Забытая старина, часть 2.

Выдержки из церковно-приходских летописей Моломской Михаило-Архангельской церкви.

За 1896 год. 25 – 31 августа население трех приходов: Чемельского, Моломского и Шабурского – под опасением беглых воров, которые укрываются здесь уже давно, тянут хлеб и одежду; несмотря на принятые меры со стороны полиции, численность их не выяснена, хотя один из шайки и пойман в дер. Кошелевской. Многие из крестьян видали бродяг в лесу, но взять не могут, приняты меры предосторожности, так что в каждой деревне установлен ночной караул из двух человек. Беглецы спят в банях и подовинах. Женщины в одиночку не ходят по скота, грибы и ягоды, коих, впрочем, мало.

В экономическом отношении крестьяне нашего прихода терпят нужду в яровых хлебах, урожай коих в сем году по причине поздних севов, был плох, […] одной ржи тоже не выше среднего. На отхожие промыслы народ здешний не ходит, только теперь с постройкою железной дороги Пермь – Вятка – Котлас многие из крестьян в более досужее время, особенно зимой, уходят на более или менее продолжительное время для заработков на линию железной дороги, чем отчасти и поддерживают свои хозяйства.

Василий Верещагин

В религиозно-нравственном отношении степень развития прихожан увеличивается, знание молитв и ревность к храму усиливаются, благодаря распространению грамотности и внебогослужебных собеседований […]; выдающихся, особых пороков и болезней в жизни прихожан не замечалось.

Благодаря развитию грамотности и разъяснениям местного причта, прихожане благодушно встретили и известие о первой всеобщей переписи, на основании Высочайше утвержденного положения от 5 Июня 1895 года. Народ охотно принимает и отвечает на вопросы, предлагаемые сельскими счетчиками.

За 1910 год. Ноябрь, 13-го. По случаю 200-летия со дня рождения М. В. Ломоносова состоялся праздник в школе. Было устроено чтение, в перерывах пели хором под аккомпанемент фисгармонии.

За 1913 год. Празднование 300-летия Царственного Дома Романовых. Нынешний юбилейный год – 21 февраля, и в нашем Моломском остался в памяти: у нас прошел так. Накануне совершено последование «парастаса» в здании школы, были молящиеся прихожие из деревень, учащиеся с учащими земских школ. Наутро – благовест к Литургии с 9 часов. Пред молебном сказано приличное дню слово. Совершен крестный ход при пении: «Тебе Бога хвалим» – вокруг церкви. Народу собралось порядочно было объявлено о торжестве ранее. Колокольный звон, торжественный мотив песнопения вселяли бодрое чувство, и погода благоприятствовала – была ясная, морозная… После службы не переставал целодневный звон. В толпе слышалось: «Что Пасха Христова».

Манифест был спустя и прочитан в первое воскресенье… От службы молящиеся участники посетили «чтение», где прослушали – «О юбилее Царственного Дома Романовых». Чтение сопровождалось пением разученных стихотворений: «Сусанин», «Русь», «Славься» – и гимна, пропетого троекратно, и потом закончилось раздачей гостинцев учащимся. Класс по случаю торжественного дня еще накануне был украшен зеленью – пихтой и флажками. Вечером устроена была иллюминация – в окнах горели по две стеариновых свечи. Дети еще не видали подобного и восхищались школой, с дороги, хотя и покосившаяся набок; она им казалась и красива, и мила. Вновь были спеты гимн и разученные стихотворения. Так прошел этот день.

За 1914 год. Мобилизация. 18-го июля (ст. ст.) утром расклеены афишки об изволении Государем Императором мобилизации запаса чинов – армии и флота. Отъезжающие испросили Божия благословения – молебен был отпет 20-го, и еще служили 21 в день выезда. Население приняло неожиданную весть спокойно.

Вести о войне. Богу угодно в настоящий год пережить России испытания: объявился враг сосед Германия и союзники. Манифест еще до наших краев не дошел.

За 1915 год. Как относится народ к войне. О настоящей войне все чувствуют: мобилизация ратников 1 разряда, спрос новобранцев, ратников 2 разряда, а также мобилизация лошадей с гонкой в город Никольск заставляло переживать все население прихода. Пожилые люди говорили, припоминая о старых годах – бывших войнах – «тогда меньше тряхнули», а теперь напахался лютый враг на Святую Рассею… Рассказы побывавших в боях (при отпусках в семью) и находящихся на выздоровлении по домам – о хитрости и стойкости врага-немца – подтверждают мнение старших, что война необыкновенная – на суше, на воде и под водой, под землей и в воздухе… Такие события заставили население, знавшее только свое хозяйство, волость и не бывавшее далее Устюга или Вятки, следить за судьбой Отечества: стали знать, когда почтовый день, и огорчались, что почта в наше место ходит раз в неделю из Никольска, принося известия или письма на вторую неделю. Поэтому население вверялось слухам и переговорам лиц, бывавших в городах Орлове, Котельниче или на станции Опарино. Иногда слухи были верны: например, о взятии Либавы, Варшавы, устойчивости Оссовца…

Есть в приходе грамотные, что сами хотят о происходящих событиях почитать и уяснить (например, деревни Малорешихской Димитрий Бартов известия о военных событиях почти выучивший наизусть, хотя и в старческих годах, а другой чтец памятливый деревни Шадринской Андрей В. Бетехтин) выписывают: «Дружеские Речи», «Сельский Вестник», пользуются телеграммами, высылаемыми Никольской Уездной Земской Управой (выдается в сторожку при церкви). Иногда чтецы из народа заглядывают в газеты, выписываемые при церкви: «Приходский Листок», «Современная Летопись» (приложение к «Воскресному Дню»)…

Василий Графов

Запрет виноторговли и явившаяся трезвость нравится населению, что заношу, слышал из разговоров. Народ, присутствуя при богослужении, напряженнее относится к совершаемому и не выдерживает быть зрителем, а сам вступает – например, в пение, хотя общего пения регулярно у нас и не существует, подпевают на молебнах «Царю Небесный!», «Спаси Господи!» в припевах… Участие местной церкви в пожертвованиях на врачевание воинов выразилось по отчету, бывшему за № 218 (по исходящим) по августу 1915 года – деньгами отчисления и высыпки из кружки с отрезами книжки на Красный Крест – 82 р. 69 к., посылке холста около 100 аршин. На предмет пособия семьям лиц, призванных в войска, по приходу 10 рублей.

Забытая старина, часть 1.

Материалы предоставлены Василием Графовым.

Добавить комментарий