«На сем месте стоял храм…»

«На сем месте стоял храм, построенный в 1915 году на средства крестьян-переселенцев Романовской волости Никольского уезда. Храм назывался Алексеевский, так как освящен во имя святителя Алексия Митрополита Московского чудотворца, небесного покровителя наследника престола цесаревича Алексия Романова. Закрыт в годы гонений на церковь. В 1952 году здание бывшего храма переоборудовано под кинотеатр, которое вскоре сгорело. Во вновь построенном здании с 1961 по 2001 гг. размещался кинотеатр Заря».

Мемориальная доска с этим текстом будет установлена на здании бывшего кинотеатра, в котором сейчас находятся магазииы. Инициатором данной акции выступил наш земляк, уроженец села Молома Василий Александрович Графов, который в настоящее время проживает в Санкт-Петербурге. Офицер-подводник в отставке.

Он придумал текст, заказал доску и лично привез ее в Опарино в июне, вернувшись из Великорецкого крестного хода.

Василий Александрович Графов

28 июня, в День поселка Опарино, которому исполняется 115 лет, в 10 часов 30 минут, состоится торжественная церемония.

Нужно сказать, что Василий Александрович интересуется историей храмов Опаринского района, как существовавших на ней когда то, так и оставшейся только в проектах.

Это он рассказал об истории Моломско- Архангельской церкви в селе Шадрино, об Алексеевском храме в п. Опарино. На очереди – рассказ о церкви, которую планировалось построить в деревне Нижняя Волманга.

Благодаря таким подвижникам, как Василий Александрович, и раскрывается перед нами история родного края.

Добавить комментарий

  1. Ш.Н.Н.

    Благодарен судьбе, что она предоставила мне возможность познакомиться с этим интересным человеком – Василием Александровичем Графовым, человеком, влюбленным в родной край, в его историю. Его публикации всегда строги и точны по содержанию, так как написаны на основании архивных документов. Он не просто краевед – он непосредственный участник событий. Достаточно сказать, что Василий Александрович ежегодно принимает участие в Великорецком крестном ходе. И ежегодно навещает родные места, где родился и вырос, где когда-то стоял родительский дом. С завистью вспоминаю его рассказ «Как я нашел икону», который был представлен «Опаринской сорокой» в феврале 2011 года. После реставрации эту икону – икону Божией Матери «Умиление» Василий Александрович передал церкви. При освящении новой каменной церкви во имя великого князя Александра Невского 6 декабря 2013 года я видел эту икону. Она занимает почетное место по левую руку у амвона. В своем рассказе об этой православной реликвии Василий Александрович скромно умолчал об истории настоящей иконы. Поэтому считаю необходимым дополнить его рассказ.
    Икона Богоматери была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем лампады, горящей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. У преподобного было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона, называемая «Умиление», которую старец именовал также «Радость всех радостей». Перед ней, стоя на коленях в молитве, он скончался 2/15 января 1833 года. Икона была написана на полотне, натянутом на кипаписовую доску. Мне довелось видеть много списков с этой иконы. На всех изображение Богоматери поясное. Икона «Умиление», которую нашел, восстановил и передал церкви Василий Александрович Графов, представляет нам Бождию Матерь в полный рост. Это редкая икона и редкое исключение. На ней мы видим Богоматерь со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Кажется, все так, как и на иконе преподобного Серафима Саровского, и в то же время не так. На его иконе и списках с нее Богоматерь имеет поворот головы налево, а графовской иконе поворот головы вправо. Можно было бы сомневаться, а «Умиление» ли это? Но нанесенные на икону символы подтверждают, что эта икона-список дарит нам образ Божией Матери «Умиление» дарящая православным «Радость всех радостей». Отныне, благодаря Василию Александровичу, эта чудотворная Саровская икона дарит радость прихожанам Опаринского прихода благоверного великого князя Александра Невского.
    К 115-летнию Опарино, которое в немалой степени стало школой становления будущего моряка подводника Графова, Василий Александрович подготовил еще один подарок – аннотационную доску, которая будет знаменовать место, где стояла первая в поселке Алексеевская церковь, освященная 30 марта 1915 года. На ее месте был построен кинотеатр «Заря», а в XXI век это здание вошло как торговый центр. Многие жители поселка, района и гости Опарино уже давно забыли, что на этом месте стоял храм, построенный «на средства, собранные строительным комитетом среди православных эстонцев, поселившихся и проживающих на участках хуторным хозяйством в Опаринском переселенческим районе, а также на средства, отпущенные от казны и от Монарших Щедров в количестве 1000 рублей». Как видим, и в дореволюционные годы в России жил и действовал принцип общественной инициативы. И хорошо, что у этих общественных инициатив есть такие продолжатели как Василий Александрович Графов.

