«Жемчужина Вятского севера», часть I

Общество

Более 50 человек собралось на ІV Яхлаковские чтения, которые состоялись 22 декабря в выставочном зале краеведческого музея. Они были посвящены 300-летию памятника истории и архитектуры нашего района – Никольской церкви в деревне Нижний Починок и тема была определена как «Жемчужина Вятского севера». Чтения подвели итог проделанной за год работе по изучению истории памятника деревянного зодчества школами, учреждениями культуры, краеведами, журналистами.

На чтения приехала делегация Заринской средней школы, из Маромицы Е. А. Шихова привезла девочек, принимавших участие в первом областном фестивале-конкурсе детского, юношеского, молодежного православного творчества под названием «БлагоДеяние». Девочки представили на конкурс картины с изображением Никольской церкви и стали лауреатами второй степени.

Работники учреждений культуры, ветераны поселка, молодые люди, которым небезразлична судьба района и старой церкви, собрались, чтобы еще раз вспомнить, обменяться мнениями, обсудить вопрос сегодняшнего состояния уникального храма, подобных которому, наверное, уже не осталось в России. К сожалению, проигнорировали данное мероприятие педагоги и учащиеся старших классов Опаринской средней школы. А где, как не на этих чтениях, слились воедино и нравственно-патриотическое воспитание, и чувство гражданской ответственности за землю, на которой ты живем, и чувство любви к малой родине?

Открыла ІV Яхлаковские чтения директор Центральной библиотеки п. Опарино Е. А. Воробьева. Обозначив тему, она напомнила собравшимся, что Никольская церковь – это визитная карточка Опаринского района и настоящая жемчужина Вятского Севера. Присутствующим были предложены для просмотра фрагменты фильма «Верую», снятого в Нижнем Починке режиссером Л. Добровольским (ГТРК «Вятка) в 280-летию храма.

«В древности по Моломе пролегал торговый путь на Великий Устюг и Двину, и было тому пути 400 с лишним верст, – раздается голос за кадром. – Верховья Моломы украшает замечательный памятник древнерусского зодчества Никольская церковь, что в селе Нижний Починок Опаринского района. В былые времена село это, раскинувшееся на высоком берегу реки, было большим и богатым. Но время и власти все порушили. Горько сознавать, что может прийти день, когда не станет Нижнего Починка и затеряется во Вселенной место, где праведно, красиво, уютно жилось многим поколениям вятичей». Фоном к тексту идут колокольные звоны и церковные песнопения

Основа фильма – рассказ о празднике, который отмечался в год 280-летия Никольской церкви. Жаль, что ни 290-летие, ни «круглая» дата – 300-летие – уже не отмечались с таким размахом. Более того, редкий человек может сегодня добраться до Нижнего Починка – еще в 2009 году сгоревший мост через Молому до сих пор не восстановлен.

«Только с помощью прошлого можно создать будущее», – эти слова Анатоля Франса, прозвучавшие в фильме, стали как бы лейтмотивом чтений.

К 300-летию Никольской церкви отделом культуры и администрацией района была выпущена красочная брошюра «Жемчужина Вятского Севера». Об этой работе рассказала ведущий специалист отдела культуры, спорта и молодежной политики Н. Н. Максимова. Основой для нее послужила работа Е.Л.Скопина, главного архитектора проектно-научно-реставрационных мастерских и строительной фирмы «Анфилада Р». Он много раз бывал в Нижнем Починке, руководил реставрационными работами на храме в 2001 году и ранее. Его работа была опубликована в сборнике «Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области», выпуск 5. Брошюра отпечатана на прекрасной бумаге, снабжена цветными иллюстрациями.

Между прочим, не только известные кировские художники запечатлели храм на своих полотнах: Петр Вершигоров, Владимир Бурков (графическая работа). Существует картина неизвестного автора, найденная в интернете, Любит бывать в Нижнем Починке Елена Шихова из Маромицы. Она запечатлела храм не только на холсте, но сделала лоскутное панно и изделие из бересты.

