Поэтический сборник Никанора Алексеевича Яхлакова «На жизненном пути» настолько многогранен в рассказах, сюжетах, мотивах, что и сегодня трудно определить, что это: народная или гражданская поэзия, – потому что в нем присутствует то и другое. Конечно, у меня, возможно, будут оппоненты, утверждающие, что народность в литературе – это легенды, былины, сказания, обрядовые песни и плачи. Кто бы спорил, ведь это действительно так?! В русской науке высказывались и высказываются несколько основных противоположных взглядов на происхождение народной поэзии. Согласно общим законам литературной эволюции, поэзия предшествовала прозе. Первым продуктом поэтического творчества был, конечно, язык. Не потому ли и Библия убеждает нас, что первым было Слово.
15 июня 2012 года в городе Луза прошла областная научно-практическая конференция «Сохранение традиционной народной культуры севера Вятского края», на которой я выступил с докладом «Обрядовая песня». Здесь часто звучало слово «народная» в разных интерпретациях. На конференции было много интересных и содержательных выступлений, а меня все не отпускало это слово «народное», то есть идущее из народа, народа, хранящего и развивающего эти традиции в былинах, легендах, сказаниях, частушках, стихах. Иосиф Бродский писал: «Лучшее, что есть у каждого народа – это его язык. Лучшее, что есть в языке – это литература, на нем созданная. Лучшее, что есть в литературе – это поэзия». Иосиф Бродский с большой точностью определил значение языка в общем пространстве народной культуры. Никанор Алексеевич никогда не претендовал на звание поэта, он просто писал.
А душа Никанора Алексеевича пела на разные голоса, вливаясь в общий тон русской лирической поэзии, отличавшейся своим человеколюбием, мягкостью повествования и душевной нежностью. Мы не знаем, о чем писал студент Яхлаков, Яхлаков, начинающий театрал, Яхлаков – актер. Революция вручила ему свое знамя, и в его стихах зазвучала гражданская поэзия, темы и образы которой непосредственно связаны с общественной жизнью и борьбой народа. В поэтическом сборнике Никанора Яхлакова «На жизненном пути» он часто выступает гражданским поэтом – глашатаем социалистической эпохи. Мне кажется, его творчество имеет более широкие и значимые границы, поэтому нельзя утверждать, что это всего лишь публицистиках в стихах. Не устарело ли само понятие гражданская поэзия? По существу, Николай Алексеевич Некрасов является первым на Руси гражданским поэтом, сознательно и свободно, в силу внутреннего восприятия действительности, задает нам вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» и завершает последний акт отрывком «Я сбросил мертвящие оковы».
Народная и гражданская поэзии после Октябрьской революции из прямых параллельных превратились в кривые, которые пересеклись и стали основой советской поэзии. Пролетарская литература превратилась в широкое общественное движение; вокруг неё кипят страсти, полные ненависти, страха, злобы, презрения – с одной стороны, и любови, преданности, восторга, дружбы – с другой. Как утверждали многие писатели: пролетарской литературе не страшны самые могущественные удары, она имеет уже целый ряд завоеваний и на подмогу к ней подходят свежие силы нашего поколения. Так что же такое советскаялитература? После 1932 года использовался более узкий по значению термин «советская литература», включающей обязательные признаки партийности, народности и социалистического реализма. В статье «Советская литература» из «Литературного энциклопедического словаря» указываются ленинские принципы партийности и народности на основе методов социалистического реализма, социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам, интернациональная по духу.
Конечно, это в меньшей степени относилось к поэтическим опытам Никанора Алексеевича, но, читая его самиздатовский сборник «На жизненном пути», то и дело встречаешь и социалистическую направленность, и ленинские принципы партийности: «Со станций, заводов, из сел, городов – от рабочих, крестьян, из дивизий, полков, из дальних таежных сибирских углов несутся потоки приветственных слов. Любимице нашей, сибирской «Звезде». С ней вместе сегодня ликуют везде. Приветствия эти, скажу я – по праву… Народ может смело гордиться тобой! Ты заслужила любовь нашу, славу, была нам всегда путеводной звездой. Сияй же и впредь ты огнем ленинизма, указывай путь нам, учи, направляй. Глашатаем будь ты идей коммунизма! Дорогу нам ярче к нему освещай!»
Этой цели Никанор Алексеевич посвятил не только свои стихи, а всю свою жизнь, выбрав сложный учебный процесс – воспитание подрастающего поколения. В субботу, 13 декабря 1973 года, состоялись незабываемые встречи выпускников 1937 – 43 годов Опаринской средней школы. Старшая пионервожатая Э.Н.Гусева отдает команду: «Дружина, смирно! На внос знамени отдать салют!» Замирает ребячий строй, вскидываются в салюте руки, и вместе с ребятами отдают честь знамени те, чья пионерская юность совпала с далекими тридцатыми годами. Достаются из сумочек старые фотографии. Кажется, разговорам не будет конца. В торжественной тишине особенно четко раздаются слова: отрядам сдать рапорты! От имени сводного отряда выпускников и учителей рапорт старшей пионервожатой сдает А.А. Славный, ныне заместитель управляющего Нижегородским трестом «Нефтегазстрой». От имени старшейших учителей Опаринской средней школы выступил Н.А.Яхлаков. Со словами теплыми и сердечными обратился он к своим бывшим ученикам.