  2. Василий

    Николай Николаевич много в мой адрес сказал хвалебных слов, которых, мне кажется, я не заслуживаю. Просто мне интересно зани-маться краеведением и в результате этого получаются находки, которые самому интересны и возникает желание поделиться с другими. Благодаря этому занятию в недавний приезд на малую родину узнал от бывшего односельчанина то, что хотелось давно узнать и еще кое-что дополнительно. Через него же вышел на двоих односельчан, проживающих в Ялте и Москве и также интересующихся всем, что связано с малой родиной. А от них удалось найти бывшую одноклассницу, которую многие разыскивали безуспешно 48 лет.Вот такая получилась цепочка.А Елена Евгеньевна Волынская преподнесла еще одну находку – копию фотографии Алесеевской церкви. Фотография находится в средней школе и, возможно, при качественном сканировании этой фотографии кто-то выложит её в комментарии.До сих пор нам была знакома фотография церкви издалека, а на этой фотографии видна вся церковь с прилегающими к ней домами.

  3. Администратор автор

    Данное письмо пришло на почтовый ящик сайта, публикуем его полностью:

    “От: Тамара Гарипова (бывш. Червякова)
    Тема: На сем месте стоял храм
    Сообщение:
    Уважаемые редакция и читатели газеты! С удовольствием читаю “Сороку”, хотя в настоящее время живу в Санкт-Петербурге.

    Я прекрасно помню, что церковь никогда не стояла на месте кинотеатра “Заря”. На углу Октябрьской и Первомайской улиц был продовольственный магазин. Мы его звали -дежурка. А рядом по ул. Первомайской стоял небольшой домик- книжный магазин. Я помню. как в нем я покупала книжки в начальной школе. Затем по Октябьской ул. была пожарка. В глубине квартала за пожаркой был пруд. Так вот за прудом была церковь, и в ней не было кино. Перед пожаром там был Дом пионеров (не уверена). А горела церковь примерно в 1955 году. Мы с мамой видели из окна госбанка со 2 этажа, где мы тогда жили. Так что надо посмотреть фото, которое есть в школе. Табличка не верна. И “Заря” стоит на месте книжного магазина. Наверное, есть еще старики, которые это помнят.

    С уважением, Тамара Васильевна Гарипова”

  4. Перманеннт

    вот яркий пример – человек пишет о том чего незнает. писал бы оподводниках своих.а то он не только текст для доски придумал а ещеи место и время и историю вообще)))))

  5. Ш.Н.Н.

    В связи с письмом Тамары Гариповой-Червяковой, которая утверждает, что Алексеевская церковь в Опарино стояла не на том месте, где позднее был построен широкоэкранный кинотеатр «Заря», появилась необходимость обратиться к старожилам поселка с просьбой указать место, где стояла первая деревянная церковь в Опарино. В информации «Широкоэкранный кинотеатр будет» упоминается «старший экономист райплана И.М.Жолобов, который вместе с дочерью за 7 часов вырыл 7 метров траншеи, выбросив семь кубометров земли». Предполагаю, что это был супруг старейшей жительницы области, ветерана Опарино – Устиньи Ивановны Жолобовой («Опаринская сорока» 14 марта 2014 г.) – Иван Михайлович Жолобов. Известно, что Иван Михайлович занимался краеведением. Несомненно делился своими воспоминаниями и поисками с женой Устиньей Ивановной. Вот к кому надо в первую очередь обратиться с вопросом: где стояла Алексеевская церковь в Опарино? В Опарино живут дочери Устиньи Ивановны – Любовь Ивановна и Маргарита Ивановна. Возможно, какие-то пояснения могут дать и они. Если в Опаринской школе есть фотография Алексеевской школы, то при сопоставлении трех фотографий можно точно определить, где она стояла. Тем более, что в поселке сохранились здания старой постройки. В Опарино много старожилов, они также могли бы внести ясность в этот вопрос. В этом деле мог бы оказать помощь совет ветеранов. Можно с такой просьбой обратиться к ветеранам поселка через газету «Опаринская искра», опубликовав фотографию Алексеевской церкви. Если в этом вопросе есть сомнения, необходимо внести ясность. Легче исправить ошибку сегодня, завтра будет поздно! Попытался найти человека, побывавшего в Алексеевской церкви. Звоню в Опарино участнику Парада Победы Николаю Александровичу Бересневу. Николай Александрович рассказывает: «Впервые я побывал со своим дедом в Кузюгской церкви, а бабушка водила меня на службу в Опарино в Алексеевскую церковь. Она, действительно, стояла на том месте, где потом был построен кинотеатр. Рядом был дом попа, который был переоборудован под детсад. По-моему этот дом и сегодня стоит». Одно свидетельство есть. Надо его подкрепить воспоминаниями других ветеранов. Опаринцы,слово за вами!