Комплекс монастыря объединяет две церкви: каменную Спасскую (зимнюю) и деревянную Никольскую (летнюю). Известны ли имена священнослужителей и церковнослужителей, которые несли службу в Нижнем Починке? Приходской церковью была Спасская (каменная). Благодаря длительным поискам, с помощью настоятеля храма Александра Невского иерея Максима, удалось установить, что последним священником на протяжении 45 лет Николай Михайлович Попов. Он закончил Вологодскую духовную семинарию. 17 декабря 1889 года определен, в 2 февраля рукоположен во священники Верхомоломской Спасской церкви Никольского уезда. Это данные Вологодских епархиальных ведомостей. Умер он в возрасте 71 года, приход после его смерти практически закрылся.

В брошюре размещены и фотографии хранителей храма: Феодосия Гавриловича Плотникова, Леонида Николаевича Шушарина, Ивана Ивановича Шушарина, в настоящее время сторожем работает Дина Павловна Шушарина.

Когда-то в Никольской церкви был пятиярусный иконостас и четверик, обтянутый холстами. Судьба икон, которые ранее находились на иконостасе, интересна всем. О ней рассказала Н. Н. Максимова.

32 иконы были вывезены в Васнецовский художественный музей. В 1973 году Нижний Починок посетили художники реставрационных мастерских Грабаря. Были составлены акты сначала об обработке и передаче икон Феодосию Гавриловичу, а затем от него уже – художникам Васнецовского музея.

В апреле Н. Н. Максимова вместе с главой района А. Д. Макаровым побывали в музее и увидели эти иконы. Одна из икон двухсторонняя, так что можно считать, что их 33. Они в рост человека, очень тяжелые, потому что выполнены на толстых досках. Те, кто вывозил иконы, подсчитали, что их вес составил 560 килограммов. Иконы долгое время находились в музее на хранении, в настоящее время переданы в основные фонды с тем, что требуются средства, и немалые, на реставрацию. Исследованиями ученых подтверждается, что иконы Никольской церкви были даты постройки, а не более поздними.

Прекрасно вписалось в контекст чтений музыкальная пауза – Н. Г. Бартева на пианино исполнила «Сказание» В. Зиринга.

А далее разговор вновь вернулся к Никольской церкви. Работник краеведческого музея Т. Силуянова рассказала о трех самодельных книгах, хранящихся в музее. Их в течение нескольких лет вел Феодосий Гаврилович Плотников. Он вел учет посетителей, скрупулезно подсчитывая количество побывавших в храме за год, хранил их отзывы о посещении уникального памятника. Самые разные люди приходили и приезжали поклониться святыне – от школьников Опаринского и соседних районов до первого секретаря областного комитета партии.

Читайте также:  Путаное право

Первая записать в первой книге сделали ученики Маромицкой средней школы в 1973 году. С этого момента в книге ежегодно оставляли отзывы многочисленные посетители храма. Отзывы были самыми разными, начиная от благодарностей смотрителю до сожалений о состоянии храма и необходимости провести его реставрацию.

В храме за годы побывали гости из 45 городов Советского Союза, не считая населенных пунктов Опаринского района и Кировской области. 11 июля 1997 года настоятелем Владимиром Крестовоздвиженской церкви поселка Мурыгино была сделана последняя запись. Книги велись на протяжении 24 лет. За это время в Никольской церкви побывало свыше 1200 человек.

На основании отзывов гостей Нижнего Починка Опаринская центральная библиотека им. Н. А. Яхлакова выпустили брошюру «Три книги Феодосия Гавриловича».

Для кого-то посещение Никольской церкви стало своего рода благословением Божиим на любовь и семейную жизнь. В книге записей посещений Никольской церкви в дер. Нижний Починок есть интересная запись от 18 июня 1995 года: «Мы…, Саша Подволоцкий и Оксана Смирнова (муж и жена будущие) пришли в эту церковь, чтобы соединиться воедино и быть навеки вместе. Мы клянемся: не покидать друг друга никогда и помогать всю жизнь друг другу во всем: в работе, в учебе, в любви.

