Преимущества и риски франчайзинга

На правах рекламы

По законодательству нашей страны франчайзинг – это договор концессии, подлежащий обязательной регистрации. В договоре участвуют две стороны: одна предоставляет, а другая принимает на правах аренды возможность ведения бизнеса от чужого имени. При этом принимающая сторона получает технологии, секретные тонкости производства и раскрученную торговую марку. Взамен предоставляющая сторона получает разовое вознаграждение и ежемесячные отчисления в виде фиксированного платежа или процентов от прибыли арендатора. Предоставляющая сторона именуется франчайзером, принимающая – франчайзи, а тип взаимоотношений – франчайзингом.

При этом франчайзер в рамках договора вправе выставлять собственные требования, в которых он не ограничен. В большинстве случаев это единое оформление торговых залов, формы продавцов, используемое оборудование и сырье (если речь идет о производстве). Но встречаются и экзотические требования, например, обязательная фраза, завершающая заказ.

Первым франчайзером была компания «Зингер», которая продавала право выполнять гарантийный ремонт своей техники предприятиям, близким по сфере деятельности. Самым известным франчайзером является компания «MCdonald’s», которая имеет по всему миру тысячи франчайзи. При этом в собственности самой компании лишь 15% одноименных ресторанов быстрого питания.

франчайзинг примеры

Преимущества франчайзинга

  • Большая часть преимуществ лежит в плоскости затрат на раскрутку бизнеса, рекламу, привлечения клиентов. Начинающему предпринимателю не нужно просчитывать рынок, выявлять потенциальных клиентов, изыскивать средства для финансирования нового проекта. Франчайзи получает готовый бизнес с проверенными решениями, рецептами, алгоритмами, сохраняя при этом самостоятельность во многих вопросах. Свобода франчайзи определяется договором франшизы, который стоит обязательно досконально изучить.
  • Осуществить мечту о собственном бизнесе может практически каждый, кто обладает достаточными средствами для покупки франшизы и начальных вложений в организацию бизнеса. Даже бизнесмен без опыта сможет разобраться в предложенных схемах.
  • Франчайзи получает бесценный опыт. Даже если начинающий предприниматель откажется от идеи развития чужого бизнеса, он получит знания, достаточные для открытия собственного проекта.

Риски франчайзинга

  • Арендатор торговой марки обязан ежемесячно уплачивать вознаграждение (роялти) франчайзеру, даже если бизнес идет не очень хорошо. Если «дочка» оказалась успешнее франчайзера, последний может установить огромный размер роялти.
  • Франчайзи рискует приобрести «сырой» бизнес с недоработанными схемами, нестабильными поставками сырья и т.д. Для неопытного предпринимателя такой старт может обернуться провалом.
  • Собственник торговой марки может объявить о ликвидации компании, а это означает потерю права франчайзи на ведение бизнеса по франшизе.
Добавить комментарий