Забытая старина, часть 4. Продолжение

Выдержки из церковно-приходских летописей Введенской церкви с.Байдарово Никольского уезда.

За 1890 год. Что касается худых сторон в религиозно-нравственном отношении нашего прихода, то есть они и есть их очень немало.

Так, самое большое зло в нравственном отношении приносят нашим прихожанам, имеющие свое начало издревле, так называемые посиделки и игрища молодыми. Посиделки состоят в том, что с самой ранней осени, когда начинают кончать жниву, молодежь селений – девицы и парни собираются решительно каждый день в один дом в селении и проводят все вечера и ночи в песнях, плясках и безумных играх, которые простираются до противных зрению сцен и до дел, о которых срамно есть и глаголати. Собираются, сказано решительно каждый вечер, не разбирая ни праздника, ни поста, во время которых, впрочем, бешенство молодежи достигают больших размеров. Вот зло, существовавшее в нашем приходе издревле, на которое родители молодежи смотрят как на дело обыкновенное должное! Начинаются посиделки, как сказано, с ранней осени и продолжаются почти круглый год, ибо прекращаются только во время сенокоса. Чем дальше идет время от осени, тем они становятся безумнее и безобразнее. Так в Рождественский пост они достигают полного развития, а о святках уже переменяют и название посиделок на название игрищ – это такие собрания, где кроме беснующейся молодежи участвуют и мужчины – играют в карты и женщины поглазеть на бешенство молодежи. Квартиры для посиделок в продолжение года бывают очередные, т. е. каждый домохозяин, имеющий дочь от 15 до 25-летнего возраста обязан отдать свой дом на целую неделю под постой безумных собраний молодежи, кто имеет две или три дочери в показанном возрасте, тот отдает дом на две и на три недели. О Святках же эти квартиры уже покупаются девицами. За какую цену покупаются? Каждая девица в селении, участвовавшая на игрище, должна в летнее время отдать хозяину дома, в котором были Святочные игрища, по несколько суслонов. А так как родители девиц не позволяют им в простые дни уходить на такую работу, то они и стараются произвести ее всегда в праздник и непременно во время Богослужения, потому что остальную половину праздничного дня нужно провести им на игрище, которые в летнее бывают на улицах селений.

На масляной неделе девицы ездят с молодыми парнями из селения в селение к своим подругам, у которых угощаются водкой и пивом, которое обязательно имеется у каждой девицы благодаря безумно любящей баловнице матери, непременно изготавливающей к этому времени несколько ведер пива. Следствием этого бывает то, что к вечеру каждая девка бывает совершенно пьяна. Эти поездки девок по своим подругам для пьянства и пляски продолжаются до четверга первой седмицы Святой Четыредесятницы. В Великий пост посиделки идут своим порядком до самой Святой Пасхи, не исключая при этом и страстной седмицы [последней недели как самой строгой Великого поста – авт.] На светлой неделе опять игрища и продолжаются они все лето в праздничные дни. Летом, особенно в так называемые Троицкие праздники, игрища бывают по собранию молодежи громадные. С селений десяти собирается молодежь в одно, а затем отправляется по всем прочим с песнями, плясками и прочими бесчинствами для угощения к своим подругам пивом и водкой, как это бывает и на масляной неделе. К вечеру девки и парни в громадном собрании своем и в пьяном виде представляют весьма отвратительное зрелище. Вот зло в нашем приходе, следствием которого нередко бывает то, что девицы рождают детей, не слушаются своих родителей и не имеют девической скромности, а молодые парни, несмотря на семейное положение и на уговоры родителей жениться, долгое время не женятся. Очень много в нашем приходе таких домов, где от 3-х до 5-ти зрелых возрастом братьев и никто из них не женат, несмотря на крайнюю нужду в молодой хозяйке в доме.

