«Грустное лицо веселого человека»

Культура и спорт

Так была обозначена тема первой в новом творческом сезоне тема встречи в литературно-музыкальной гостиной в Опаринской центральной библиотеке им. Н. А. Яхлакова. Посвящена она была жизни и творчеству Эльдара Александровича Рязанова – выдающегося кинорежиссера, а также кинодраматурга, актера и поэта.

Им снято 28 художественных фильмов, все в жанре комедии. Каждый из них популярен и любим зрителями. Достаточно сказать, что 31 декабря вся страна более сорока лет садится к телеэкрану и каждый раз как впервые смотрит «Иронию судьбы»… «Гусарская баллада» собрала в свое время в прокате 48 миллионов зрителей!

А еще были Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Необыкновенные приключения итальянцев в России», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Старые клячи»…

Умение видеть жизнь в смешном свете – это свойство характера, которым Рязанов в полной мере был наделен. Трагикомедия, где сочетается смешное и печальное, где у зрителя ещё не просохли слёзы, а он уже гомерически хохочет – это и есть самый высокий жанр в кино, который был покорен великим Рязановым.

В центре внимания режиссёра – социальная тема, жизнь сегодняшнего города и его людей, тружеников, представителей скромных интеллигентных профессий. Этот тот человеческий тип, к которому принадлежат страховой агент Юрий Деточкин, старики-разбойники, врач Женя Лукашин…

Но в период постановки кинокартин, между разнообразными занятиями и обязанностями, Рязанов вёл «параллельный внутренний монолог» – стихотворный дневник, в стихах фиксировал то, что не находило себе места, да и не может никогда находить, в сценариях и фильмах.

Творчеству Эльдара Александровича Рязанова

«Наверное, мучительное желание высказаться о личном, только моем, стремление поделиться чем-то заветным, жажда исповеди и побудили меня к стихотворству. В искренности, правдивости чувств, обнажении тайников души, умении заглянуть в человеческие глубины – наверное, суть поэзии», – писал он в предисловии к своей книге стихов…

Человек по натуре очень скромный и стеснительный, Рязанов долго скрывал ото всех свое творчество. Даже песни, написанные им для кинофильмов, он преподносил композиторам как произведения других поэтов. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Творчеству Эльдара Александровича Рязанова

Первая книга его стихов вышла ещё в 1988 году – тоненькая книжечка в библиотеке журнала «Огонёк». Затем были и другие его сборники. А в 2009 г. он выпустил фильм “Музыка жизни”, где сам читает свои стихи. В фильм вошли также концертные номера и песни из кинофильмов на стихи Эльдара Александровича в исполнении Людмилы Гурченко, Николая Караченцова, Алисы Фрейндлих, Олега Басилашвили и других актеров.

Писал он просто и очень трогательно. Но в этих незатейливых строчках угадывается высочайшая житейская мудрость и очень чистая душа автора…

Творчеству Эльдара Александровича Рязанова

Люди, знакомые с творчеством Э. Рязанова, отмечают некоторую минорность его стихов. Почему же веселый и жизнерадостный по натуре человек писал грустные стихи? Вот что говорил об этом сам Эльдар Александрович в предисловии к последнему, наиболее полному сборнику своих сочинений:

«Если читателю покажется, что книжка местами чересчур грустна, то пусть он вспомнит, что жизнерадостные и веселые свойства натуры я тратил в это же самое время на создание комедий для кино и театра и там, очевидно, подрастратил свой смеховой запас. Если же читателю покажется, что книжка местами носит чересчур личный, интимный характер, то пусть он вспомнит, что гражданские взгляды были отданы мной в тот же отрезок времени кинематографу, телевидению, театру, публицистике».

Творчеству Эльдара Александровича Рязанова

Добавим: в поэзию Рязанов пришел в возрасте «за 50». В это время человек начинает подводить итоги пройденного пути, задумываться о том, что он оставит после себя людям и о том, что оставшийся отрезок жизни нужно пройти достойно.

Рассказ ведущих Т. В. Иньковой и Т. В. Тунгусовой сопровождался отрывками из фильмов режиссера Э. Рязанова «Гусарская баллада», «Жестокий романс», «Служебный роман», в которых прозвучали песни на его стихи. Поэтические произведения автора читали Н. В. Громоздова, Т. А. Григорьева, В. И. Соколов, А. Мальцев, А. И. Блинов, Г. Н. Раимбекова, Е. Г. Засобина. Два стихотворения – «Как сладки молодые дни» и «Прощание» прозвучали в записи в авторском исполнении.

Творчеству Эльдара Александровича Рязанова

Эльдар Александрович ушел из жизни в возрасте 88 лет, в ноябре 2015 года. Памяти этого без преувеличения выдающегося человека была посвящена «Молитва» в проникновенном исполнении Елены Камбуровой. Ею и завершилась сентябрьская встреч в нашей гостиной.

Вы не знакомы с поэзией Эльдара Рязанова? Тогда прочитайте несколько его стихотворений.

Как сладки молодые дни

Как сладки молодые дни,
Как годы ранние беспечны.
И хоть потом горьки они,
Дай Бог, чтоб длились бесконечно.
В двенадцать, в снег, в пургу, в мороз
К нам Новый год пришел намедни…
И был простителен мой тост:
«Дай Бог, чтоб не был он последний».
Зимой измотан… Где ж весна
С ее красою заповедной?
Болел и ждал. И вот пришла она!..
Дай Бог, чтоб не была последней.
Усталость, ссоры и мигрень…
Сменялись трудности и бредни
В нелепый и постылый день…
Дай Бог, чтоб не был он последний.
Бывает тошно… Устаешь,
А тут еще и дождь зловредный, —
Осенний, безнадежный дождь…
Дай Бог, чтоб не был он последний.
Преодолев души разлом,
На станции одной, дорожной
Нашел тебя… И стал наш дом,
Дал Бог, обителью надежной.
Седые волосы твои
Свободны… Непокорны гребню.
А я? Я гибну от любви…
Дай Бог, чтобы была последней.
От жизни я еще не стих, —
Тревожной жизни и печальной…
И сочинил вот этот стих,
Дай Бог, чтоб не был он прощальный.

Хочется легкого, светлого, нежного…

Хочется легкого, светлого, нежного,
раннего, хрупкого и пустопорожнего,
и безрассудного, и безмятежного,
напрочь забытого и невозможного.

Хочется рухнуть в траву непомятую,
в небо уставить глаза завидущие
и окунуться в цветочные запахи,
и без конца обожать все живущее.

Хочется видеть изгиб и течение
синей реки средь курчавых кустарников,
впитывать кожею солнца свечение,
в воду, как в детстве, сигать без купальников.

Хочется милой наивной мелодии,
воздух глотать, словно ягоды спелые,
чтоб сумасбродно душа колобродила
и чтобы сердце неслось, ошалелое.

Хочется встретиться с тем, что утрачено,
хоть на мгновенье упасть в это дальнее…
Только за все, что промчалось, заплачено,
и остается расплата прощальная.

Прощание

В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные, простые корпуса…
Как жаль, не научился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.
А за окном моей палаты осень,
листве погибшей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.
Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.
Мне здесь дано уйти и раствориться…
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса.

Добавить комментарий