  6. Василий

    Уважаемая Тамара Гарипова. Спасибо, что Вы пытаетесь внести какую-то ясность и кое-какие доводы из своих детских воспоминаний. Но я приведу следующие свидетельства. 1-е: В заметке «Широкоэкранный кинотеатр будет» (газета «Опаринская искра» от 16 августа 1959 г. написано: «…на пустыре, где валялись груды кирпича от бывшей постройки…» Что же эта такая за бывшая постройка с грудой кирпича, неужели маленький дежурный магазин (я его тоже помню)? 2-е На л. 33 «Дела о постройке церкви близ ст. Опарино» читаем: Покупка строительных материалов, как – то : – цемента – 1000 пудов – кирпича – 26 тыс. – извести – 928 пуд. – бутоваго камня – 24 куба Вот откуда эта груда !.3-е К статье «На первом сеансе» («Опаринской сорока» от 23.01.14) г.в комментарии Redaktor пишет: В архиве нашлись вот какие данные.1. Здание бывшей церкви 10.04.1952 г. отдано отделу кинофикации. 2. Бывшая церковь переоборудована 02.07.52 г. под кинотеатр. .3.Кинотеатр «Заря» построен и принят в эксплуатацию в 1961 г., до этого располагался в переоборудованной церкви. 4-е В очерке Н.А. Яхлакова «На водоразделе» читаем: «В 1912 году строится церковь. Она стояла почти на том месте, где ныне кинотеатр «Заря». Вблизи церкви была построена церковно-приходская школа. В этом здании теперь детские ясли.» 5-е Проживающий в Опарино и часто пишущий в «Сороку» статьи Иван Яцкевич помнит эту церковь и утверждает, что она была расположена в правом дальнем углу (если смотреть на фасад) бывшего здания кинотеатра. Если после этих свидетельств Вы меня переубедите, что церковь была расположена где-то дальше от кинотеатра,то я готов написать «Вблизи ….» и пожертвовать на новую доску. Только не надо было так огульно из-за одного слова «На сем…” написать, что табличка неверна. На этой доске я попытался написать нечто более существенное, что оставалось бы в памяти людей.

  7. Рува

    ну и я об этом. сначала выяснмили бы что где стояло а потом писали а то потомков в заблуждение вводите