За 1904 год. Сей год Милосердный Господь, не хотяй смерти грешника, но еже обратися и живу быти ему, послал свое вразумление нам недостойным тем, что не уродил в прошлое засушливое лето подножного корма для скота, вследствие чего сено и солома поднялись в цене до небывалых размеров. Сено пуд весной стоило от 50 до 60 копеек, а солома ржаная от 20 до 30 копеек и выше.

С 27 Января Господь снова послал свое вразумление всему народу Русскому за его тяжкие согрешения пред Богом тем, что злой и коварный народ японский, пребывающий в язычестве, вовлек наше отечество в тяжелую войну, совершив внезапное ночное нападение на наше приморскую крепость Порт-Артур и стоящий при ней русский флот на Дальнем Востоке Азии. У нас в приходе начали вследствие войны собирать пожертвования на больных и раненых воинов, но так как пожертвования собираются и полицией, и общественными властями, а народ, как было сказано выше, издержал чуть не все свои запасы, чтобы купить корм и сохранить.

За 1905 год. Одумается ли тяжко прегрешивший русский народ, оставит ли свою прежнюю безумную жизнь в наступившем году, дабы Милосердный Бог помиловал его и даровал победу и одоление на Дальнем Востоке. Дико, безумно, нагло, дерзко и разнузданно ведет себя население даже в нашей глухой местности. Пожилой народ, благодаря своей темноте, необразованности, религиозной беспечности, бесправности, как пережитки всюду и везде прочно укоренившихся своеволий и правонарушений, потерял в конце влияние и всякую опеку над молодежью, в силу чего жизнь чем дальше становится не только год от году, но даже день от дня гаже и гаже. Праздничное веселье у молодого народа без драк не обходится. Только и слышно там того-то избили, в другом месте того-то изрезали. Особенно страшно оттого, что ныне не просто бьют во всяких свалках, драках и побоищах, но колют и режут людей часто даже трезвых, случайно попавших тут или вздумавших вразумить бесчинников, как на бойне скота. Медицинские записи больных в Никольской земской больнице вероятно много бы поведали миру о подвигах в уезде молодого поколения в праздничное время. Нравственность молодежи ниже всякой критики. Одному священнику борьба прямо становится непосильной со всеми этими недугами. Проповеди выслушиваются внимательно и собеседования также, но не производят ожидаемого действия, Бог […] почему. За проповеди и собеседования часто приходится слышать и благодарность и похвалу, но поведение у народа молодого не улучшается, а напротив еще становится хуже и хуже. Гражданское убогое начальство и полиция как бы слепы, до сих пор не обращают на все эти недостатки никакого внимания, а по слухам даже сами боятся вмешиваться. Страшное время […], что будет впереди и как искоренять этот тяжелый недуг народный. Тем он и страшен, что свил уже крепкое и глубокое гнездо. Увещания на исповеди каждому на некоторых и действуют, но лишь временно. Часто под влиянием среды человек снова свихивается, а враг рода человеческого не дремлет и еще […] закрепощает жалового . Господи вразуми, наставь и умудри и подвигни, как, не говоря уже уничтожить, а хотя бы обессилить и уменьшить это народное зло.

За 1907 год. Общее возбуждение народа русского под давлением революционеров и крамольников мало-помалу начало проникать и в наш приход то через газеты или брошюрки, или, наконец, через ссыльных политических из города Никольска; в нашем приходе оно начало сказываться в том, что народ менее стал посещать храм, особенно в летнее время, к причту стал еще холоднее относиться и урезывать во всем свои добровольные подаяния.

Забытая старина, часть 1
Забытая старина, часть 2
Забытая старина, часть 3
Забытая старина, часть 4. Начало

Подготовил Василий Графов.

Добавить комментарий

  1. Сергей

    Очень познавательно.

  2. свящ.Дмитрий Львов

    Ведь этим увлекались еще наши прабабушки и если современная молодежь от Рождества до Крещения немного развлекается, что в этом крамольного?

