12 июля. На Севере светает рано. Виной тому – белые ночи. Напротив нашего походного лагеря на правом резко обрывающемся, но теперь уже поросшем зеленью, берегу владения бывшей самой крупной на водной магистрали Сухона, Юг, Луза, Малая Северная Двина Болтинской лесоперевалочной базы.
Она была организована в Котласе в 1931 году. Отсюда уходил лес в глубь страны по железнодорожной линии через Киров. Лесоперевалочная база выполняла работы не только по выкатке и отгрузке древесины на внутренний рынок, но и значительную часть перерабатывала в своих цехах на шпалы и крепеж. Сегодня нет на месте знаменитой лесоперевалочной базы ни сливов, ни подъемников. Нет древесины ни на рейде, ни в гуртах на приемных площадках. Теперь Болтинская лесобаза живет лишь в воспоминаниях о славном прошлом. Такая же судьба оказалась и у другой крупной лесоперевалочной базы Котласа – Лимендской, организованной в 1934 году. Транзитный сплав древесины двух этих лесобаз уже в 1933 году составлял 3691,5 тысячи кубометров и с каждым годом прибавлял в объемах.
Вчера, «открывая ворота» города Котласа, мы прошли под высоковольтной линией энергосистемы «Север», которая обеспечивает электроэнергий все Поморье. Линия протянута с берег на берег на высоких металлических опорах. А под нами, на дне Малой Северной Двины, уложены несколько ниток газопровода «Сияние Севера». Как это происходило, нам рассказал наш гид Н.Н.Шкаредный Он летом 1968 года принимал участие в донной прокладке одной из «ниток» газопровода на этой реке. Работами руководил начальник первого участка экспедиционного отряда подводно-технический работ министерства газовой промышленности СССР Ян Янович Инцитис, который к этому времени уже одиннадцать лет покорял водные преграды Союза, в том числе и Волгу. Этот опыт помог ускорить работы на Котласском участке. За первым дюкером реку пересечет вторая «нитка», которая в это время рождалась на левом берегу. А впереди у Я.Я.Инцитиса новые водные преграды – реки Вычегда и Вымь.
«Были проведены большие подготовительные работы, – вспоминает Николай Николаевич. – В итоге дюкер перешагнул через реку за двое суток. Протаскивание велось по дну реки, которая жила обычной жизнью. По ней то и дело сновали теплоходы, плыли плоты, проходили самоходки. Протаскивание осуществлялось стотонной лебедкой, системой полиспастов, трубоукладчиками и бульдозерами. На реке работали плавучие краны и земснаряд, а на дне следили за состоянием траншеи водолазы. Представьте себе махину-трубу 690 метров длиной диаметром 1020 миллиметров со стенкой 16 миллиметров. К тому же, на ней закреплены 540 чугунных колец – грузов по 1100 килограммов каждое, чтобы труба не надумала всплыть. Все это предстояло протянуть с левого берега, где монтировалась конструкция дюкера, на правый берег. Трубу готовила бригада Евгения Борисовича Дерюжина. Первый шов был положен в июне. Потом шла детальная подготовка дна, готовилась траншея для укладки дюкера. Большую помощь при прокладке траншей на дне реки газовикам оказали работники Котласского техучастка. Экзамен у строителей дюкера на Двине принимала не только река, но и министр газовой промышленности СССР А.В.Картунов».
Путешествуя по Двине, петербургский издатель и писатель Н.А.Лейкин, побывав в Котласе, когда укладывались последние шпалы и рельсы, предсказал в своей книге «По Северу дикому»: «Селу Котласу суждено скоро играть видную роль. В недалеком будущем оно разовьется в город… Сюда должен войти от Перми и Вятский Сибирский железный путь…»Так и случилось. Инициаторами создания городского поселения выступили в 1914 году купцы и промышленники. В Котласе в то время уже была почтово-телеграфная контора, два училища, два клуба, железнодорожная станция и депо, канцелярия лесничества, земская станция и пять пристаней. Но преобразование поселка при станции «Котлас» в город, после затяжных дебатов, вызванных началом первой мировой войны, затянулось во времени. 3 июня 1917 года Временное правительство принимает постановление о присвоении Котласу статуса города. Его подписал А.Ф.Керенский.
Между линией газопровода и началом города Котласа обширные лесные массивы освоили садоводы-дачники. А далее микрорайон города, именуемый ДОК. Это поселок Котласского деревообрабатывающего комбината, который первым среди предприятий Архангельской области стал поставлять на экспорт северную доску. В этом большая заслуга настоящего хозяйственника Евгения Васильевича Ермакова, который с 1965 по 1994 год возглавлял это предприятие. На комбинате за год перерабатывалось более двухсот тысяч кубометров древесины. Комплекты деревянных деталей, выпускаемые за год цехом домостроения, обеспечивали сооружение пятидесяти тысяч трехкомнатных домов по пятьдесят квадратных метров полезной площади. Весом вклад котласских домостроителей в сооружении жилья в Азербайджане, Молдавии на Украине и других регионах. Здесь же был освоен выпуск древесно-стружечных плит. За сутки с конвейера сходило около тысячи плит. Волей и упорством неугомонного и беспокойного директора Е.В.Ермакова рядом с комбинатом вырос современный благоустроенный поселок, который так и назвали ДОК. Умер Евгений Васильевич 22 июля 1994 года. Решением депутатов Котласского городского Собрания в 2002 году улица Декабристов была переименована в улицу Ермакова, а на здании заводоуправления установлена мемориальная доска.
