Забытая старина, часть 4

Выдержки из церковно-приходских летописей Введенской церкви с.Байдарово Никольского уезда.

Карта

За 1872 год. К началту нового 1872 года религиозно-нравственное состояние поселян нашего прихода оставалось таковым, каковым было в минувшем 1871 году. Большая часть их также была усердна к посещению и украшению своего приходского храма и близлежащих от него, также расположена к местному духовенству, к нищей и убогой братии и творила все другие-прочие дела благочестия; но между некоторою частью их же не прекращался порок пьянства, грубость нравов, мошенничество и так называемые ими «игрища», – собрания, состоящие преимущественно из молодых парней и девиц и по своей цели и характеру похожие часто на языческие сборища.

Впрочем, в религиозно-нравственном состоянии наших поселян к новому году оставалось более светлых, чем темных сторон.

Так как дело разгонять мглу нравственную между народом лежит на Пастырях церковных, то мы со своей стороны Пастыри своего прихода обязуемся и обязаны по долгу звания в новом году вразумлять, наставлять и обличать своих духовных чад, по слову Апостола Павла, на все пригодное яже к животу [жизни ] и благочестию.

В ночь с 23-го на 24-е число Генваря в нашем месте было замечательное небесное явление: «Северное сияние». Для ученых это явление кажется естественным, но в простом нашем народе породило не мало толков: заговорили, что оно случилось к войне, к голоду или к другим каким-нибудь бедственным случаям.

За 1885 год. Религиозно-нравственное состояние крестьян нашего прихода, – плохо. В храм Божий народу ходит очень мало, несмотря на многочисленность душ прихода. На исповедь и к Святому причастию ходят далеко не все, – мужички отговариваются тем, что они были не дома: в барке или в дорогах, – женщины – тем, что некого оставить дома с ребятами и скотом… Это печальное явление резко бросается в глаза и ясно, как Божий день, говорит за себя, – народ не радит о спасении души своей, или по лености и нерадению или по незнанию, по неразвитости.

Отличительная черта нашего прихожанина – это любовь к спиртным напиткам. Не говоря о праздниках, а так, например, на помин души отца – сын варит пиво, покупает водку, в церковь же приходит с 15-ю копейками из коих :10 коп. – за панихиду, 3 коп.- на свечку и 2 коп.- за медь. Как, подумаешь, целесообразно все устроено!.. Вместо того, чтобы варить пиво и покупать водку, лучше бы заказать Литургию, так нет, говорит: «не подняться», т. е. не позволяют средства, не на что. Грубость в нашем прихожанине тоже не отсутствующая черта, редкий снимет шапку вперед нас, а все более смотрят, долго ли мы не снимем.

За 1886 год. Отличительная черта нашего прихожанина – это любовь к крепким напиткам. Любят в праздные дни погулять «довольно», но пьющих «запоем» редко можно встретить. Пьют мущины, пьют и женщины наравне с первыми, что очень прискорбно видеть, – женщину пьяную, словоохотливую, не соблюдающую правил приличия и … между прочим, нужно заметить, что у прихожан было намерение освободиться, – в некоторой степени, – от сего недуга и ими на сходке было решено: не пускать ни одного заведения, но, к сожалению, вышли новые права о продаже крепких напитков и подорвали намерение прихожан и стало у нас в приходе вместо двух – пять (5) питейных лавок, что, к общему нашему сожалению, не весьма приятно для прихода. В трезвом виде прихожане угрюмы и неразговорчивы, но не грубы, в пьяном же – очень невыносимы и назойливы. При встрече с причтом многие не отдают почтения, не снимают шапки и не кланяются.

За 1887 год. В такие великие дни, как 1-я неделя Святой Четыредесятницы [Великого поста ], пьют пиво, ездят кататься на конях и вообще ведут себя не как христиане, а как истые язычники, – удивительно, каким образом еще до сих пор сохраняется в нашем прихожанине языческий элемент?.. Грамотных людей в нашем приходе сравнительно немного, хотя и начинают сознавать пользу от грамотности, но далеко не все; немногие отдают своих детей учиться, а большая часть держатся старого направления и при увещании отдать дитя учиться в школу говорят: «да к чему нашему брату набивать голову разной пустяковиной, довольно ему знать соху да борону. Мы век прожили без ученья, да, слава Богу, ни в чем нужды не видели».

Забытая старина, часть 1
Забытая старина, часть 2
Забытая старина, часть 3

Материалы предоставил Василий Графов.

Добавить комментарий