    Juliya, Вы, конечно, узнали свой комментарий на «Раз в крещенский вечерок…». Нисколько не хотел обижать ни Вас лично, ни Ваших бабушек, ни современную молодежь. Использовал Ваш комментарий как собирательный образ. Эти слова из далекого 1890 г о большом нравственном зле на приходе из летописей Вашей родной церкви – замечательный ответ апологетам “возрождения” “народных праздников”. Крещенских гаданий, масляничных гуляний, Ивана Купалы и т.п.

  3. Juliya

    Комментарий, конечно, узнала, но не думала, что более показательного собирательного образа о зле нравственном почерпнуть негде.
    В общем, ничего не меняется в моих и Ваших убеждениях, но то, что Вы цитируете прошлые комметы уже радует… хотя бы неравнодушны.

  4. Татьяна Тунгусова

    Уважаемый отец Дмитрий! Меня, к примеру, куда более волнует другое – что из века в век в нашей морали и нравственности ничего не меняется. Даже церковь расписывается в бессилии. К сожалению.

  5. социум

    Выдержки из этих летописей свидетельствуют о том, что православная церковь расписалась в своем бессилии вернуть на путь истинный прихожан еще в начале 20 века. А современная церковь ведет ли подобные летописи?

  6. свящ.Дмитрий Львов

    Уважаемый редактор! В нашей морали и нравственности ничего и не менялось. Меняется наше отношение к вековым нравственным императивам. Например,Нагорная проповедь Христа или заповеди блаженств. Их легко отыскать в Евангелии. Вот и будем стараться жить по Евангелию. Зачем говорить про весь мир? Наша задача – мы сами. И наши ближние, в лучшем случае. Если же говорить о безсилии церкви… Церковь, по большому счету, и не ставит задачу воспитания морали и нравственности как таковых. Забота церкви- правильное духовное устроение человека,его способности войти в Царство Божие. В этом Церковь указывает путь и предлагает средства любому,ищещему их. И зря Вы про безсилие. Имеем примеры высокой христианской морали и нравственности. Примером тому целый сонм святых и праведников. И в глобальном масштабе: Византия 4-15 вв.,да и наша Святая Русь до тех пор, пока не утратила Евангельские идеалы. Мораль же и нравственность, лишенные духовного фундамента, категории чувственные. В них легко заблудиться.

  7. Juliya

    Что -то Вы, Дмитрий, застряли своими взглядами далеко назад в веках. Что, в настоящем ничего не заслуживает внимания Вашего, как в песне “шаг вперед и два назад”. Человек живет по принципу “здесь и сейчас”, а то, как он живет, в большинстве своем зависит от условий воспитания и той среды, где расти довелось.Что толку искать истину в 15 веке, когда на дворе 21. Время вносит свои коррективы в поступки и взгляды людей, а действует человек в жизни сам, с поправкой на воспитание и мировоззрение.

  8. василий

    Redaktor права по-своему , если говорить о качестве. А если о количестве, то изменилось. Ведь не было на Руси, чтобы девушки курили и ходили с бутылкой пива и с обнаженными и наколотыми частями тела, а потом рожали «бутылочников», у которых из ушей дым идет. А наркотики? Были крестные ходы по улицам, а сейчас то тут, то там мразь заявляет выйти с гей-парадами. И т.п. ТВ вносит свою лепту. Зайдите по ссылке: http://www.echo.msk.ru/blog/otstavnih/750330-echo/,не пожалеете. когда
    посмотрите эту передачу, показанную для Дальнего Востока и не показанную для центральной России только потому, что …… Вот и «независимое» НТВ.Вероятно, дяде Сэму, у которого больше акций этого канала, не понравилось, что при голосовании предпочтение было отдано о. Всеволоду Чаплину, а не бывшей балерине Волочковой, выложевшей свои обнаженные фото в Интернет.

  9. Juliya

    Вот как раз тот случай, когда все происходит здесь и сейчас. Есть такая поговорка: “Не родятся от свиньи бобрята, а родятся одни лишь поросята”…
    Сейчас сложно разворачивать общество к позитиву, потому, что негатива больше. Но если зацикливаться на нем – можно озлобиться.Поэтому живите так, как подсказывает совесть. А для тех, у кого ее нет все эти копья бессмысленны.

