Завещано, но не исполнено

Изготовление документации было поручено все тому же гражданскому инженеру Остроумову. Работу он сделал уже в марте, а 31-го числа этого месяца проект со сметой были утверждены губернским архитектором. Смета, к примеру, была исчислена в 21 750 рублей 75 копеек.

И на этом, можно сказать, все закончилось. Напоминанием о не построенной и забытой церкви является архивное дело в Российском государственном историческом архиве в г. Санкт-Петербурге, которое я сумел заполучить в свои руки и просмотреть. Оно состоит из нескольких объемных документов.

Это подшивка переписки Вологодской духовной консистории с хозяйственным управлением при Святейшем Синоде Русской Православной церкви. Следующие две объемные тетради: смета на постройку каменного храма и церковно-приходской школы при нем. Еще одна тетрадь – под названием «Ведомость о справочных ценах на поденную мастеровым и рабочими плату и материалы, инструменты и припасы для строительных работ по Никольскому уезду Вологодской губернии на май 1914 года».

В этой же папке находится эскиз храма, подклеенный на ледериновую подложку, копия его на кальке и эскиз школы, почему-то названной «Земское училище». В общем, чем не документы для строительства? А эскизы (особенно храма) сделаны так аккуратно, что можно поставить в пример современному чертежнику, делающему такие чертежи с помощью компьютера.

Все увиденное произвело на меня определенное впечатление. Во-первых, за все сто лет никто не знал об этих документах и не прикасался к ним. Во-вторых, мне стало досадно: как же так получилось, что всему, что было завещано, не суждено было осуществиться? Конечно, причина кроется в перетурбациях и революциях того времени. И если храм все-таки был бы построен, просуществовал бы он недолго и был бы закрыт, в этом у меня нет никаких сомнений. Насколько мне известно, все церкви, находящиеся в селах вдоль реки Моломы, были закрыты, а многие и разрушены.

Учась в Нижней Волманге, мне и другим ученикам со второго по шестой класс приходилось ютиться в полном смысле этого слова из-за отсутствия классных помещений. Кроме основного здания школы, были еще два небольших деревенских дома под классы и один под общежитие на краю деревни – для таких, как я – то есть учащихся из других деревень. А ученики были из разных мест: Верхней Волманги, Молебенской, Березовки, Холоватки, Наумова. В некоторые годы учились даже в две смены. И, конечно же, школа, оставшаяся в проекте (размер ее 25 на 13 метров) была очень нужна.

Итак, завещание А. И. Кириллова не исполнено. Но это не уменьшает и не принижает его душевные порывы на благое для людей дело. Такие люди, к счастью, были и есть на Руси. И, думаю, будут и в будущем. В Опарино освящен новый храм. И насколько я знаю, построен он на деньги одного мецената. Значит, так оно и будет.

Василий Графов, г. Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

  1. Василий

    Спасибо Станиславу Анатольевичу за соучастие в написании статьи . Он сказал, что было интересно, в противном случае и не прикоснулся бы. Немного дополнений. В школе предполагалось 2 классных помещения, 2 комнаты для учителей и 2 комнаты под общежитие учеников и соответственно 3 входа. Сетовал на то, что не хватало классных помещений, но в последний год моей учебы в Моломе была перевезена из В. Волманги недостроенная церковь и переделана под школу. И хотя эта церковь не стала центром духовной жизни, и как не самый худший вариант (не мастерская, не склад) здание её стало очагом просвещения, откуда вышли, наверное, сотни выпускников. Жаль, что стоит эта бывшая школа полуразрушенной. Надеюсь, что администрация поселения найдет возможность утилизировать её.Мало удалось найти о благотворителе Алексее Ивановиче Кириллове. Ещё он завещал платить стипендию троим способнейшим семинаристам Вологодской семинарии. Похоронен на кладбище бывшего Скорбященского монастыря в Москве. Кладбище ликвидировали без перезахоронений и , к сожалению, могилы не сохранилось . Церковь в Н. Волманге, как и первая церковь в Опарино, должна была называться Алексеевской. Т.е. две одного названия, а в итоге – ни одной Опять же церковь в Опарино носит такое же название, как когда-то называлась церковь в Кузюге. Вот такие исторические перепетии в названиях.И наконец, хотелось бы найти материалы по Кузюгской, Шабурской и В. Волмангской церквях.