Журналист, писатель, краевед

Сегодня мы представляем вам члена Международной ассоциации писателей Николая Николаевича Шкаредного. Он живет и работает в городе Коряжма Архангельской области. Но очень много времени и сил отдает изучению истории Опаринского района.

Николай Николаевия Шкаредный

«Что связывает Вас, Николай Николаевич, с нашим районом, откуда столь пристальный интерес к его прошлому?»

«В документалистику я попал не случайно, и началась она не с Опаринского района. В 1972 году я познакомился с комиссаром личной охраны Ленина Иваном Игнатьевичем Алексеевым. В 1973 году моя книга «Особое поручение» уже была на рецензии в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Судьба И. И. Алексеева очень интересна и в то же время очень трагична. В 1936 году его арестовали, 13 лет он провел в воркутинских лагерях. Был освобожден, реабилитирован, восстановлен в партии и даже награжден орденом Трудового Красного знамени.

С этого знакомства у меня и началась работа над историческими материалами. Это был мой первый опыт, мой первый документальный труд. Сегодня год 2013-й».

«То есть, сорокалетний юбилей можно отмечать?»

«Да, в книжном варианте».

«Сколько всего книг Вами написано?»

«Шестнадцать. Они не все документальные – есть художественная проза, сборники стихов, два сборника песен, книжка сатиры и юмора по Козьме Пруткову. В настоящее время работаю над тремя разноплановыми книгами. В них – Коряжма, Котлас, Лальск. Потому что Котласский целлюлозно-бумажный комбинат появился в свое время благодаря Лальской бумажной фабрике. Продолжаю работу и сбор материала для новых глав повествования «Даль памяти», с этой целью и приехал очередной раз в Опарино, работал в библиотеке, архиве, побывал в Маромице, встретился с переселенцами из Чурсьи, принял участие в освящении каменной церкви Александра Невского».

«А к истории Опаринского района почему обратились?»

«Здесь, наверное, несколько направляющих. Во-первых, когда я жил и работал в Вазюке – сначала кузнецом на лесопункте, потом заведующим клубом, писал материалы в мурашинскую газету «Знамя труда» (Опарино тогда входило в состав этого района). Бывший редактор газеты «Опаринская искра» П. П. Пономарев как-то в беседе заметил (он в то время работал председателем профкома Опаринского леспромхоза), что с ликвидацией района у опаринцев прервалась историческая летопись и как-то в беседе выразил пожелание написать об истории Опаринского района. Спросил, взялся бы я за это дело?

Я тогда был молод, но, став старше, понял, что это действительно нужно и важно. Позднее, когда переехал в Коряжму, краеведческая работа по Сольвычегодскому уезду вывела меня на контакт с Почетным гражданином поселка Опарино Никанором Алексеевичем Яхлаковым, который поднял первый пласт истории опаринской земли в очерке «На водоразделе». Он неоднократно говорил мне о том, что «наше прошлое живет людской памятью, а ее, эту память, надо передавать из поколения в поколение. Может, когда-то и ты, Николай, примешь эту эстафету». Я ее принял и несу. Насколько удачно, судить читателю, мнение которого я ценю и уважаю.

Конкретным толчком для начала активной краеведческой работы послужила встреча с журналистами «Опаринской искры» В. В. Кропотовым и В. Б. Лысовым. Они поддержали мои творческие замыслы и высказали свои мысли: какой видят эту работу. Благодарен им за поддержку. Мы договорились, что они будут публиковать мои материалы по истории района. Так появилось историческое повествование «Даль памяти».

И третье. Мои родители из деревни Сапоговской Шадринского сельского Совета. В 1931 году они были репрессированы и высланы в Печорское Заполярье. Там я вырос, шестнадцать лет провел фактически за колючей проволокой и под винтовкой. И только в марте 2005 года реабилитирован.

Через десять дней после моего рождения отца взяли на фронт, я остался на материнских руках с двумя сестрами. Отец погиб – я так никогда его и не увидел. В советские годы долго вел переписку-поиск его захоронения, но все мои попытки натыкались на чиновничье равнодушие. А нашел братскую могилу, где лежит отец, мой старший сын Сергей в городе Славяно-Сербске на Украине». Моего отца мобилизовали на фронт из Усть-Цилемского района Коми АССР, но его имя занесено и в Книгу Памяти Кировской области с указанием его места рождения – деревня Сапоговская.

«Значит, Опаринский районе – земля Ваших предков?»

