Не откроем Америку, если скажем, что с административной карты Опаринского района постепенно стираются многие населенные пункты.
Но Нижний Починок не торопится пополнить список деревень-призраков, и это несмотря на территориальную удаленность, практически массовый выезд жителей, а также обширный пожар, случившийся в этих местах несколько лет назад.
Глядя на снимки, трудно поверить, что еще сравнительно недавно – буквально до начала 90-х годов прошлого века – Нижний Починок жил полнокровной жизнью.
В деревне, расположенной у подножия Спасо-Никольской церкви, было две улицы, здесь размещалось производственное звено колхоза «Родина» ¬– бригада № 4, работал магазин.
Сегодня немногочисленные уцелевшие строения стоят в запустении, ближайший магазин – в Нижней Паломице, что в семи километрах.
Но деревня жива: дым из печных труб тому свидетель.
Как и лыжи, стоящие у стены дома, дрова, аккуратно сложенные в поленицу-курган, клумбы, куда с приходом тепла будут высажены цветы…
Даже «народный телефон» работает.
Сегодня здесь постоянно проживают две семьи – Шушариных и Русских. Иван Иванович и Дина Павловна – старожилы, можно сказать, «последние из могикан».
Иван Шушарин по праву является смотрителем храма.
А супруги Русских вместе с четырьмя детьми приехали сюда несколько лет назад. Сергей – настоящий подвижник, занимается восстановлением Спасской церкви.
На лето в родные места из Кирова приехала Любовь Полуэктовна Шушарина. Её дом сгорел, поэтому она разместилась в пустующем материнском, обустроив здесь что-то типа дачи. Вот и все жители, пожалуй.
Хочется надеяться, что Починок не опустеет, как и дорога к храму – жемчужине Опаринской земли – никогда не зарастет.
Грустно все это, товарищи…
“Не откроем Америку, если скажем, что с административной карты Опаринского района постепенно стираются многие населенные пункты.”
Наверно, скоро и самого Опаринского района не станет…(((
и другие районы стираются потихоньку
И ведь это по всей России.
Уважаемые, Министерство культуры бывшего РСФСР и Государство, охраняющие и карающие законом за причинение вреда монастырю, отзовитесь!!!!!!!!! Окажите помощь в ремонте и реставрации хотя бы. 2014год- год Культуры у нас! Скоро Юбилей этого Памятника Архитектуры, сотворённого северными зодчими. В 1997 году к на празднование 280-летия церкви приезжали выступать из всех населенных пунктом района, с области были.. Что сейчас??? Моста нет, летом – на лодке… А “всё у нас хорошо” -как по привычке в отчётах?… Но простые люди стремятся съездить туда. Сколько покупают и увозят в другие свои города фото Монастыря, завораживающего своим величием и красотой!!! Хочется пожелать Божией благодати, здоровья и сил тем самым скромным и добрым людям из деревни , которые бережно ухаживают и смотрят за церковью!
Ну ты даешь, мамуля. Не сюда же писать надо, а именно в Министерство культуры. Или ты думаешь, что они на этом сайте сидят?
Дозе: не переживай – они везде почитать могут. Другое дело – их ответ, которого нет и, скорее всего, не будет. Я так думаю: наше местное Управление Культуры могло бы не рассиживать на стульях, а обратиться по назначению в Киров, к ВРИО губернатора(пусть себе доп.бонусы заработает на благом деле) и т.д…. А от них никаких действий. Монастырь поддерживается благодаря энтузиазму простых пары-тройки человек. Что имеем – не храним. Обидно и стыдно.
Есть такой сайт http://obsheedelo.ru/index.php?category=data&webpage=216 под названием “Общее дело”. О возрождении
деревянных храмов русского Севера. Ежегодно организуют экспедиции.
Может кто-то свяжется с ними и пригласит в Нижний Починок.
На этом сайте есть все координаты как с ними связаться. К тому же участники экспедиций осенью подводят итоги о проделанной работе. В основном они бывают в Архангельской области. Пусть побывают и в Кировской.
Вновь и вновь изучаю документы по истории Верхнемоломского Спасского мужского монастыря. В них скрыта не только история обители, но и история освоения Вятского края. Вот как об этом сообщает «Повесть о стране Вятской»: «В та же лета с Устюга великаго и с Двины и от многих различных стран христиане приходившие в Вятку страну поселившася мнози и святыя церкви в уездах по селам постиавляюще». Пример тому основание Пустыни на Верхней Моломе монашествующими устюжанами в 1663 году. Мы не случайно проводим параллели между Кижским архитектурным ансамблем и храмами Верхнемоломского Спасского монастыря. Общее у них в том, что эти храмы строились согласно русской народной традиции без единого гвоздя. Православные Кижи начинались со Спасского погоста, обитель на Верхней Моломе с возведения деревянной Спасской церкви. Первый предел к церкви во имя Покрова Богородицы на Кижах «да в той же церкви пристроен предел во имя Николая Чудотворца». На Верхней Моломе второй была воздвигнута церковь во имя святителя Николая Чудотворца. И строились кижский и моломский храмы практически в одно и то же время – в начале XVIII века: 6/19 июня 1714 года – есть день закладки Преображенской церкви Кижского погоста, то есть начало ее строительства (даты завершения строительства и освящения храма до сих пор неизвестны), 1716 год – год строительства деревянной Никольской церкви на Верхней Моломе. Мы знаем и дату освящения Никольской церкви – 15 января 1717 года. Поскольку церковь начинает «жить» со дня освящения, то и на аннотационной доске должна быть указана именно эта дата – 15 января 1717 г. Об этом я неоднократно напоминал в главах своего исторического документального повествования «Даль памяти», которое публикуется на страницах «Опаринской искры». Но повторение ошибок продолжается. К сожалению, даже бывший экскурсовод-смотритель Никольской церкви Феодосий Гаврилович Плотников в своих выступлениях, рассказывая об истории Никольской церкви, нередко именовал ее Спасской. И вот, как результат, такого совмещения, укрепленная на стене Никольской церкви аннотационная доска «Памятник архитектуры. Спасская церковь. 1716 г.» Каждая церковь, каждый храм, как и человек, имеют свое собственное имя. Обидно, что Никольскую церковь, которая скоро отметит свое 300-летие, постоянно пытаются лишить собственного имени. Теперь это сделано официально, как говорят, на государственном уровне, потому что на аннотационной доске есть слова «охраняется государством». Не могу обойти молчанием искусство нынешнего смотрителя Никольской церкви Ивана Ивановича Шушарина из Нижнего ПОчинка: посмотрите, насколько красива его курган-поленнца!
А вы сумели бы вот таким образом уложить дрова? За красотой скрытеще одно качество такого дровяного “сооружения” – продуваемость и обтекаемость: дождевая вода не задержится, а ветры активно и быстро просушат. Мог бы, Иван Иванович хранить дрова в дровенике, а он вишь как удивил нас своим деревенским укладом. Есть чему поучиться!
Знакомые недавно были в этой церкви.
Были просто поражены, ссказали настоящий храм
Давно очень хочу побывать в Починке Нижнем и увидеть эту церковь.
Подскажите, как лучше туда добираться? Что значит “моста нет, летом на лодке”? На машине не проехать теперь?
Спасибо за ваши советы.