Вечером 29 июня одиннадцать подростков от 14 до 16 лет с байдарками (конечно, в разобранном виде) и прочим туристско-походным снаряжением и трое взрослых сопровождающих сели в Москве на фирменный поезд «Вятка».
Утром 30 июня они вышли из вагона на перрон станции Киров.
Членам этой команды предстояло стать своего рода пионерами – первыми пройти на байдарках по водному маршруту «Голубые дороги Русского Севера» от деревни Лодейно Подосиновского района до города Котласа Архангельской области. Это 12 дней пути и 295 километров по северным водным артериям. Ведет их по маршруту Степан Николаевич Настюк, фотокорреспондент газеты “Опаринская искра”.
Вот что рассказал по телефону руководитель похода Владимир Петрович Дружинин, он же директор школы, где учатся ребята:
«В Кирове нас встретил начальник государственной инспекции маломерных судов Евгений Васильевич Злобин. Мы совершили автобусную экскурсию по Кирову. Познакомились с городом, побывали у памятника Маршалу И. С. Коневу, к Вечному огню на Набережной Грина возложили цветы. Это святое – ведь наш поход посвящается 70-летию Победы. Старт будет дан в деревне Лодейно, где родился Иван Степанович Конев, на маршруте – деревня Медведки, где родился адмирал флота СССР нарком Военно-Морского флота Н. Г. Кузнецов. И далее – на Котлас. Очень интересным оказался музей, созданный в Кирове ребятами-поисковиками, которые участвуют в экспедициях по местам боев Великой Отечественной войны – там много любопытных экспонатов.
Наши ребята – самые обычные учащиеся обычной московской школы № 709. Правда, учатся они в кадетских классах. Классам этим присвоено имя еще одного Маршала – Георгия Константиновича Жукова. Классы носят его с 1996 года с разрешения дочери и внучки Жукова.
На «большой» воде ребята чувствуют себя уверенно, хотя это их первый длительный по времени и расстоянию поход. Сказывается спортивная подготовка и участие в соревнованиях по водному туризму».
Нужно добавить, что поход стал возможен при поддержке регионального общественного фонда Героев Советского Союза и Героев России имени генерала Е. Л. Кочешкова.
Вечером 30 июня снова поезд, теперь Нижний Новгород – Воркута. Станция назначения – Пинюг. Здесь уже ждал автобус, который доставил до отправного пункта водного маршрута – в деревню Лодейно. Не посетить при этом дом-музей Маршала Конева было просто невозможно. С ним москвичей познакомил директор музея Николай Владимирович Шутихин.
«Музей произвел на нас неизгладимое впечатление. Удивительно, что в таком малонаселенном районе, в малоизвестном населенном пункте столь бережно и любовно хранится память о выдающемся земляке», – сказал Владимир Петрович Дружинин.
От Лодейно по Пушме пошли на Подосиновец. Все препятствия (понтонный мост, старая запруда на реке) преодолели успешно. После проливных дождей вода поднялась аж на полтора метра. Но это, по словам участников похода, только облегчало движение.
Первая ночевка – не доходя до Подосиновца километров восьми. Встали в 18-30 на песчаном отлогом берегу. Место отличное! И вот уже весело потрескивает костер, поставлены шесть палаток. Первый ужин Владимир Петрович готовил сам. Потом «на кухне» будут дежурить и ребята. Первый день на маршруте выдался теплым, солнечным – удалось немного позагорать. Даже комары не докучали.
2 июля. Подъем в 7 утра. Завтрак, сборы в дорогу. В 9.00 выдвинулись на Подосиновец, в 10-40 были уже там. Путь по Пушме занял полтора часа.
Для бивака выбрали песчаный пляж в нескольких десятках метров от слияния Пушмы и Юга. В Подосиновце побывали в краеведческом музее, осмотрели храм. Очень хотели зайти в Дом ремесел, но хлынул дождь. От него спаслись в кафе, где заодно и пообедали.