«Да. И я поставил перед собой задачу оставить память будущим нашим поколениям, тем, кто останется жить на этой земле. Чтобы помнили, какие и как здесь проходили события; какие строились и стояли здесь села, деревни, починки, православные храмы; какие здесь жили и живут красивые и талантливые люди. В этом мне помогают детские воспоминания, когда мои мама Наталья Михайловна и дед Михаил Степанович рассказывали о своей семье, о деревенском быте, об обычаях и традициях, о повседневной крестьянской жизни. Помню, как дед перед отъездом из заполярной Харьяги на Молому вздыхал: «Вот если бы все это записать, какая бы получилась книга!» Мама даже пыталась делать какие-то наброски, но в связи с переездом на Кубань, они где-то затерялись. Хочу отдельно отметить, что писательство ко мне пришло от маминой любви к литературе. Особенно к русской классике. Было бы неправильно, если бы я ограничился рассказом о моих предках, хотя «Даль памяти» в какой-то степени является родословной нашей большой семьи. После Н.А Яхлакова я поднимаю второй пласт – вчерашней и сегодняшней – истории Моломского края. Причем захватываю и часть Даровского района, потому что это был единый Никольский уезд Вологодской губернии, где родились, жили и работали наши отцы, деды и прадеды, многие поколения».

«Часто ли приезжаете сюда?»

«Два-три раза в год обязательно. Но работа над материалами идет постоянно. В каждой поездке ставлю перед собой конкретную задачу – что я хочу из нее привезти. Найти интересных людей, открыть их для себя, а потом и для читателей; найти интересные факты. Благодарен всем, кто помогает мне в этой работе, кто сам не остался равнодушным к судьбе и истории родного края. В первую очередь хочу назвать Зинаиду Кузьминичну Козлову, которая 35 лет назад открыла для молодого поколения Маромицкий краеведческий музей. Счастлив, что имел возможность присутствовать на этом юбилее!

Продолжается работа по Моломскому сельскому поселению. Пытаюсь найти материалы о художнике Петре Петровиче Суровцеве. Мне известно, что родом он из Нижней Волманги. К сожалению, мои запросы в различные инстанции пока остаются без ответа. Но отчаиваться не надо, не первый раз. Думаю, что эту историю я все же «раскручу». Знаменитый художник, хорошие картины, много выставлялся… Кое-какие штрихи есть, но я люблю копать глубоко, узнавать все досконально».

«Вы работаете не только с воспоминаниями очевидцев, живых свидетелей?»

«С библиотеками, архивами, музеями Кировской, Архангельской, Вологодской областей, Республики Коми, в том числе и с Пушкинским Домом в Санкт-Петербурге. Совместно с доктором филологических наук Андреем Николаевичем Власовым, который дважды приезжал в Опаринский район с целью изучения фольклорного и исторического наследия, в 2005 году начали формировать библиотечку современной северной прозы и поэзии. Он – один из моих консультантов. Конечно, все это, как и поездки, требует немалых трат. Запросы у госучреждений и архивов в плане финансовом очень приличные, обходится это недешево. Рад, что моя семья поддерживает меня в этих исканиях».

«С чем или с кем работать легче – с людьми или с документами?»

«Думаю, с документами. Потому что память – не самый совершенный исторический инструмент, она иногда нас подводит. . Уважая ветеранов, опираясь на их воспоминания, тем не менее, стараюсь сверять их рассказы и приведенные ими те или иные факты с документами».

«Ваша публикация «Россия начиналась с деревень» вызвала интерес у наших читателей, было много комментариев. Надеемся на новые материалы о прошлом Опаринского района».

«Постараюсь оправдать Ваши надежды».

Добавить комментарий

  1. golubev_sergej

    Спасибо за Вашу работу в этом направлении.Здоровья и ждем новых публикаций.

  2. Владимир

    Уважаемый Николай Николаевич!!! Если у Вас есть какие-либо материалы о причте Чемельской Иоанно-Богословской церкви – не могли бы Вы посмотреть служил ли в ней псаломщиком Заварин Феодосий Евлампиевич и с какого времени. Это брат моего деда – Заварина Василия Евлампиевича. Может сохранились послужные списки.
    Жду и надеюсь.
    С уважением,
    Суслов Владимир Иванович

  3. Ш.Н.Н.

