«Я на Слудке стою, и все думы о ней»

Осень-2011. Человек 63 лет поселился в Слудке в единственном пригодном для жилья доме. А напротив нового его места жительства еще сохранился родительский дом. Один, с собакой, прожил он более месяца на малой родине. Уезжая, не прощался, он готов возвращаться сюда, в родные места, вновь и вновь. Николай Алексеевич Бобков – сын учительницы и кузнеца, написал стихи о Слудке и плакал, как мальчишка, болея душой о стертой с лица земли ветром времени своей деревне.

Я на Слудке стою,
и все думы о ней,
И все чаще со мной так бывает.
И все тот же есенинский клин журавлей
Над деревней моей пролетает.

В 5 километрах от села Шабуры, на другом берегу реки Моломы, некогда жила и процветала деревня Слудка. Дома одинаковые, в два ряда, большинство – с балкончиками, одна прямая улица протяженностью в 1 километр. В начале и в конце деревни изгородь с воротами. В домах-пятистенках: голбец с лестницами, полати с жердочками, битые глиняные печи. На печах сушили зерно и шерсть, в основном, колхозную, спали. В деревне были четырехлетняя школа, магазин, клуб, контора колхозная, кузница, дворы (коровники, конюшни, свинарник, овчарня), теплушка. Кузнецы (в разное время): Малиборский (из беженцев во время войны), Н. П. Рудаков, А. К. Пупышев, А. И. Бобков.

Деревня Слудка

Согласно документам, находящимся в секторе муниципального архива, в начале 30-х годов началась коллективизация – сселение хуторов, починков в хозцентр. В хозцентр «деревня Слудка» влились: хутор Бушуева, починки Никитина, М. 3. Козлова, Ноговицына, Циунеля, Пупышева, Поцепкина. По акту слияния от 03.04.1931 г. в колхозе «Большевик» (Слудка) дворов было 38, в хуторе Бушуева – 12.. Все русские. Запрещалось строительство жилых построек в хуторах, помимо хозцентров. Так как были антиколхозные настроения, принято решение вывозить дома с хуторов в хозцентр Слудка (колхоз «Большевик») либо строить новые дома. В то время председателем колхоза был А. К. Пупышев, счетоводом В. А. Рудаков.

По акту сселения хуторов и починков от 1938 г. на Слудке дворов – 52, домов колхозников – 40, число единоличников, тяготеющих к колхозам, – 390 человек. Единоличники: Николай Павлович Ноговицын, Любовь Павловна Никитина, Борис Герасимович Лысов, Петр Егорович Галина, Васса Меледьевна Скочилова.

Из воспоминаний жтелей.

Колхоз «Большевик» – семеноводческий (зерно пшеницы, ячменя, льна, семена клевера). С другими колхозами был обмен – им зерно на посев – колхозу «Большевик» – фураж. Также было развито животноводство: лошади, коровы, свиньи, овцы. Люди работящие, богатые, никогда не голодали. Через две реки – Кузюг и Молому – ежегодно весной перед вздутием рек мосты убирались, после ледохода мужики строили их снова. На воротах летом сторожили по два человека.

Деревня Слудка

Дрова заготовляли поперечными пилами-лучковками. В лесу напилят, наколют, в поленницы уложат.

У Владимира Алексеевича Рудакова был патефон – бегали слушать (ухо к стене приставляли). Нину Даниловну Бабкину засватали за Геннадия. Мама ей сказала: «Иди – парень хороший». Она и пошла замуж.

Рожали, бывало, дома. У Поцепкиных бабка-повитуха примет роды – а назавтра в больницу в Шабуры.

На фронт провожали пешком, дети на закрошках ревут, ревут. Потом ждали писем. Почтальон, жалея всех, всегда скажет: «Вам пишут, пишут».

Деревня Слудка

Елена Волынская, продолжение следует…

Добавить комментарий

  1. Ш.Н.Н.

    Всегда с интересом читаю краеведческие материалы Елены Евгеньевны Волынской. Никогда не был на Слудке, но много слышал о ней. Эти рассказы сегодня дополнены публикацией «Я на Слудке стою, и все думы о ней». Поскольку «все думы о ней», жду продолжения этого рассказа. А пока хочу вернуть, упомянутому в статье, кузнецу Малиборскому имя и отчество. В начале 60-х годов минувшего столетия мне довелось работать с этим мастером «огня и металла» в кузнице Вазюкского лесопункта Опаринского леспромхоза. В те годы он был медником – паял радиаторы и трубки топливопроводов автомобилей и тракторов. И обращались к нему всегда с уважением: Василий Андреевич. Если я что-то путаю, можно уточнить: на Вазюке живут его дочь Галина Васильевна Горева и внучка. Жду новой встречи со Слудкой!

  2. Отлично

    отличный материал

  3. Sasha

    Читаешь материал, смотришь на фото, такая тоска берет за наши деревни…

  4. Людмила

    Лена, спасибо. Вновь поразила нас воспоминаниями о нашей Родине. Ждем новых публикаций.

  5. Ася

    Жду с не терпеньем новых публикаций. Интересно, спасибо.

  6. кто

    “На воротах летом сторожили по два человека” Как понять?

  7. Ш.Н.Н.

    Всегда хочется во всем дойти до самой сути. А если у читателей возникают вопросы, на них надо попытаться дать ответы. Например, КТО пишет: “На воротах летом сторожили по два человека. Как понять?” Лето – пожароопасная пора, поэтому в каждой деревне в это время были организованы дежурства. Причем они стояли не только у ворот, они ходили ночью по деревне и стучали в деревянную колотушку, извещая людей, что охрана населенного пункта на боевом посту и можно спать спокойно. Деревенские ворота, обычно, именовались верхними и нижними. А место у ворот называлось РОССТАНЯМИ, то есть тем местом, где проходили расставания – отсюда люди уходили из деревни в лес, в поле, отправлялись в ближнюю и дальнюю дорогу. Каждая деревня обязательно обносилась изгородью, за исправностью которой селяне внимательно следили. Изгородь была нужна для того, чтобы организованно пасти скот, не выпускать его без контроля (пастуха) на выпас в луга. Берегли не только поля с посевом, берегли сенокосы. Крестьяне – были очень хозяйственные и деловые люди, они умели ценить каждый клочок земли. В материале среди деревенских построек названа “теплушка”, видимо, это овин. Конечно, сегодня трудно восстановить в памяти все имена и фамилии, но стремиться к этому надо. Выше я уже восстановил имя и отчество кузнеца Василия Андреевича Молиборского, с котором мне довелось работать. По патефону догадался, что его владельцем был счетовод Владимир Алексеевич Рудаков. А как звали председателя колхоза А.К.Пупышева? Вопрос неслучаен, так как в Слудке было много Пупышевых. Кстати, читаем: “Нину Даниловну Бабкину засватали за Геннадия”. Сразу два вопроса, значит, или у Нины Даниловны Бабкина – это девичья фамилия, или это фамилия ее мужа Геннадия? Сказано, как -то, походя, а ведь в этой строке скрыта судьба не просто двух людей, а еще и двух семей, из которых вышли эти молодые люди. Теперь об авторе стихов Николае Алексеевиче Бобкове. Неплохо было бы узнать имя и отчество его матери и отца, ведь уважение к человеку начинается с его величания: “Здравствуйте, Николай Алексеевич!” Тем более, что мать его была учительницей, а учителя в деревне имели особый статус. О происхождении деревенских фамилий, которые преимущественно были в Слудке, поговорим отдельно. Они заслуживают того, чтобы попытаться рассказать как они появились и откуда они пришли.