Мы знаем, что эта церковь строилась давно, но слава нашему Господу Богу, что мы родились на свет и что мы вдвоем пришли сегодня сюда, чтобы пообещать друг другу любви вечной и бесконечной.

Мы клянемся, что будем любить друг друга всю жизнь, родим и вырастим детей, и пусть они придут в эту церковь и будут стоять здесь и молиться Богу. И пусть наши дети охраняют это богатство. Мы гордимся нашими предками, мы помним их, знаем и хотим быть похожими на них…»

Смирнова (пока) Оксана Валерьевна,
Подволоцкий Александр Петрович».

Более 20 лет прошло с тех пор, и сейчас с большой уверенностью можно сказать, что молодая влюбленная пара получила тогда божье благословение, ведь все, что они написали и в чем клялись, сбылось. Живут супруги в поселке Заря. Они растят шестерых детей, о которых можно сказать, что они выросли и растут хорошими людьми.

Дочь Анастасия окончила школу с золотой медалью федерального значения и серебряной регионального уровня. Окончив Кировский сельскохозяйственный колледж, Анастасия приехала в Зарю, работает бухгалтером ОАО Моломский ЛХЗ, заочно обучается в Кировской сельскохозяйственной академии, в прошлом году вышла замуж за заринца Алексея Вильберга. Сын Сергей, один из лучших спортсменов средней школы п. Заря, после окончания школы решил стать военным. Он является курсантом Воронежской военно – воздушной академии. Дочь Софья – отличница, активистка, спортсменка, обучается в 6 классе, сын Егор тоже учится на «четыре» и «пять». Он является постоянным участником школьных песенных смотров — конкурсов художественной самодеятельности, общепоселковых концертов в Центре досуга. Сын Александр на сегодняшний день – воспитанник детского сада. Ну, а шестой малыш появился в семье Подволоцких недавно.

Оксана и Александр создали семью, где живет настоящая любовь. И за это они благодарны Никольской церкви, считая, что во время того памятного посещения получили в ней благословение Божие.

О. Н. Буторина рассказала о исследовательско-поисковой работе, которую проделала она, занимаясь историей Никольской церкви. По этим материалам написана ее журналистская работа и небольшое эссе.

«Прежде всего я пошла в библиотеки и музей, чтобы изучить материалы, накопленные там. Но хотелось бы узнать, какую информацию хранят люди, которые когда-то бывали в Никольской церкви, жили рядом, были свидетелями каких-то событий.

Этой осенью я съездила в поселок Речной к супругам Автономовым Виктору Ивановичу и Маргарите Константиновне, для которых Никольская церковь была частью их жизни.

Что мне особенно запомнилось? Виктор Иванович рассказал, что в детстве он учился у Феодосия Гавриловича. Он не запрещал детям заходить во все помещения церкви, знакомясь с ее внешним и внутренним обликом. Я поняла: чтобы дети полюбили что-то, они должны к этому прикоснуться. Не случайно Виктор Иванович с такой любовью говорил о храме.

Он рассказывал, что в полу там была большая дыра, но дети боялись туда залезать. Не оттуда ли пошла легенда о подземном ходе, который кто-то когда-то вырыл для каких-то целей? Таинственное, загадочное всегда привлекает. Так почему бы не допустить возможность, что ход был, только сейчас он засыпан…

Еще меня затронуло воспоминание о том, что в Троицу в Нижнем Починке всегда проходил большой праздник. Люди приходили и приезжали с разных мест, даже из других районов – все улицы были заполнены ими, так что трудно было понять, сколько этих людей собралось. Так церковь объединяла людей. В фильме «Верую» показан фрагмент такого праздника, который был воссоздан по воспоминаниям старожилов к 280-летию церкви.

Еще Виктор Иванович и Маргарита Константиновна рассказали, что на церкви были такие колокола, что когда они звонили, звон их был слышен в селе Красном, за много километров от Нижнего Починка. Такие же колокола, считают супруги, были еще только в Киеве. Не знаю, правда ли это, но когда наши родные места сравнивают с Соловками, Кижами, то невольно чувствуешь гордость за свою малую родину. Хочется сохранить все, что у нас есть, передать детям и рассказать за пределами нашего района и нашей области».