  8. Василий

    Не хотел больше комментировать, но как бы завершить тему о церкви версией о названии её. Но об этом чуть позже. Давно знаю, что стоит сделать доброе дело, как жди какое-то зло. Таков закон духовной брани. Перманеннту тоже хочется дать совет : «Не надо ёрничать , по поводу того, что мне дорого и памятно. Не для того потрачено немало времени в архиве. Лучше смотрите на свои ошибки . Верно ещё в древности сказал поэт Фирдоуси : «Посудина гремит шумней коль содержимого немного в ней.» Ну что же делать, на каждый роток не накинешь платок. Для нас же пусть будет утешением поговорка «Собака лает-ветер носит, а караван идет . И то, что мною указано на доске не « … придумана…история вообще», а указаны некоторые исторические события, связанные как с постройкой церкви так и с её названием. Я думаю, потомков всегда будет интересовать, кто такие переселенцы, почему была Романовская волость и почему её не стало, кто такой Алексий чудотворец и т.д. А сейчас о названии. В 1-м листе «Дела о строительстве…» сказано, что храм должен называться во имя свт. Алексия , небесного покровителя наследника престола. Долго размышлял над этим. Распространенное название храмов было во имя Спасителя Христа (Воскресения, Вознесения…), Богородицы (Успения, Покрова…) или икон (Казанской и др.), почитаемого на Руси Николая-чудотворца и др. А откуда могли знать в большинстве своем неграмотные крестьяне о свт. Алексии. Моя версия такова. Наследник престола Алексий был долгожданным ребенком для царской семьи. И таким долгожданным явилось освобождение крестьян с получением земли в результате переселения.т.е. с получением экономической свободы. Формально по указу 1861 г. они её получили, но все равно были зависимы от бывших хозяев. Куда деваться бедному крестьянину. Т.е чаяния крест ьян в одном пересекаются с чаяньем царской семьи в другом. И как благодарность такое название. Это не было актом угодничества (достаточно вспомнить о том, какие волнения охватили Россию в 1905 г. ) И в благодарность царю за указ от 9 ноября 1906 г. к 300- летию династии Романовых и волость была названа Романовской. Наверное, символично, что через 100 лет хоть как-то мы потомки переселенцев в 3-м, 4-м,5-м поколении вспоминаем об этом.

  9. Василий

    P.S. Некоторые читатели,знающие адрес моей электронной почты, спрашивают, где можно почитать тот материал о церкви, на основании которого была написана и опубликована статья. По их просьбе «Дело …» по адресу их электронной почты пересылал. Оно более интересно, чем статья. Особенно переписка, допустим, между обер-прокурором и епархиальным начальством, где письмо начинается такими словами «Милостивый государь ….» , а заканчивается словами «… с совершенным почтением и преданностию, имею честь быть … покорнейшим слугою.»Такие обращения нами давно забыты. И т.д. Но дело не в этом. Желающие ознакомиться с этим «Делом . .» могут найти меня в «Одноклассниках» или написать по адресу эл. почты: krestnohodetc@yandex.ru и я с удовольствием вышлю.

  10. Ш.Н.Н.