    СУСЛОВУ В.И.
    Уважаемый Владимир Иванович! Отвечаю на Ваш вопрос о псаломщике Чемельской Иоанно-Богословской церкви села Красного Феодосии Евлампиевиче Заварине. Я располагаю сведениями причта согласно Клировой ведомости данной церкви за 1913 год. В ней числится псаломщик дьякон Василий Иванов, а не Феодосий Евлампиевич, Заварин 46 лет. Он выходец из духовного семейства, как указано в ведомости, «сын дьячка». В 1882 году уволен из третьеклассного Никольского духовного училища, псаломщик при сей церкви с 5 мая 1886 года, одновременно учитель пения в Красносельской начальном земском училище и церковно-приходской школе. Имел многочисленные почетные награды за усердие в службе. С 18 марта 1912 года служил дьяконом при данной церкви. Получал содержание 35 руб. 28 коп. Кружечных братских доходов 93 руб. 73 коп, добровольных от прихожан сборов 30 руб. Имел в Красном собственный дом. К 1913 году – вдов. Мне удалось установить только двух детей священнослужителя Василия Ивановича Заварина: дочь Елена 21 мая 1887 года рождения, сын Николай 13 апреля 1888 года. Дети родились в Красном.

  4. Владимир

    Спасибо за информацию, уважаемый Николай Николаевич!!!
    Последняя дата служения Заварина Феодосия Евлампиевича известная мне – Вохомская Вознесенская церковь Никольского уезда Вологодской губернии (1913 год)
    Однако в Интернете в статье про его потомков я нашел, что “Виктор Феодосьевич Заварин родился в семье священнослужителя – псаломщика в селе Красное, Лузянского сельского совета, Опаринского района, Кировской области.” Возможно, он появился в Красном уже перед тем как церковь закрыли??? Кто такой Василий Иванович Заварин пока теряюсь в догадках.
    С уважением,
    Суслов В.И.

  5. Владимир

    Чемельская Иоанно-Богословская, с.872 за 1914 год
    Псаломщик диакон Василий Иоаннов Заварин сын дьячка
    Уволен из 3 класса Никольского ДУ 1882
    Псаломщиком при сей ц. с 1886
    Вдов
    Дети
    Елена 1887 замужем за священником в Вятской губ
    Николай 1888 псаломщик Ляменгской Благовещенской ц.
    Александр 1891 священник села Колкова Орловского у. Вятской губ
    Мария 1893 учитель
    Иоанн 1894
    Пантелеймон 1896
    Людмила 1900
    Виктор 1902 Никольское ДУ

    С уважением,
    Суслов В.И.

  6. Марина Тарасова

    Уважаемый Николай Николаевич! Нашла информацию что Вы располагаете материалами Женихова Владимира Алексеевича, с.Красное. Он был моим классным руководителем и я знаю что он посвятил этому много времени. Я уроженка села Красное и меня очень интересует история родного села и моего рода по бабушке. По её рассказам её отец Копосов Василий Миронович и жили они сначала на Кривце (не уверена) а затем в д.Пермяцкая Жена его Копосова Елизавета. Хочу приобрести книгу “Даль памяти”

  7. Ш.Н.Н.

    Дорогая Марина! Вы не указали своего отчества, поэтому могу обратиться только так – Марина! К сожалению, теми материалами Владимира Алексеевича Женихова, которыми я располагаю, династия Копосова Василия Мироновича не упоминается. В моем документальном повествовании “Даль памяти” присутствует фамилия Копосова. Это, как и Женихов, бывший педагог Красносельской школы и бывший председатель Лузянского (центр село Красное)сельского Совета Лидия Спиридоновна Копосова. Прежде что-то конкретно ответить на Вашу просьбу, мне необходимо, чтобы Вы внесли некоторые уточнения.В каком году Вы окончили Красносельскую среднюю школу. Вы пишите: “Я уроженка села Красное и меня интересует история родного села и моего рода по бабушке”.Во-первых, кто Ваши родители: фамилия, имя, отчество. То же самое и по Вашей бабушке (по какой линии бабушка) отца или мамы? Располагая этими данными, я мог бы попытаться найти и восстановить вашу родословную. В своем обращении Вы не указали, где в настоящее время проживаете. Любому автору, как и редакции “Опаринской сороки”, интересно знать географию, в каких регионах ее читают? Пока остановимся на этих вопросах, остальное в дальнейшей переписке. Всего Вас самого доброго!