Те, кому посчастливилось почитать не только исторический очерк Никанора Алексеевича «На водоразделе», но и другие его исторические работы, непременно обратят внимание на главу «Этапы славного пути», в которой Яхлаков пишет: «В дни работы XXV съезда партии в одном из номеров газеты «Правда» был напечатан фотоснимок, на котором запечатлена делегация Курской области в кабинете В.И.Ленина. Мы, старые учителя Опаринской средней школы, среди делегатов узнали: это он, наш питомец. Вот каких высот достиг! В числе лучших выпускников школы 1938 года (второй выпуск) был комсомолец Павлик Кабанов. Ниже опубликована запись с итоговыми оценками Павла Кабанова, вошедшими в аттестат зрелости. В том же году он поступил в один из ленинградских вузов, но проучиться там удалось лишь один год: призвали служить в Красную Армию, которой он отдал семь лет своей жизни и труда.
Ленинская тема всю жизнь мучила Никанора Алексеевича. Наверное, мы в чем-то похожи, так как я тоже написал цикл стихов о Владимире Ильиче и посвятил ему небольшую поэму «Разговор с Лениным». Написал не по чьей-то указке, а по установке своего сердца. Никанор Алексеевич пишет: «Мою жизненную позицию хорошо выразил А.Т.Твардовский: «И высших нет для нас велений – одно назначено огнем: в большом и малом быть как Ленин, свой яркий разум видеть в нём!» Поэтому мне сегодня стыдно и обидно, когда в последние годы, каждое 9 мая – на светлый и великий праздника Дня Победы Мавзолей В.И.Ленина на Красной площади драпируют праздничным оформлением. Дело в том, что тем самым мы пытаемся такими неумелыми действиями исказить историю, в то время, как популярность вождя мирового пролетариата растет из года в год. И очереди к Мавзолею становятся все больше и больше. И если нынешние руководители страны не поднимаются на трибуну Мавзолея, значит, они осознают, что ещё не получили от российского народа такого права и такой чести. В одном из своих стихотворений Никанор Алексеевич пишет:
Побед не чудом мы добились…
Нет, это просто потому,
Что мы вкруг партии сплотились,
Она ж была верна ему-
Ученью Ленина, заветам,
Своим решеньям и обетам,
И на негладком том пути
Всегда шагала впереди.
Продолжим знакомство с героями поэтического сборника «На жизненном пути». Никанор Алексеевич дорожил дружбой. Будущий советский разведчик и будущий генерал Александр Августович Кикас весной 1931 года успешно закончил Опаринскую среднюю школу, а затем курсы учителей начальных классов. Работал учителем в Чалбунской, Поникаровской и Верхне-Кузюгской школах. В январе 1935 года назначен инспектором РОНО и постоянным заместителем заведующего. Здесь и произошла первая встреча Александра Кикаса и Никанора Яхлакова. А потом у них появились общие интересы – народный театр, общественная работа. Александр Абрамович активно участвовал в работе Дома культуры как баянист и артист. «Правда, я принимал участие, – вспоминал Кикас, – в работе некоторых кружков». А потом была война. Александр Абрамович служил в контрразведке, воевал против Абвера. Об этом можно прочитать в книге «Поединок с Абвером». Но где бы ни жил и ни служил Александр Абрамович Кикас, он не терял связи с родной опаринской землей. Хорошей порукой тому служила его переписка с Никанором Алексеевичем, который на послания товарища и друга отвечал стихами. Вот одно из них:
Александру Августовичу
и Марии Кирилловне
(приложение к альбому фото)
Друзья! Примите этот дар мой скромный.
Он – плод забав, и мыслей, и труда.
В нем уголок земли вам столь знакомой
Что в памяти у вас, наверно, навсегда.
Осиновка да ельник, березняк…
Места знакомые, их сотни раз видали,
Они для вас, ведь право, не пустяк.
Средь них промчались молодости годы.
И незнакомое заметите, наверно,
Что ж, каждый день нам новое несет.
И вас, я думаю, обрадует безмерно,
Что и Опарино вперед идет!
Так уж случилось, что во время службы Никанор Алексеевич Яхлаков оказался на строительстве железной дороги Чернигов – Овруч в 9-ом железнодорожном полку, которым командовал Александр Абрамович Рууз. Семья Рууз приехала в Опарино с потоком переселенцев в 1911 году. В начале 1916 года Александр был назначен на должность конторщика-телеграфиста ст. Опарино. В июле 1918 года Александр Абрамович встал в ряды первых большевиков Опарино и через год прошел добровольцем с первым Уральским коммунистическим железнодорожным батальоном по дорогам гражданской войны до Владивостока. Яхлаков и Рууз продолжали дружить всю жизнь. В одном из писем Никанор Алексеевич пишет о своем историческом очерке «На водоразделе»: «Первая часть была в нашей газете в 1972-1973 годах. Как всякое второе издание, оно дополнено. Обеспечил экземплярами райком (для парткабинета), райбиблиотеку, обе школы и послал двум дружкам, в т. ч. Руузу». А вот что пишет об Опарино сам Александр Абрамович: «Я люблю тихие воды Прибалтики, люблю необъятные просторы Сибири и чарующую природу Дальнего Востока. Много повидал за свою долгую жизнь, много исходил за годы гражданской и Великой Отечественной войн, но нет для меня милее земли опаринской». Для бывшего жителя древнего города Сольвычегодска Никанора Алексеевича Яхлакова тоже не было ни чего дороже земли опаринской, поэтому он пишет другу А.А. Руузу:
Коль придется (как ведь знать)
В краях наших побывать,
Посети мое «жилище»
На опаринском кладбище.
У могилы без креста
Близь березы и куста,
Что у самого забора,
Вспомни друга Никанора.
Жил, грешил, театр любил,
Но склероз его убил.
Поэзия и безделки Никанора Яхлакова – 1
Поэзия и безделки Никанора Яхлакова – 2
Поэзия и безделки Никанора Яхлакова – 3
Николай Шкаредный, продолжение следует