Мое внимание сразу привлекли несколько деталей в описании Верхне-Моломского Монастыря.
Необхватные сосны в основании, липовые резные доски, дубовые лавки. Это в наших-то болотных лесах? Липа – невероятная редкость. Дуб не растет вообще. Даже такая сосна в наших болотах встречается не часто. Да и почему церковь названа в честь Николая Чудотворца – покровителя мореплавателей? Самый высокий храм в области – и здесь? Огромные водораздельные болота, холод зимой, мошка летом делают сельское хозяйство здесь очень трудным. Что же влекло сюда людей. Только ли красивая природа?
Значение Каиского волокового пути
Освоение Вятской земли русскими людьми началось с Великого Устюга. Именно здесь на своих легких ушкуях пришли первые новгородцы в наш край. Поднялись по Двине, по Югу, по Пушме и спустились вниз по Моломе. Так появился Хлынов – Вятка – Киров. Отсюда ушкуи привольно расходились по всему будущему краю: Молома, Чепца, Вятка, Холуница, Кобра.
Мы мало знаем об истории этой дороги до прихода ушкуйников.
Край конечно не был пустым. Финно-угорские племена жили здесь задолго до прихода русских. История не сохранила сведений о взаимоотношениях двух культур. Но, вероятно, они не сильно отличались от тех, которые сложились на Новгородской Руси. Мы вправе предположить, что они были равноправными и в целом мирными.
Дорога по Моломе, Пушме и Югу через Кайский волок стала главной дорогой, которая связала с остальной Русью Вятский край (Устюг был местом сбора ордынского выхода с северо-восточной Руси).
Устюг и Хлынов стали границей Великого Новгорода и Болгара. Сохранились сведения о походах на Великий Устюг казанских ханов. Последний в 1469 г. поход совершил казанский хан Ибрахим на Устюг и взял Кичманский городок, а до Вятки доходили и в более позднее время.
Все это говорит о том, что люди здесь жили, торговали и воевали и находились не в диком пустынном краю, а на самом активном перекрестке важных путей того времени.
С 1459 года Вятская республика окончательно присоединяется к Москве, вслед за ней в 1552 году к Москве присоединяется и Казань. Наступает время расцвета Вятки.
Английские корабли появились в Архангельске и теперь дорога стала главной экспортной для России на Запад. Хлеб, мед, пенька из Вятской губернии и Казанской губерний по Орловской дороге зимой скапливался на пристанях Пушмы – Серкино, Лузы – Ношуль, а потом по Двине шли в Архангельск и далее в Англию. Весной по высокой все доставлялось в Архангельск. Это была главная и долгое время единственная экспортная дорога для всей России.
На слуху американская негоциация вятского купца Анфилатова 1806 года из Архангельска.
Надо оговорится – был еще путь по Ветлуге и Югу, большая эта была дорога или малая, я не знаю.
То, что Никольский храм появился в Паломице, на оживленнейшей дороге своего времени и был самым большим в области, это вполне естественно.
А вот причины исчезновения дороги мне не вполне ясны. Казалось бы, появление железной дороги Киров-Котлас с 1899 года должно было способствовать развитию края. Но оказалось, что все совсем наоборот. Или нет? Тем не менее, с этого времени уже трудно представить, что строительство такого монастыря было бы возможным в 20 веке.
А вот случайно ли он Никольский? Николай Чудотворец – покровитель мореплавателей.
Еще одна подборка общеизвестных, но недооцененных фактов.
В 1580 х году Ермак покорил Сибирь. А уже в 1648 году Дежнев появился в Анадыре. Менее 100 лет понадобилось нашему государству, чтобы пройти такой огромный путь. Сложно себе представить, как это возможно. Я не доверяю официальной истории в этом плане, которая сообщает о больших и необжитых пространствах, которые покоряли первопроходцы. Скорей всего это были вековые пути, вдоль которых всегда жили люди, которые или в силу общего быта, или общей национальности, или даже языка могли как-то объяснятся, и путь первопроходцев хоть и был невероятно трудным, но все же в чем-то он был как-то уже освоен.
А вот факт второй.
Вот небольшой список фамилий первопроходцев из Википедии, о которых известно то, что они, так или иначе, были связаны с Великим Устюгом.
Семен Дежнев – выходец из Великого Устюга. Первым прошел Берингов пролив.
Федот Попов, выходец из крестьян-поморов. Жил в Великом Устюге. Происхождение неизвестно. Имя Попова незаслуженно забыто. Славу открытия прохода из Северного Ледовитого в Тихий океан он по праву делит с Дежнёвым.
Герасим Анкудинов – один из руководителей экспедиции Дежнева.
Атла́сов Владимир – «камчатский Ермак», выходец из Великого Устюга.
Афанасий Ба́хов (год рождения неизвестен — ум. в 1762 г.) — купец из Великого Устюга XVIII ст., русский путешественник по Северному Ледовитому океану.
Никита Павлович Шалауров (? — 1764) — русский промышленник-мореход из устюжских купцов, исследователь Северной Сибири.
Мерку́рий (Меркуша) Ва́гин (? — 1712, Янский залив) — сибирский казак, полярный мореход и землепроходец, первооткрыватель новых островов в море Лаптевых.
В общем, хочу сказать что Великий Устюг это город, с которым связана жизнь многих первопроходцев. Конечно, можно говорить и об Архангельске. В чем то они похожи. Оба стоят на Северной Двине. Тут надо упомянуть еще один факт. Долгое время суда, которые отправлялись на восток, шли не через Архангельск, а через Кулой. Это ближе. А значит, и Великий Устюг сам был тем портом на море, который отправлял свои суда на восток. И если Архангельск мы можем с полным правом назвать нашим главным портом, ориентированным на Запад, то главным портом, ориентированным на Восток, мы можем назвать Великий Устюг.
Так это или нет, но поставили монастырь у начала самой большой морской дороги того времени. И не важно, куда она шла, на запад или на восток, но именно потому и стоит здесь монастырь Николая Чудотворца в помощь всем людям, которые начинают свои долгие пути, приводившие русских людей не только на далекие Чукотку и Камчатку, но в саму Америку.
Фото (из свободного доступа в интернете) и текст предоставлены Павлом Исуповым.
Часть 1. Окончание следует.
Не стану категорически утверждать в отношении Моломской пустыни, но вообще-то на Руси в средние века существовала монашеская традиция уходить из монастырей в необжитые места, вдаль от мирской суеты и основывать там новые монастыри (пустыни).