    Согласен с Василием Александровичем: сколько людей – столько и мнений. Но история не может жить в отрыве от действительности. В своем комментарии от 3 июля Василий Александрович пишет: «Я думаю, потомков всегда будет интересовать, кто такие переселенцы (считаю, этот вопрос не подлежит дискуссии, здесь все ясно), почему Романовская волость и почему ее не стало…» Безусловно, это будет интересно потомкам, это интересно и мне. Когда изучал исторический очерк Н.А.Яхлакова «На водоразделе», обратил внимание на фразу: «В 1911 году Опарино стало центром самостоятельной волости, выделившейся из Волмановской. Именовалась она до февральской революции Романовской». Поскольку никаких ссылок на документы в очерке Яхлакова нет, я обратился за разъяснениями в архивы Устюга, Вологды и Кирова и получил следующее сообщение: «Никольский уезд был образован в 1780 году в ходе административной реформы Екатерины II, когда он был отнесён к Великоустюжской области Вологдоского наместничества. В 1913 году в уезде было 24 волости: Аргуновская, Байдаровская, Березниковская (центр — д. Васильева), Бобровско-Захаровская (центр — д. Захарова), Вознесенская, Волмановская (центр — д. Вновь-Поставленная), Городецкая (центр — д. Кичменгский Городок), Езекиевская (центр -д. Засорина), Кемская (центр — д. Путилова), Лапшинская, Лузянская (центр — д. Пермятская), Павинская, Пермасская, Плесовская (центр — с. Шолгско-Троицкое), Подболотная, Подосиновская, Родюкинская, Соловецкая, Утмановская (центр — с. Ильинское), Черновско-Николаевская (центр — д. Черновская), Шестаковское (центр — с. Троицкое), Шонгско-Николаевская, Щеткинсая, Энтальско-Бакшеевская (центр — д. Бакшиев-двор)». И никакой Романовской, которая, якобы, появилась с центром в Опарино в 1913 году. Великоустюгский центральный архив в июне 2013 года в ответ на мой очередной запрос внес уточнение: «Сообщаем, что в документах архива информации об образовании Романовской волости с центром в населенном пункте Опарино не обнаружено. В архивных фондах «Никольская земская управа», «Никольский уездный исправник», «Никольское уездное казначейство», «Переселенческое управление округа северных и северо-восточных губерний Европейской России (Вологодско-Пермская партия)», «Северо-Двинский губисполком» в списке селений по волостям Никольского уезда и списках населенных пунктов по волостям Никольского, Великоустюгского, Усть-Сысольского, Яренского и Сольвычегодского уездов Северо-Двинской губернии на ноябрь 1919 года, списках сельсоветов с наименованием селений, входящих в сельсоветы, на 15 июля 1924 года, Романовской волости не значится». Нет такой информации и в архиве администрации Опаринского района. Поэтому хотелось бы получить ответ: была ли в 1911 году учреждена в Опарино Романовская область? Какие документы подтверждают это? В исторической справке по Опаринскому району также никакой Романовской волости нет. Теперь в части места постройки первой деревянной церкви в Опарино. Н.А.Яхлаков пишет: «В 1912 году строится церковь. Она стояла ПОЧТИ на том месте, где ныне находится кинотеатр «Заря». Вблизи церкви была построена церковно-приходская школа. В этом здании теперь детские ясли». Все это слово в слово мне в телефонном разговоре подтвердил ветеран Опарино Николай Александрович Береснев. Значит, аннотационная доска Василия Александровича Графова открыта НА ТОМ САМОМ МЕСТЕ.И обсуждение этого вопроса должно быть закончено. Спасибо Графову за ценный экспонат-память! Далее Н.А.Яхлаков пишет: «По свидетельству В.Е.Бабкина в 1914 году в Опарино приезжал архиерей, чтобы «освятить» церковь». Это еще одно подтверждение, что память людская не самый надежный документ. Теперь мы знаем, что Опаринская церковь освящена 30 марта 1915 года. Что касается вопроса во имя кого освящена Опаринская церковь, то это сегодня также не может быть предметом дискуссии. Это закреплено публикацией информации «Разные известия по епархии» об этом важном для Опарино событии в №10 «Вологодских епархиальный ведомостей» от 15 мая 1915 года: «освящен вновь построенный деревянный храм при ст. Опарино Пермской железной дороги во имя святителя Алексия, митрополита Московского». Копия этого сообщения опубликована Графовым Василием Александровичем в «Опаринской сороке» 30 апреля 2014 года вместе с материалом «Храм построенный, закрытый, сгоревший и забытый».

  11. vlvitalich

    Уважаемый Ш.Н.Н., что ты нервничаешь и чужое мнение, тоже надо принимать с уважением. Я например, помню и “дежурку” , и книжный магазин, хотя сейчас мне 64 года. Спасибо Графову за доску ,за напоминание о прошлом . Хотя о её расположении большой знак вопроса?. А куда её ещё установить ? Остальные здания развалились давно . Опарино,постепенно превращается в посёлок- призрак, вот ,что беспокоит сильнее …. Скоро в пору придётся устанавливать доски памяти, о том ,что здесь когда то находился :архив ,военкомат ,доротдел ,а в этом здании работала налоговая инспекция ,а здесь был роддом ,где появлялись новые жители Опаринского района и т д….. О будущем тоже надо задумываться жителям ,и безусловно руководству района ,а оно …. увы.

  12. Василий

    Николай Николаевич как краевед-исследователь очень правильно подходит к вопросу правдивого подхода к тому или иному событию. Только ссылка на документы (в первую очередь архивные) исключают возможные ошибки и их повторение. Приснопамятный Никанор Алексеевич в очерке «На водоразделе» (мы благодарны ему за этот очерк) указал дату названия Романовской волости 1911 г. И далее эта дата с чьей-то легкой руки перекочевала на сайт «Опарино Онлайн». А на самом деле это не так. Вот как сказано в официальных документах того времени. В «Памятной книжке Вологодской губернии на 1913 г. на стр. 151 написано следующее:

    А в «Памятной книжке Вологодской губернии на 1914 г.» на стр. 153 вот это:

    (прим. ст. Опарино – центр волостного правления)