  8. Светлана

    Уважаемый Николай Николаевич!
    Моя бабушка, Шергина Пульхерия Ивановна – младшая сестра Шергина Леонида Ивановича,
    о котором мы долгое время ничего не знали. Прочли, что в 35 главе Вашей книги “Даль памяти” рассказывается о Леониде Ивановиче Шергине. Подскажите, пожалуйста, как мы могли бы узнать о нем. Или приобрести Вашу книгу.
    Нижегородская область
    город Саров
    Светлана Алексеевна

  9. Ш.Н.Н.

    Уважаемая Светлана Алексеевна!
    В июле мне удалось побывать в Вашем регионе во время круиза по Волге. Красив Нижний Новгород, велика и исторически значима нижегородская земля. Рад, что в России есть люди, которым не безразлична история и судьба своих родственников предыдущих поколений. Поэтому Ваше обращение принесло мне не лишние хлопоты, а радость, что могу с кем-то из родственников моих героев поделиться имеющимися в моем распоряжении сведениями. Нам, пишущим, очень важно знать, что мы пишем не для самих себя, что наша работа помогает людям понять, признать и изучать прошлое, попытаться найти свои истоки.
    Так уж случилось, и я этим счастлив, что с просьбами, аналогично Вашей, о судьбе священнослужителя Леонида Шергина к мне обращались и другие читатели моего исторического повествования «Даль памяти». Сразу должен огорчить Вас, повесть пока не закончена, работа над ней продолжается. И будет ли она издана в нынешних экономических условиях нашего бытия – большой вопрос. С ней можно познакомиться в Опаринской центральной библиотеке им. Яхлакова, где я ее формирую для удобства в виде журнала. Поскольку газета «Опаринская искра» – муниципальное издание, то ее подшивки имеются в Кировской областной научной библиотеке им Герцена, и российской библиотеке. Поэтому купить ее невозможно. Сообщение о священнике Леониде Шергине села Красного опубликовано 5 февраля 2013 года в 35 главе моей документальной повести “Даль памяти” на страницах газеты “Опаринская искра”. К этому хочу добавить следующее.
    Леонид Иванович Шергин родился в селе Черновское Вятской губернии (сейчас это Черновское сельское поселение Шабалинского района Кировской области, объединяющее 28 населенных пунктов, на снимке церковь во имя Николая Чудотворца села Черновского) 28 декабря 1887 года в семье священника, в 1909 году окончил полный курс Вологодской Духовной семинарии по второму разряду и 12 августа 1909 года был определен во дьяконы Яхреньгской Богоявленской церкви Никольского уезда (сегодня это территория Подосиновского района Кировской области). С 1 ноября 1909 года – состоял законоучителем Танковского начального земского училища. 9 сентября 1912 года определен во священники Кузюгской Александро-Невской церкви. Сегодня ни церкви, ни самого села, где она стояла не существует. Это поселение находилось в 22 километрах от Опарино.А имя бывшей Кузюгской Александро-Невской церкви продолжает жить. 6 декабря 2006 год в Опарино вновь построенная каменная церковь освящена именем благоверного великого князя Александра Невского. С 7 октября 1912 года священник Леонид Шергин одновременно состоит заведующим и законоучителем Кузюгской церковно-приходской школы и законоучителем Волоковского начального земского училища. С 13 августа 1913 года заведующий только что открытой Опаринской церковно-приходской школой и законоучитель Мутницкого начального земского училища.
    Получал содержание в год: казенного жалования 294 рубля, вознаграждение за законоучительство в Кузюгской школе 50 рублей, в Мутницком и Волоковском училищах 120 рублей. От кружечных сборов доход 23 рубля, от сборов по приходу 105 рублей. Всего 662 рубля.
    Грамоты и указы об определении во дьяконы за №2531 и во священники за №2602 имеются и хранятся оные в церковном архиве. Семья отца Леонида – жена Серафима Евгеньевна 21 февраля 1886 года рождения и дочь Августа родившуюся 31 августа 1914 года. Пока глава по Кузюкской Александро-Невской церкви не опубликована, поэтому излагаю суть по Клировой ведомости.
    В каком году священник Леонид Шергин был переведен из Кузюка в Чемельскую Иоанно-Богословскую церковь села Красное – (в те годы эта церковь была центром благочиния) мне установить не удалось.
    Мне доводилось несколько раз бывать в селе Красном, потому что в 10 километрах от него – родная деревня моей мамы. Красносельский храм, его история и его люди подробно описаны в моей документальной повести “Даль памяти”, над которой я и сегодня продолжаю работу. Об отце Леониде старожилы села Красного отзывались с большим уважением и теплотой. К нему шли за добрым советом и душевным исцелением. Это был честный, доброжелательный человек, большой жизнелюб и душа общества. Он хорошо знал литературу, живопись, прекрасно пел, играл на музыкальных инструментах. Своими руками построил дом, для облегчения женского труда смастерил стиральную машину, был хорошим огородником и пчеловодом. После революции односельчане единодушно предложили своему пастырю быть председателем сельсовета. Пришлось отцу Леониду на некоторое время оставить церковь и заняться мирскими делами. Но скоро, столкнувшись с безграмотностью вышестоящего руководства и давлением партийного аппарата, отец Леонид вновь вернулся к службе в храме, чему особенно были рады его благочестивые родители. Авторитет батюшки оставался по-прежнему велик. Смотреть на это сквозь пальцы местные власти уже не могли. В начале 1930-х его вместе с диаконом и старостой арестовали в церкви после службы. Диакон и староста через три года вернулись в Красное. Местом заключения отца Леонида были ИТЛ на строительстве Печерской железной дороги, где он и погиб.
    Его жена Серафима Евгеньевна была арестована вскоре после ареста мужа. Их малолетних детей и стариков выгнали из дома. Некоторое время они жили в церковной сторожке, потом оказались в разных местах – кто у родственников, кто просто у хороших людей. Серафиму Евгеньевны осудили на 5 лет ссылки, Её она отбывала в Сибири. Дальнейшая ее судьба неизвестна.
    А теперь встречные вопросы. Главное упущение – Вы не назвали своей фамилии. Может быть, Вам что-то известно более подробно о семье отца Леонида Ивановича по рассказам бабушки Пульхерии Ивановны. Сообщите. Вы указываете в своем обращении ее девичью фамилию, или она не выходила замуж? Как сложилась ее судьба? Пишите все, что считаете важным, в истории важен каждый незначительный штрих. Надеюсь на понимание и содействие.