Ольга написала также художественный рассказ, где выдумка переплетается с действительностью. «Никольская церковь вдохновляет на творчество», – сказала она, завершая выступление.

Итак, о творчестве. 300-летию Никольской церкви был посвящен литературный конкурс, который проходил в двух номинациях: «Прозаическое произведение» и «Поэтическое произведение». Каждая номинация предполагала участников двух возрастных категорий: до 17 лет включительно и от 18 лет и старше.

Свою журналистскую работу и эссе Ольга Буторина и представила на этот конкурс. Также в нем приняли участие учащиеся Маромицкой и Заринской школ.

 

Окончание следует…

Добавить комментарий

  1. Василий

    Начну с того, что несколько лет тому назад мой брат Николай дал мне газету “Опаринская искра” со статьей об этой церкви. Написана она была женщиной – журналисткой (фамилию не запомнил) Она писала, что после войны кто-то приезжал и исследовал эту церковь и все материалы этого исследования находятся в библиотеке г. Кирова. Этих исследователей удивило то, что на иконах святые изображены в лаптях. Эту статью я переписал, но, к сожалению, пока не могу найти

  2. Василий

    О легендах в нашей деревне жила Таисия андреевна Жолобова из тех мест и она рассказывала такое предание. конь , который возил бревна, был без ямщика. Из леса привезет бревно, его разгрузят и снова в лес. А когда привез последнее бревно, то умер, выполнив свою роль. Так это или не так и где последнее бревно – уже не проверишь. Следующая легенда. Мужики, которые рубили храм, весили по 12-15 пудов и каждую неделю ходили в красное помыться в бане. И доходили за один день. За один день могли дойти, но чтобы весили по 12 пудов, это преувеличение. и ходили они, надо полагать, не в бане мыться ( здесь и река рядом и дров много). Они ходили на службу в церковь. Так и с колокольным звоном. Кто-то сказал, что слышно до Н. Паломицы, следующий – до Холоватки , так и пошло-поехало

  3. Василий

    И последнее. переписывая в РГИА документы о строительстве Опаринской Алексеевской церкви и непостроенной Нижне-Волмангской, наткнулся на прошение епископа Велико-Устюгского с Святейшему Синоду о выделении средств для реставрации, как там написано, древнего деревянного храма при Спасской церкви с. Верхомоломского. Все-таки правильнее было бы писать, что в с. Верхомоломском она находится, а не Н. Починке. Подтверждение тому даже то, что в настоящей публикации в одном месте упоминается так “Верхомоломская . . . . ” , а не Нижне-Починовская . . . .”. Если кого-то заинтересует прошение епископа, могу выслать вместе с актом о приеме работ после реставрации, который был обнаружен в Вологодских епархиальных ведомостях несколько ранее

  4. Ш.Н.Н.

    К сожалению, не смог принять участие в четвертых Яхлаковских чтениях. Порадовал тот факт, что значительно возросло число участников, появились новые докладчики. Мне кажется, украшением этих чтений могло бы стать участие в них живых свидетелей происходящего, непосредственно связанных с Никольской церковью – супругов Оксаны Валерьевны и Александра Петровича Подволоцкий. К сожалению, и на этот раз не обошлось без отклонений от исторической истины. Много интересных и правильных замечаний высказал в своих комментариях Василий. К тому же, так никто и не осмелился, хотя бы к юбилею, сменить несоответствующую действительности табличку, которая под названия “Спасская” “украшает” Никольскую церковь.

  5. Ш.Н.Н.