  10. василий

    Верная ссылка: http://www.echo.msk.ru/blog/otstavnih/750330-echo/
    Если даже принять во внимание, что церковь оказалась бессильна, а наш Спаситель Христос сказал:«Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» [а врата ада – это грех людей], то получается, что Самому Богу нельзя доверять. Конечно же это не так и совсем не так. А в чем же дело?Дело в том, что Церковь делится на земную (еще её называют воинствующей ) и небесную (или торжествующую). Почему воинствующая7 Да потому что она борется с грехом, но не теми методами,какими пользуются полицейские или судебные приставы, а предлагает свои. А если упрямые чада, как члены этой земной церкви не хотят принимать эти предложения и увещевания духовенства , и кажется,что церковь бессильна, то тогда на помощь приходит Церковь небесная (торжествующая, там,где нет греха). А что это за помощь, я,
    недостойный, попытался хотя бы кратко изложить через высказывания
    авторитетных мыслителей в послесловии к летописям. Но это в следующей газете. Подождем.

  11. свящ.Дмитрий Львов

    Здравствуйте, Юлия. Ничего,если я буду обращаться к Вам по имени? Давайте будем уважать родной язык и алфавит. Простите, а Вы крещеный человек?

  12. Juliya

    Здравствуйте, Дмитрий, я не крещеная. Что из этого следует?

  13. свящ.Дмитрий Львов

    Трудно разговаривать с Вами. Скажите, а почему Вы вступаете в диалог на темы о вере, о Церкви? Имею ввиду Ваше неравнодушие.

  14. василий

    Уважаемый отче, отец Дмитрий. Нечто похоже на авнтюризм. Вот как можно
    “……..”(слово не пишу из-за уважения к священническому сану)с Вашей, мне кажется, доверчивостью. Простите,меня грешного.
    Пишу из благих побуждений.С интересом и удовольствием захожу на создан-
    ный Вами сайт http://uni-vyatka.prihod.ru «Церковь Успения Пресвятой Богородицы пос.Уни Кировской области». Спасибо.

  15. Juliya

    Уважаемый Дмитрий, здравствуйте. Не знаю, почему Вам сложно общаться со мной, но до селе никто не жаловался. То, о чем я рассуждаю на сайте – моя точка зрения. Ее имеют все, кто оставляют комментарии. Ваши комментарии – Ваши убеждения, сопряженные с профессией, которая приносит и доход. Но это не значит, что Вы не имеете мнений, касающиеся других сторон жизни.
    Я все-таки до конца не поняла: крещение или не крещение при чем? Что толку в том, что месячных младенцев крестят родители? Жить надо по совести, вот и все. Я в храмах бываю, но редко, предпочитаю за неимением таковых слушать протоиерея Владимирова, иеромонаха Романа,песни Бичевской, Копыловой, Кононовой, Погудина. Нравится…

  16. свящ.Дмитрий Львов

    Юлия,если бы Вы приняли таинство Крещения,хотя бы и в детстве,я бы напомнил Вам слова Спасителя:”Если кто имеет веру и крестится,спасен будет”.Поправил бы Вас,что жить надо не по совести, а по правде Божией.Совесть, к сожалению, не всегда верный индикатор. Есть целые народы,например, где украсть или даже убить – геройство. Постарался бы привить Вам любовь к храму и благоговение к церковной службе.И все это не ради отвлеченной морали, а ради Вашей безсмертной души. И на это я имел бы право в силу нашей общей принадлежности к богочеловеческому церковному организму. Но Вы живете по своим убеждениям и по стихиям мiра сего,и в этом Ваша свободная воля.

  17. Juliya

    Спасибо, очень понятно, особенно в той части, где есть “бы”. А как другие нравственные категории? Если бы хоть один из священников хоть однажды дал бы мне вразумительный ответ “Для чего так важно быть крещеным?” ,- увы – никакой конкретики, а игра слов. Чтобы принимать ответственные решения, надо иметь четкие аргументы в ту или иную сторону. А так, получается, все просто для крещеных, можно все, главное – вовремя покаяться.

