Не бурановские, но бабушки

Сегодня в гостях у нас не один человек, а целый творческий коллектив. Это ансамбль «Сударушка» Стрельского сельского дома культуры. В его репертуаре – народные песни родной стороны.

В ансамбле десять женщин, правда, собрались в этот вечер только восемь. Все они пожилого возраста, у всех внуки, а у кого-то даже правнуки. До выхода на пенсию работали в разных местах. А объединила их любовь к песне. Чем они и занимаются в местном клубе в свободное время.

Ансамбль «Сударушка»

В этом году ансамблю «Сударушка» исполнилось сорок лет. За это время столько песен перепето, столько людей сменилось в коллективе!

Из самого первого состава не осталось никого кроме Антонины Ивановны Кокоулиной. Но она по состоянию здоровья на репетиции приходит редко, а в выездных концертах и вовсе не участвует. Зато именно ее считают идейным вдохновителем – такого множества старинных песен, сколько знает она, в деревне не знает никто. Елена Петровна Плосконосова, художественный руководитель, говорит, что весь репертуар «Сударушки» – это песни «от Антонины Ивановны».

В областном Доме народного творчества обещают дать диктофон, чтобы записать все или большую часть того, что Антонина Ивановна знает, ведь таких песен не поют больше нигде, поэтому очень важно их сохранить. Это «Опалиха», «Со вчерашнего похмелья», «У Катюши муж гуляка», частушки «У прясла», свадебные причеты и еще много чего.

Давайте познакомимся с теми, кто поет в «Сударушке» сегодня.

Антонина Васильевна Котельникова. Работала кассиром в колхозной конторе. Галина Васильевна Седельникова. Работала экономистом в колхозе. Евгения Дмитриевна Котельникова, бывший ветработник. Алевтина Николаевна Вохмянина. Работала дояркой.

Нина Ивановна Черняткина тоже работала на ферме. Стала ходить в ансамбль, когда вышла на пенсию. Говорит: «Раньше с работой не до песен было». Голос у Нины Ивановны удивительной силы и красоты, льется без всяких видимых усилий. Она сохранила ту самую в первозданном виде старинную манеру пения, которую сегодня, пожалуй, нигде не услышишь. Недаром в прошлом году после областного этапа конкурса ее пригласили в Москву. Вот только не поехала она.

А поет она так, как пела когда-то ее мама. «Голосистая была, – вспоминает Нина Ивановна. – Я когда семь классов окончила, хотела на певицу учиться. Заявление в Киров в училище подала. Да мама не отпустила – года были плохие, жили тяжело. Не сбылось».

Жаль, конечно. Но петь-то Нина Ивановна не перестала. «Сидит под коровой, распевает на весь двор, – смеются подруги. – А коровы слушают».

Мария Петровна Лобанова в ансамбле с 1993 года. Как переехала в Стрельскую, так и позвали петь. Антонина Ивановна Заугарова – телятница. Валентина Афанасьевна Плосконосова работала специалистом в сельской администрации да попала под сокращение. Надежда Ивановна Колосницына прийти не смогла. А работает она бухгалтером у местного предпринимателя.

Женщины вспомнили тех, с кого начинался ансамбль: Галину Ивановну Котельникову, Галину Петровну Демину, Августу Котельникову, Елизавету Шкаредную – она пела в «Сударушке» до 80 с лишим лет.

Именно этот состав впервые в начале 80-х выехал в Киров на областной праздник. С прялками, веретенами, в лаптях и костюмах из ткани домашней выработки стрельские женщины произвели на горожан неизгладимое впечатление. А когда уселись на парапете возле гостиницы Центральной и начали прясть шерсть, собралась толпа. В то время кировское телевидение сделало фильм «Поет деревня Стрельская». Увы, в архивах ГТРК «Вятка» он не сохранился.

Костюмы и сегодня у «Сударушки» стилизованы под старину. Даже ткань, из которой сшиты сарафаны, смотрится как вынутая из бабушкиного сундука. Но ткань куплена в магазине. А шили костюмы директор СДК Светлана Петровна и ее сестра Елена Петровна. Елена ездила на занятие творческой лаборатории по фольклору, где знакомили именно с вятским народным костюмом. Пригодилось.

«Швеи свои, еще бы швейную машинку в клуб, – говорят участницы «Сударушки», – они и детям костюмы шьют для выступлений. Недорого стоит, может, «Единую Россию» попросить?”

Лапти собирали и в Верхней Волманге, и в Маромице. «Были у нас раньше лапти у всех одинаковые, – рассказывают певуньи. – Да сгорели вместе с клубом. А сейчас двоим приходится бродни надевать».

Зато фартуки самые настоящие, домотканые. Для этого прекрасно подошли полотенца, перешедшие по наследству от родителей. И кружева на них самовязные, и узоры не вышитые – вытканные.

Еще бы дорогу до Стрельской в божеский вид привели. Пока «Сударушка» в Опарино или в Киров выступать едет, на ямах да выбоинах всю душу и внутренности так перетряхнет, что не до песен уже.

«Вот если бы на Евровидение нас пригласили, как «Бурановских бабушек», сразу бы дорогу построили», – оживляются женщины, коснувшись больной темы.

«А вы бы поехали?»

«Нам бы столько внимания: обследовали, вылечили – мы бы не хуже спели. Жаль, они нас опередили. Но мы будем готовиться. Как только русский фольклор запоем по-английски, сразу и поедем», – смеются стрельские бабушки.

Не бурановские, но ничуть не хуже, уж поверьте.

Занимаются сельские артистки серьезно – им есть к чему стремиться: коллектив намерен бороться за присвоение ему звания народного.

Татьяна Тунгусова, фото автора.

Добавить комментарий

  1. Василий

    Приятно читать такие статьи, а особенно строки: “Сидит под коровой, распевает на весь двор, а коровы слушают”. И вспоминаю мою маму, когда она приходила в негодовании с пустым ведром, когда корова так лягнет, что все, что надоила, выбила или так махнет хвостом, что хоть плачь. Надо было действительно песни петь.

  2. Анна

    Душевная статья!Спасибо Татьяне Вениаминовне за внимание к нашим бабушкам, они, действительно не уступают “Бурановским бабушкам”. Молодцы “Сударушки”! Так держать!