«Хочу пересечь Атлантику и отправиться в кругосветку». Кировчанин рассказал о том, как он стал капитаном круизной яхты.
В Кирове живёт настоящий яхтенный шкипер Илья Сабанцев. Несколько раз в год вместе с экипажем он отправляется в недельный поход под парусом вдоль побережья Крыма, а ещё участвует в регатах – захватывающих гонках на яхтах. Осенью яхтсмен планирует покорить Средиземноморское побережье Турции и уже продумывает план предстоящих приключений. «Источник Онлайн» пообщался с капитаном и узнал, как он получил «корочки» шкипера и почему его увлечение мотоциклами сменилось морскими путешествиями.
Мы договорились встретиться с Ильёй в кафе. С первых минут общения я ощутила внутреннее спокойствие, глубину и убедительность, которые исходили от собеседника. Наверное, такими и бывают морские капитаны.
– Как вы стали шкипером?
– Эта история началась ещё в детстве. Тогда я открыл для себя фильмы Жак-Ива Кусто и книги Жюля Верна о морских приключениях. Но мне даже в голову не приходило мечтать о звании капитана. Это казалось несбыточным. И только 4 года назад, когда мне случайно попалась реклама яхтинга, я понял, что стать настоящим шкипером – реально. Сначала я поехал на Азовское море и занялся виндсёрфингом, чтобы узнать, как работает парус. А позже прошёл специальное обучение и получил международные права на управление яхтой. В прошлом году вместе с другом, который тоже выучился на капитана, мы впервые собрали команду, сняли яхту и отправились в Крым – покорять Чёрное море.
– Здорово! А в чём заключалось обучение?
– В течение месяца я изучал теорию по видеоурокам. Там и терминология, и международные права, и радиопереговоры, и английский язык… В общем, большая теоретическая часть. Затем я сдал зачёт и отправился на практику в Севастополь на 10 дней. Мы с другими курсантами каждый день выходили в море и выполняли задания инструктора – строили маршруты, учились управлять парусами.
– Сколько раз вы уже выходили в море в роли капитана?
– Считают обычно в милях. В общей сложности я прошёл тысячу миль.
– А в шторм попадали?
– Бывало. Самый большой шторм был на регате – в 6 баллов. Волна поднималась на высоту 3-4 метров. Конечно, адреналин хороший получаешь. И много практики – ради этого и проводится регата. Как говорится, в шторм хороший капитан пьёт ром в бухте. На самом деле, права на управление яхтой могут получить многие, но не все в итоге решаются самостоятельно выйти под парусами. Есть такая поговорка: «Чтобы выйти в море, нужны права, а чтобы вернуться – нужны знания». С практикой уже приходит понимание, что яхту не потопить. Плавать становится легко и просто.
– Расскажите о регатах. Чем они отличаются от походов под парусами?
– Регата – это гонка на яхтах, где между собой соревнуются квалифицированные яхтенные капитаны. Каждый год в Севастополе проводятся две регаты – «Стальные шары» и «Кубок Крыма». Первая похожа на автогонку, вторая – более длительная. Круизные же походы придуманы для того, чтобы отдыхать. Мы заранее набираем желающих отправиться в путешествие, составляем маршрут. В ноябре планируем впервые отправиться в Турцию и проплыть по Средиземноморскому побережью.
– Кто чаще всего к вам обращается? И каковы расценки на подобный круиз?
– Обычно обращаются кировчане. Есть желающие из Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска… География пока небольшая. Цена похода под парусами – в районе 40-60 тыс. рублей. В стоимость включены услуги кока и недельное проживание на яхте.
– Неплохо. Илья, вы пришли в яхтинг не так давно. А чем вы занимались до этого?
– Я учился на биолога-охотоведа, но со временем понял, что это «не моё». 10 лет занимался ремонтом и обслуживанием мотоциклов. Но постепенно это хобби исчерпало себя, и я решил попробовать новое – занялся яхтингом. Так скажем, начал сжигать мосты, чтобы не сжигать корабли (смеётся.)
– Чем занимаетесь в Кирове между круизами?
– Подготовкой к следующим путешествиям. Ни на что другое не хватает времени и сил. Перед каждым походом нужно собрать новый экипаж, познакомиться, продумать маркетинговую сторону… Сейчас я прохожу дополнительное обучение по организации яхтенных туров и надеюсь, что в будущем смогу назвать своё морское увлечение работой. Пока что вложено больше средств и усилий, чем получено. Но стремление есть.
– Какие ещё трудности бывают?
– Яхтенные путешествия обычно планируются за полгода-год. А русские люди не привыкли планировать… Случалось, что в круиз записывались за 3 дня до выхода в море. Это напрягает. Яхтинг – длинная ходовая история. Нужно много думать. И ничего не бояться. Когда ты уже снял лодку, вариантов не остаётся – приходится работать, общаться, понимать клиента и конъюнктуру рынка. Кроме того, когда углубляешься в парусное дело, начинается настоящая лютая физика. Это не просто дойти из пункта «А» в пункт «B». Тут нужно знать тонкости – как ремонтировать парус и прочее. Учиться можно бесконечно.
– Если не секрет, как к яхтенным походам относится ваша девушка?
– Она поддерживает, иногда плавает вместе со мной. Ей нравится. Предлагал ей тоже сдать на права, мне как раз нужен помощник.
– Вернёмся к планам и целям. После круиза по Средиземноморскому побережью ещё что-то глобальное хочется сделать?
– Хочу пройти через Атлантику и отправиться в кругосветку. Это же неисчерпаемый ресурс приключений! Поделюсь, недавно я неожиданно встретился с Игорем Зарецким, первым россиянином, победившим в трансатлантической одиночной парусной регате. Он прошёл 3,2 тыс. миль за 33 дня в возрасте 59 лет. Не Кусто, конечно (улыбается.), но прикоснуться к человеку, который покорил Атлантику – это дорогого стоит. У него есть чему поучиться. А если продолжать о моих планах, то дальше – только ночёвка в Антарктиде!
Напоследок шкипер Илья отметил богатую историю и культуру Крыма и рекомендовал посетить музей-заповедник «Херсонес Таврический». Что ж, настоящий капитан плохого не посоветует…
Наталья Трубина для Источник/Онлайн.
Фото Источник/Онлайн