Днем этого же дня (в 14-15) вышли на реку Юг и взяли курс на Демьяново. Там на берегу команду встречал Василий Леонидович Труфанов, руководитель военно-патриотического клуба «Альбатрос». У клуба есть свой музей, который ребята с интересом осмотрели. Заодно и чаю попили, а в качестве подарков получили значки «60 лет Демьяново». 3 июля в Демьяново состоялось открытие лагеря юных моряков при клубе “Альбатрос”. В. П. Дружинин от имени московской группы поздравил присутствующих на церемонии с этим событием.
В 18-20 разбили лагерь на противоположном берегу. Теплый ветерок сменился северным. Но, предвидя вероятную смену погоды, все взяли с собой теплую одежду, так что ночью никто не замерз.
В 9 часов утра 3 июля сотрудники ГИМС С. Г. Шуравин и Е. В. Злобин, которые сопровождали туристов на маршруте от Кирова до Демьяново, распрощались с ними и отбыли в Киров.
В 12 часов дня экипажи по реке Юг двинулись на Шолгу. До нее – 22 километра. Далее – граница с Вологодской областью.
От редакции:
Мы очень хотели рассказывать читателям, как проходит поход по первому из маршрутов проекта «Голубые дороги Русского Севера» изо дня в день. Но ежедневных отчетов не получается, фотографий походных добыть пока нет возможности: Интернет на воде отсутствует, мобильная связь действует не везде.
Мы очень надеемся на журналиста подосиновской газеты «Знамя» Николая Липатникова, который сопровождал команду в Лодейно, был с нею в Демьяново. Может быть, поделится снимками и материалами.
Задуманное все-таки состоялось. Время, к сожалению, безвременно, выбило из седла руководителя, разработчика и организатора похода капитана первого ранга, Почетного радиста России, специалиста Росвоенцентра Юрия Васильевича Кропотова, но его наработки по программе «Голубыми дорогами Русского Севера» продолжают жить. Переход по Пушме, Сухоне и Северной Двине, проложенный и прорисованный Юрием Васильевичем от родины И.С.Конева до родины Н.Г.Кузнецова, юные туристы из специализированной московской №709 во главе со своим директором Владимиром Петровичем Дружининым и постоянным спутником Ю.В.Кропотова в предыдущих сплавах по водным туристическим маршрутам фотокорреспондентом «Опаринской искры» С.Н.Настюком – это знак памяти энтузиасту и первопроходцу в освоении новых водных трасс Ю.В.Кропотову. В своих материалах «Поднять паруса», которые были опубликованы в «Опаринской сороке» 5 и 9 сентября 2014 года, я обращался к Юрию Васильевичу Кропотову и всем опаринским туристам с просьбой вести походные дневники. И вот, как мне кажется, мой голос услышан. Владимир Петрович Дружинин обнародовал в «Опаринской сороке» первую страницу походного дневника с Пушмы, Подосиновца и Демьяново. К сожалению, пока без фото. Но все это будет, так как Степан Николаевич Настюк никогда не расстается с фотоаппаратом и умеет запечатлеть самое важное, самое главное. Он рассказывал мне перед началом похода, насколько местами коварна, в общем-то тихая лесная река Пушма, по которой когда-то проходил торговый тракт из Устюга в вятские земли. Как видно из репортажа, туристы-москвичи прошли этот отрезок пути удачно. Степан Николаевич говорил: «Я по Пушме уже плавал, знаю все ее отмели и преграды. В этих местах мы будем держаться берега». Прошли, преодолели. В своем комментарии мне хочется пожелать участникам перехода: семь футов под килем! Говорят, это выражение связано с тем, чтобы при волне корабль не сел на мель. Хотя цифра «семь» в русском языке означает «много». Так или иначе, это напутствие тем, кто в море, кто осваивает новые водные трассы, кто, несмотря ни на что, отправляется в рейс. Им посвятил свою песню Олег Газманов. «Семь футов под килем, попутного ветра, штормящие мили, канатов струна…Корабль – мой остров, шпангоуты – ребра, компас – мое сердце, а кубрик – мой дом». Мое сердце с вами, ребята! Мы еще встретимся!