    С уважением
    Николай Шкаредный.

  10. Ш.Н.Н.

    Уважаемая Светлана Алексеевна! Спасибо за ответ. В нем много интересных фактов, о которых, если у Вас есть такая заинтересованность, следует поговорить отдельно. Но общение через комментарии в “Опаринской сороке” – это место для встреч, выходов друг на друга, а не для подробного жизнеописания. Если Вы принимаете мое предложение на дальнейшее сотрудничество, то назовите мне Вашу электронную почту и я вышлю Вам фото Леонида Ивановича Шергина, а Вы поможете мне внести коррективы в уже написанную, но еще неопубликованную главу о священниках Чемельской Иоанно-Богословской церкви села Красное. Но обо этом подробнее, если Вы, как говорят, вступите в дальнейшие переговоры. Всего Вам и всем Оболочковым самого доброго!

  11. Natasha Egorova

    Добрый день Николай Николаевич!
    Меня зовут Наталья и я проживаю в США. Составляю свою родословную, одна из веток которой идет из деревни НижнеСтрельская Опаринского района. Так как возможности выехать на местность у меня нет, я бы хотела собрать всю возможную информацию о НижнеСтрельской. У меня есть догадки, что имеенно мои предки были первыми жителями НижнеСтрельской, то есть её основателями. У меня есть Печерины (Печалины), Чебыкины, Жилины, Зайковы, Плосконосовы, Пупышевы.Также у меня есть основания полагать, что мы с Вами можем быть в некоторой степени родственниками по линии Шкаредных. У меня есть данные (пока в процессе разработки, надеюсь Вы мне поможите выяснить этот вопрос), что у Сергея Шкаредного из деревни Стрельской было 4 незаконорожденных детей от Пелагеи Нагаевой из деревни Шишиха. Мой адрес эл почты natasha_egorova@yahoo.com. Буду очень признательна за Вашу помощь и поддержку.
    С уважением, Наталья Геннадьевна Егорова

  12. Людмила Котельникова

    Николай Николаевич, здравствуйте. Я ищу родословную по моим родителям Третьякову Павлу Александровичу. Когда просматривала церковные книги, оказалось, что моя прабабушка Шкаредная Марфа Ивановна и Ваш прадедушка Стефан Иванович Шкаредный родные брат и сестра. Если есть возможность, то напишите, пожалуйста , что Вам известно о них.Я живу в г Кирове