем в 2000 году. Не улучшилась ситуация и за прошедший год. По данным Кировстата за 2013 год население Кировской области сократилось на 8,4 тысячи человек, с 1,319 миллиона людей до 1,310 миллиона.
    За счет естественной убыли население уменьшилось на 3,4 тысяч человек. Но главным «уменьшителем» явилась миграция, которая составила 5 тысяч человек. При этом, в большей степени это сказалось на сельской местности – 81% мигрирующих.
    Основной причиной миграции значительная часть граждан в возрасте 14 лет и старше, выехавших за пределы Кировской области, указывают причины личного и семейного характера: перемена места работы супруга, вступление в брак, переезд к детям или, напротив, к родителям. На втором месте – это работа, и третья причина – в связи с учебой. Гораздо реже указываются причины: ввиду приобретения или наследования жилья, желание вернуться к прежнему месту жительства.
    Основные направления миграции: Московская область, Санкт-Петербург и Москва, а также республики Марий Эл, Татарстан, Нижегородская и Тюменская области, республика Коми. Дополняют основные направления: Удмуртская республика, Краснодарский край, Свердловская область, Пермский край и Ленинградская область                                                                                                     
    Сколько нас будет в 2031 году?
    Согласно демографического прогноза Федеральной службы государственной статистики, разработанного на период до 2031 года, процесс миграционной убыли в Кировской области будет продолжаться. За период с 2013 по 2030 годы она будет увеличиваться в среднем на 1 процент в год и за последний прогнозный 2030 год составит более 7 тысяч человек.
    По прогнозам Росстата, на 1 января 2031 года численность населения области составит 1 миллион 61 тысяча человек и в сравнении с началом 2013 года уменьшится на 257,7 тысяч человек. При этом городских жителей станет меньше на 104,4 тысячи человек (на 10,6%), сельских – на 153,3 тысячи человек (на 46,1%).
    Основная доля в общем сокращении численности придется на население в трудоспособном возрасте, доля которого к 2031 году уменьшится на 28,6% и составит 547 тысяч человек. Согласно прогнозу в структуре населения на 1 января 2031 года лица в трудоспособном возрасте будут составлять 51% процент, в возрасте моложе трудоспособного – 16%, старше трудоспособного – 33%.

  2. Ш.Н.Н.

    Сталину: не могу поддержать Вашего оптимизма, что Ваша точка зрения более правдивая. Во-первых, потому, что пока не знаком с официальными цифрами статистики. Попробую их изучить и прокомментировать. Во-вторых, потому что перспективная статистика вещь ненадежная, сегодня трудно предвидеть что будет завтра, а не то, что через десятилетия. Достаточно вспомнить красивые прогнозы роста в России ВВП до 8-9 процентов в год, а в итоге мы оказались на нулевой позиции. А тут размах аж до 2031 года! В-третьих, все мои показатели и расчеты взяты из официальных материалов Кировстата, опубликованных на страницах газеты “Опаринская искра”. Чтобы Вы могли сверить приведенные мою цифры и факты, назову эти публикации: “Численность постоянного населения Опаринского муниципального роайона”  27 апреля 2013 г., “Количество зарегистрированных браков и рождений увеличилось” – 25 июля 2013 г., “Сколько зарабатывают в Опаринском районе?” – 20 августа 2013 г., “Миграционная ситуация в Кировской области в 1 полугодии 2013 г.” – 14 сентября 2014 г., “Вятка на 4 месте в России по рождаемости” – 13 февраля 2014 г.  К сожалению, в моую публикацию вкраслась опечатка. Следует читать: “Со сттистикой не поспоришь, а она свидетельствуент, что с 14.102010 по 01.01.2013 года численность населения Опаринского района сокраилась на 810 человек, из них 250 (а не 25, как опубликовано) человек – это городское население”.
    Теперь об автошколе. Пока готовился мой материал к публикации, появились новые требования и к водителям и автошколам. Это связано с выдачей новых удостоверений водителей, которая  началась 1  апреля. Появился еще один шанс к возрождению автошколы в Опарино, так как число водителей значительно возрасло. В связи с этим хотелось бы услышать мнение тех, кто готовил кадры водителей в автошколе и знает проблему не со стороны, а изнутри. Первое слово за ними! 

  3. СТАЛИН

    Ш.Н.Н: ваша точка зрения похожа на путинскую пропаганду

  4. vlvitalich

    Уважаемые господа “СТАЛИН” и “Ш,Н,Н,”  вы правы и тот и другой ,но по своему.    А как быть,  жителям района в этом вопросе …. Считаю однозначно : автошкола просто необходима.  По новому закону :  чтобы управлять  управлять скутером и мопедом ,надо иметь права .  Смотрите в будущее с оптимизмом . “Сталин” ,причём  здесь пропаганда (и обязательно президента надо укусить) ,а если и так ,то что он не прав?

  5. СТАЛИН

    да ни кто не против автошколы, а по поводу  скутеров могли бы и само сдачу оставить на категорию A, я лично в этом ни чего плохого не вижу а то у нас с населения деньги привыкли выжимать. по поводу пропаганды ее и по телику хватает на фига она в сороке нужна?

  6. Ш.Н.Н.

    Уважаемый товарищ Сталин. Игра красивыми словами – не аргумент. Напишите, в чем вы увидели в моем комментарии пропаганду: что или кого я пропагандирую? Пора бы научиться реально оценивать ситуацию и не приписывать авторам “Сороки” не существующих грехов. В своем комментарии я высказал конкретные предложения, как можно в сложившейся ситуации сохранить автошколу в Опарино.  А что можете предложить Вы? Всем ясно: автошкола поселку  нужна, так как сдача на водительские права экстерном, о чем говорите Вы, отменена. 

  7. александр

    Количество участников обсуждения проблемы еще раз подчеркнуло ее значимость для района.Меня,как преподавателя автошколы ,она тоже волнует.Мнений ,предложений,критики достаточно и вывод один: организация обучения необходима.Конечно с постановкой его на новый,более качественный уровень. Новые программы как раз это и предполагают.К сожалению,за все время работы по подготовке водителей(а это более 10 лет)существенных изменений по улучшению материально-технической базы,расширению перечня предоставляемых платных образовательных услуг, не произошло. И даже наоборот положение дел несколько ухудшилось:прекратили подготовку по всем видам кроме легковых авто, как наиболее востребованной на сегодняшний день. На сегодняшний день проблема встает крайне остро:автопарк легковых авто в районе за последнее десятилетие вырос в разы,добавьте сюда еще все виды мототранспорта. С учетом требований новых нормативных документов на подготовку водителей надзорные органы наложат запрет-условия обучения далеки от требований стандартов.Почему к этому пришли? Причин конечно много,но главная в том,что немалая часть средств от платного обучения расходовалась в первую очередь на создание условий для обучения учащихся в школе( не выполнение предписаний надзорных органов грозило протоколами и штрафами,с ними не поспоришь). Подобная форма подготовки водителей существует у наших соседей-мурашинцев. Там платные услуги оказывает местная вечерняя школа и довольно разнообразные:готовят водителей категорий А,В,С.Осуществляют и переподготовку водителей.Стоимость обучения там выше,но школа развивается и расширяется.Согласно сметы все средства идут на поддержание деятельности по обучению водителей. Наверное необходимо изучить опыт наших соседей,где эта работа поставлена на должный уровень и применить его у нас.А вдруг и выживем.