Позднее в магазине появились печенье, конфеты, стали брать их на сенокос. Сахар кусковой откусывали щипчиками. Тогда и килька была дефицитом.
Семьи были многодетные, по семь человек и больше. У одних 18 ребенков было, и все выжили. Анюшка Кирина из этой семьи продавцом в магазине работала. Имена давали такие: Нины, Люмы, Граши, Володи, Анюшки, Вали, Лиды. Жила на Слудке и моя двоюродная бабушка Финия (Е. Волынская).
Стирали щёлоком. Полоскали на реке. Мужики по хозяйству умели всё без исключения.
В середине 70-х годов, с началом строительства бетонной дороги в обход Слудки, из деревни люди стали выезжать, опустели дома. До Дуванного восемь километров, до Шабур – пять. Не стало начальной школы – перевели в Заполье. Закрыли магазин. Стали не нужны мосты через две реки, переправлялись на лодках-моторках и ходили пешком до Шабур, Дуванного. Никакой перспективы – и опустела Слудка. Многие сейчас живут в Коршике, Опарино, стариков позабирали дети.
Сторона родная – край заветный, завещанный нам предками, пал без войны. Любимая земля в человеческий рост заросла борщевиком и бурьяном. Но, если пробраться сквозь заросли, ещё можно увидеть покосившиеся, местами упавшие дворы – коровники, конюшни. А на высоком берегу реки Моломы стоит памятник воинам-слудянам, погибшим за свою родную землю на фронтах Великой Отчественной войны. Здесь же фамилии тех, кто пал на Первой мировой, в гражданскую. Названы и первые деревенские комсомольцы.
Этот материал написан по воспоминаниям жителей деревни. Н. Д. Бабкина и Л. К. Рудакова согласились поведать о родной Слудке. Сейчас они живут в Опарино. В их рассказе – великая гордость за слудских людей, за их непосильный труд, за большую красивую, крепкую, богатую деревню, навсегда ушедшую от нас, но не забытую.
Елена Волынская.
И вот так без войны пало пол страны.
Неплохо было бы каким-то образом сохранить этот памятник. Он как напоминание потомкам о тех страшных потерях, которые постигли наш народ в этих ужасных войнах. Не с Первой ли мировой войны,
столетие начала которой отмечается в этом году, и началось разрушение деревни? Ведь именно большей частью из крестьян формировались войска. Многие и многие ратники, ушедшие на фронт,
так и не вернулись домой или в лучшем случае возвратились ис-
калеченными как физически, так и морально.
Интересная статья! Ув.редактор, побольше таких воспоминаний старожил и молодежь будет знать те тяжелые времена! Я одной из них являюсь, мне хочеться побывать во всех старых деревнях.
Как и обещал в предыдущих комментариях, обратимся к фамилиям людей, некогда проживавших в деревне Слудка. Слово «Слудка» в древнерусском языке означает – утес, гору, крутизну. В ряде северорусских говоров до недавнего времени оно сохранилось в значении – крутой, обрывистый берег реки. Автор публикации подтверждает это: «»А на высоком берегу реки Моломы стоит памятник воинам-слудянам…» То, что Слудка – это северорусское название, подтверждает и география расселения населенных пунктов с именем Слудка. Только в Вологодской области таких деревень больше 10, не меньше десятка разных Слудок мы находим в Архангельской области и Республике Коми. Теперь обратимся к фамилиям. Фамилия – наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. Фамилии людей не возникали одновременно в какой-нибудь год, они появлялись на протяжении последних 500 лет. Официальное закрепление индивидуальных фамилий у князей, дворян и ряда ремесленников придворного штата произошло в 1555 году при составлении «Государева родословца». Огромный количественный рост фамилий произошел в Петровскую эпоху. Многочисленный слой населения составляли служители церкви. Духовенство начало получать фамилии лишь в конце 18 и первой половине 19 века. Даже во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что 75% сельского населения не имеют фамилий, а довольствуются уличными фамилиями-прозвищами, известными только ближайшим соседям. Зафиксирован такой факт, что русских фамилий насчитывается 2,5 млн. Все же известные авторитеты в этой области науки говорят, что количество наиболее употребляемых фамилий не превышает 50 тысяч. Много сил и труда в расшифровку местных фамилий внесли современные ученые, историки, краеведы. Как мы видим из нанесенных на памятнике в Слудке фамилий, здесь преобладают фамилии Бабкиных, Пупышевых и Рудаковых. Мы знаем, что многие фамилии рождены из прозвищ и прозваний человека. Не исключение и рассматриваемые нами фамилии. Фамилия Бабкины восходит к прозвищу Бабка. Скорее всего, так ласково обращались к внукам – продолжателям рода уважаемой всеми бабушки или вообще пожилой женщины. Чьи это дети? – Бабкины! В народе говорили: «Хорошо на свете жить, кому бабка ворожит». В исторических документах Бабкины упоминаются в XV веке, как новгородские бояре. Отсюда понятно, что эта фамилия имеет глубокие исторические корни. От прозвища рождена и другая фамилия – Пупышевы. Пупырь, пупыш – волдырь, шишка, отсюда человек с такой приметой. Иногда – малыш, карапуз. В вологодских говорах пупыш – прищ, переносно – зазнайка, выскочка. Но вряд ли фамилия происходит непосредственно из этого слова, разве что через переходные звенья. Скорее всего, она связана с прозвищем Пупыш, отчество которого закрепилось в качестве фамилии, равнозначно с пупырь – прыщ, «гордец, выражающий себя превосходящим всех». Фамилия Пупышев была частой на Вологодчине и на Северной Двине. Пупырь, в некоторых говорах и сегодня так называют упитанного ребенка, карапуза. Кое-где, пупырь – «угрюмый, неразговорчивый человек». Прозвище Пупыш впервые находим в Новгороде в XVI века, в 1624 году эта фамилия появилась на берегах Вычегды в Соли Вычегодской. Вероятно такие прозвища могли получить люди невысокие и полные, имеющие значение «небольшой, коротенький, малорослый». Фамилия Рудаков смешанного происхождения. Ономастика (наука о фамилиях) подсказывает, что фамилия Рудаков имеет тюркское происхождение и пришла к нам из арабского языка. Она образована от слова «дин», которое означает «религия, вера». Общеславянское и древнерусское слово руда – «кровь», из него Рудак – «красный, рыжий». На Севере фамилия Рудаков была очень распространена, здесь руда – «грязь, пятно» и рудак – «грязный, выпачканный». Есть еще одна версия появления данной фамилии. Наш Север был богат на разные руды, в больше части железные, и тех, кто занимался разработкой этих руда именовали Рудниками, то есть людьми, добывающими руду. Позднее прозвище Рудник переросло в фамилию Рудаков. На памятнике неожиданная для вятских поселений фамилия Николай Галита. Откуда она пришла пока неизвестно. Известно другое, что рождение этой фамилии связано с минералами. Галит – единственный в природе минерал, который употребляется в пищу. Это каменная или поваренная соль. Значит, Галита – человек, добывающий соль или человек – труженик, который работает так, что на рубахе выступает соль. Галита – хороший человек, соль земли. Поддерживаю предложение Василия: надо подумать, как сохранить память об этой деревне, память о людях, что в труде и в бою защищали родину свою. Сохнанить памятник. Может быть, кто-нибудь из народных умельцев сделает его копию для краеведческого музея.