  18. свящ.Дмитрий Львов

    Крещение необходимо для того,кто желает очиститься от грехов,стать чадом Божиим и достигнуть вечного спасения.Об этом засвидетельствовал
    1)Сам Христос Спаситель;
    2)Св.апостолы;
    3)Единодушно признавали и исповедовали св.отцы и учители церкви.

  19. Маруся

    Если говорить не как священник, а проще:
    Для крещеных все не “просто”, а так же, как и для некрещеных.
    Только например, нет возможности получить ту огромную помощь, которая бывает, когда человек приходит на исповедь и Причастие.
    Многие проблемы мы создаем себе сами из-за своих же качеств.
    И еще больше о себе не знаем, пока это не проявится в какой-то ситуации.
    В таком случае надо что-то делать, меняться. Но сам выше своей головы не прыгнешь.
    Кстати, мне это было тоже непонятно, пока сама не пришла.
    Наверно это можно узнать только на своем опыте, и никто не объяснит.

  20. Juliya

    Вот эти 1)2)3) ни о чем мне не говорит, а когда пытаешься узнать глубже – ответов нет. Но совершенно четко ясно, что это удобный способ перекладывания ответственности за свои поступки с себя. Не думаю, что эта та тема, которую можно объяснить диалоговой перепиской.

  21. Маруся

    Если такой вопрос действительно волнует, он не остается без ответа. “Ищите и найдете”. Значит всему свое время.

  22. свящ.Дмитрий Львов

    Ни о чем не говорить может лишь пустое место. 1,2,3 – это указание на Св.Евангелие и апостолов. Вам Евангелие ничего не говорит? Я намеренно не приводил ссылки и тексты,поскольку во-первых Вы сами просили сжатой конкретики, а во-вторых это большой материал. Что Вы “пытаетесь узнать глубже”? Кроме критических выпадов,часто не по существу,я ничего не вижу.Вам не нравится риторика-ответили кратко. Если Вам действительно интересна и важна тема, задайте вопросы по этим пунктам,обоснованно примите или не примите их. А не пишите чушь про “перекладывание ответственности”. Да, и еще открою Вам, Юлия, тайну – мои комментарии совсем не приносят мне никакого дохода.

  23. Juliya

    Комментарии никому не приносят доход. Доход приносит профессия, разные взгляды по одним и тем же вопросам – нормально.А Ваши ребусы между строк я не читаю, не обучена. Вы тоже не все прокомментировали, если не нравиться – не вытаскивайте 4х -месячные комментарии, не разворачивайте к ним. Вы устали и не более. Поэтому, прекратим это…

  24. василий

    Juliya,и я, и тем более протоиерей Дмитрий желают Вам только добра.
    Внемля изречению В.О. Ключевского:• Люди, которые, не имея своего ума, умеют ценить чужой, часто поступают умнее умных, лишенных этого умения”
    (это относится ко мне)очень бы рекомендовал вам зайти на эту ссылку:
    http://syktyvkar.eparchia.ru/nlk9.html Статья только что появилась.Почи-
    тайте, не пожалеете.Спасибо.

  25. Juliya

    Несколько месяцев назад предлагала открыть на страницах газеты духовную страничку – нет ответа. Как обычно, лучше громко промолчать. А разве это плохо, вот и просвещали бы… Почему Вы считаете, что Ваши мнения единственно верные и нет других? Разве это аксиома? Неужели Вы мыслите только через призму церкви? Люди вы верующие, живете в обществе с его порядками, устоями и принципами, а не в монастыре. Жизнь в современном мире не проходит только в стенах храма. Ну не можем мы прийти к единому мнению, потому что условия воспитания и обучения были разными,разными были род занятий и круг общения, что с того, не хуже и не лучше от этого никто не стал. Мы такие, какие есть.