    Хочу продолжить свою мысль по поводу комментариев Василия. Конечно же, место – в последствии село, где был основан монастырь всегда имело одно имя – Верхомоломское,
    отсюда и название Верхомоломская Спасская церковь Вологодской Епархии Никольского уезда 4-го Благочиннического округа. Его центр был в селе Красном – Чемельская Иоанно-Богословская церковь.Спасская зимняя, т.е. теплая, постоянно действующая церковь, в которой и велась служба. В деревянной Никольской холодной церкви постоянных служб не было. Постоянной были только в дни памяти святителя Николая Чудотворца и по большим церковным праздникам. Поэтому все последующие привязки Никольской церкви к не существовавшему никогда какому-то населенному пункту “Монастырь”, к Нижнему Починку и даже к Нижней Паломице – нечто иное, как искажение исторической истины. Село Верхомоломское никогда не было большим, то есть селом в прямом понимании этого слова. Здесь село, как уточняет словесник В.И.Даль: “Село, обстроенное и заселенное крестьянами место, в коем есть церковь; иногда село состоит из многих, раскинутых деревенек, приписанных к одному приходу; церковь с усадьбами духовенства и причетников, обычно стоит по себе. Вот и село Верхомоломское по-своему обустройству было таким: две церкви с усадьбами духовенства и причетников, тоже стояло само по себе. В нем было два храма и четыре дома духовенства, в которых проживало 11 человек. Вокруг строительства Никольского храма ходит много преданий и легенд. В 1971 году кировский журналист Николай Васенев издал книгу “На берегах Вятки”, в которой на стр. 215 пишет: “Родились легенды и о строительстве Спасской церкви в Паломице. (Заметьте, сразу две исторические неточности: речь идет не о Спасской, а о Никольской церкви, которую автор почему-то “переселил” в Нижнюю Паломицу, – Н.Ш.) Будто возводили её четыре мастера, четыре богатыря. И каждый из них весил будто бы пудов по десять – пятнадцать – иначе трудно объяснить, как они могли поднимать огромные бревна, возраст которых, судя по кольцам, около трехсот лет. И каждую субботу отправлялись чудо-мастера за сто километров к обедне, парились в русской бане и к понедельнику возвращались, чтобы продолжать работать”. Эту легенду положил в основу и красносельский краевед В.А.Женихов. Поэтому считаю необходимым уточнить, что часовня и церковь на Чемелке, которые со временем были перевезены на берег Моломы и основали село Чемельское-Чемелино-Красное, по времени постройки значительно моложе Никольской церкви. Возможно, кто-то из более поздних мастеров, работавших на обустройстве Верхомоломское Спасского монастыря, действительно ходил рубить красносельские храмы, поскольку монастырь постепенно стал приобретать земли вниз по Моломе вплоть до Кобры. Но плотницкая легенда постепенно стала приобретать черты реальности, то есть не самого действия: как что было, а как бы нам хотелось это представить! Печально то, что спутник Николая Васенина – директор Опаринской средней школы Петр Арсентьевич Щеклеин, с которым, как пишет автор, он ехал на машине в Нижнюю Паломицу,и даже остановился у чудесного деревянного сооружения, не поправил журналиста: куда они заехали и что увидели?! Потому Васенев продолжает: “Легенды остаются легендами, а церковь в Нижней Паломице – реальность, свидетельствующая о незаурядном таланте старых мастеров”. И эта небылица была издана тиражом 15 тысяч экземпляров. Проще с табличкой, которая до сентября висела не на свое здании.Теперь она обрела свое место на Сасской церкви. А в Никольском храме к 300-летию оформлен стенд по истории церкви. Этим комментарием я вношу поправки в тот текст, который был опубликован в моем комментарии от 15 января в 9 часов 46 минут. Я-то свои поправки, благодаря моим друзьям краеведам из Опарино, могу внести оперативно, что и делаю. Но уже никто не внесет поправки в книгу “На берегах Вятки”, которую по-прежнему читают не только жители Кировской области и пытаются найти Вятские Кижи в Нижней Паломице. Вот почему в краеведении важно вести самостоятельный поиск, не ссылаясь на авторитеты. А супруги Подволоцкие, оказывается, не могли присутствовать на чтениях по уважительной причине – у них родился малыш. С чем я их и поздравляю от всей души!