  26. социум

    Прошла по ссылке, указанной Василием, и прочитала про эмансипацию. Статья интересная, но не бесспорная. Современная женщина не может слепо следовать указаниям мужа. Да и как он может ей что-то указывать или навязывать свое мнение, если зачастую на женщинах держится дом, они работают и содержат семью, а мужья в роли домработниц или содержанок. Времена изменились, мир так разнообразен!

  27. Juliya

    По ссылке тоже заходила – ничего очень интересного не нашла. Почему бы на женщин наших еще и паранджу не надеть…Понятно, почему мужчинам это нравится. Вот только после этого не надо говорить, что нация деградирует, когда у храмов бомжеватого вида мужчины просят подаяние (женщины есть, но в разы меньше) Или уходят умные, образованные, красивые мужчины в монахи. Ни те, ни другие о семье не помышляют, что остается женщинам – встать рядом?! Или думать, как дальше идти в ногу со временем! Вы, когда ссылки даете, пожалуйста, пишите, о чем желаете вести разговор, а то тема поменялась невзначай.

  28. свящ.Дмитрий Львов

    Уважаемая Юлия,верующий человек (не только священник – любой христианин) остается таким не только в стенах храма, а как сейчас говорят,и по жизни. И для него естественно жить по Божиему закону. Как Вы верно сказали,пропуская через призму Церкви. Мы верим словам Христа: “Я есть путь,и истина,и жизнь”. Действительно,заповеди Божии у верующего человека стоят выше любых “порядков,устоев и принципов”. Выше правил поведения в общественном транспорте, морального кодекса строителя коммунизма,клятвы Гиппократа. И к Церкви принадлежат разные люди, совсем не одних “условий воспитания и обучения”. Другие Вы совершенно не поэтому. А невозможность современного мiра жить со Христом говорит совсем не об ущербности идеи. Но,как говорится,вольному-воля. Если все же возвратиться к начальной теме разговора – о празднествах,как Вы помните,была речь. Вы знаете, я изначально остерегся назвать эти вещи своим именем – грех. Знаете,почему? Потому что в лексиконе неверующих людей такого слова просто нет.

  29. Juliya

    Уважаемый священник Дмитрий Львов, Вы еще по атеистов упомянуть забыли, их было великое множество лет 30 назад, а если уж речь зашла о кодексе строителей коммунизма, то он сгинул в никуда, зато четко работает уголовный кодекс, и согласно ему, в места не столь отдаленные отправляются очень немало граждан, которые там и становятся свежеверующими.
    Вам не кажется, что вера и совесть две стороны одной медали? И абсолютно не тождественно, что если нет веры, то нет совести и наоборот.
    А насчет праздников, все уже было высказано выше, не буду повторяться.

  30. свящ.Дмитрий Львов

    Уважаемая Юлия. Я совсем не против совести. В идеале совесть – глашатай Божиего закона. Но повторяюсь-к сожалению,только в идеале. Совесть может быть “черной”, “прожженой” и т.п. Возможно,Вам показалось,что я косвенно назвал Вас безсовестной. Это не так. Вижу,что Вы человек неплохой. Желаю Вам всяческих благ.

  31. Juliya

    Спасибо, вовсе не было в мыслях, того, в чем Вы пытаетесь повиниться. До встречи. Будут интересные темы – попереписываемся.

  32. Juliya

    Здравствуйте, Дмитрий Львов! Оч-чень давно Вас не было на страницах сайта- нет интересных тем? А вот я прочитала Интернет-версию “ВН”за пятницу и попробовала Вам сообщение закинуть – не вышло, видимо потому, что на сайте Богородского района не зарегистрирована. Впечатления остались неприятные, считаю, что такой материал вообще не должен появляться в прессе. Если Вы его не читали – ссылка вот:

    http://www.nabludatel.ru/index.php?modul=articles&id=1259
    На страницах газеты не хотела бы беседовать, если есть желание проговорить что – либо, адрес есть в редакции.