Начинаем укладывать одежду, посуду и т.д., собирать палатки. Го-товим байдарки к спуску на воду. Двина сегодня тиха и спокойна, а нам предстоит насыщенный событиями и встречами день. И не потому, что это последний день нашего водного странствия, а потому, что история Котласа, города-воина и города-труженика, во многом отражает историю нашей страны. Об этом свидетельствуют документы по истории Котласа, которые подготовил для нас наш котласский куратор, писатель Николай Николаевич Шкаредный.
Руководитель похода, директор нашей школы Владимир Петрович Дружинин задает традиционный вопрос: «Все готовы к отплытию?» Евгений Владимирович Епихин осматривает наши рюкзаки, Александр Раулович Насыров хлопочет у байдарок, дает последние наставления. Наш рулевой, опытный водный турист, фотокорреспондент газеты «Опаринская искра» Степан Николаевич Настюк уже на боевом посту: его фотоаппарат готов к работе. Байдарки легко скользят по влажному утреннему песку, и словно отдохнувшие за ночь дельфины, ныряют в мелкую речную рябь.
Кажется, работаем веслами с двойной энергией, ведь это наш послед-ний водный прогон. Какое-то странное чувство закралось в мысли: жаль, что скоро придется расставаться с водной стихией, которой отдано 12 дней плавания, и одновременно живешь ожиданием встречи с Москвой, друзьями по школе, по двору, которые с любопытством будут выпытывать, как проходила наша историко-патриотическая экспедиция на байдарках «Голубыми дорогами Русского Севера».
Как некую финишную прямую пересекаем зону автомоста над Дви-ной, который начат строительством в 1996 году, а 2 октября 2001 года по нему открыто движение. Мост внушителен: его длина 1200 метров, а с подходами и насыпями – шесть километров. До этого момента Котлас был отрезан от автомобильных дорог на Устюг, Вологду, Москву и Архангельск. Сейчас, как сказали нам, автодорога дошла правым крылом до Сыктывкара и Кирова.
Вот перед нами в полном величии предстал храмовый комплекс. Вы-глядит он нарядно и празднично. Согласно клировой ведомости Стефановской церкви за 1913 год Котласский приходской погост объединял 19 деревень, из них 7 деревень Великоустюгского уезда и 12 – Сольвычегодского. По береговой линии ниже церкви, с открытием на Северной Двине пароходства, располагались склады и амбары, торговый погрузочный причал, к которому вплотную примыкал речной вокзал.
С постройкой железной дороги заметно оживилась экономическая жизнь Котласа. В 1901-1902 гг. купцы построили три паровых мельницы. Открылись хлебопекарни, торговые лавки, магазины государственной монопольной торговли водкой, трактиры. Здесь же, на берегу Малой Северной Двины, выше деревни Петрухинской были построены купеческие хлебные склады, остатки этих разрушенных зданий можно видеть и сегодня. В 1904 году в Котлас пришли первые, построенные на Коломенском заводе, двухпалубные пароходы «Учредитель», «Преподобный Зосима» и «Преподобный Савватий». Одновременно эти пароходы могли перевозить в своих довольно емких трюмах разные грузы. Сегодня из этой серии на Двине остался на плаву один «Н.Гоголь», построенный в Сормово в 1911 году.
Менялись эпохи, менялось русло рек, менялись и плавсредства на ре-ках. Когда-то жители Севера обходились обычной лодкой-долбленкой. Правда, и сейчас северяне не потеряли к ней былой интерес. Оказывается, долбленка хорошо ходит не только на шесте и веслах, но и под мотором. В 1962 году Северное речное пароходство пополнили четыре пассажирский комфортабельных теплохода: «Индигирка», «Пинега», «Олекма» и «Неман». В лихие 90-ые почти все они встали: не было финансирования, не проводились работы по поддержанию необходимых глубин. Первым покинул северный край теплоход «Пинега», он был продан в Калининград, а сейчас работает в Польше под названием «Hanza». В 2004 году в Москву ушел теплоход «Олекма», его купил солист группы «Дюна» Виктор Рыбин и, шикарно переоборудовав, назвал «Михаил Ломоносов». В 2008 году был продан в Москву второй теплоход – «Неман», ставший к тому времени «Федором Абрамовым». Его владельцы прогорели, сейчас теплоход брошен в Ярославле и не экс-плуатируется. В 2014 году Северную Двину покинул последний теплоход этой серии «Индигирка» уже под новым именем «Адмирал Кузнецов», который будет работать в Москве в качестве круизного теплохода.
Смена эпох в Котласе отмечена и сменой задания речного вокзала. Первое здание чем-то напоминало триумфальную арку, а современное выполнено в виде теплохода. Правда, сегодня, как нам говорили местные жители, от него осталась только вывеска, а само здание отдано предпринимателям. В нем разместились ресторан, ночной клуб «ХХХL», сувенирно-антикварная лавка «Коледа». Когда-то рядом с речным вокзалом на береговой линии на высоком постаменте стоял теплоход «Заря», переоборудованный под кинозал. Его тоже «смыло» время перемен. Причал «одет» в железобетон. Все это строилось на века. Только нет на реке теплоходов, а на наших байдарках к вокзалу не подойдешь, не вышли байдарки ростом. Поэтому спускаемся ниже по течению. Руководитель экспедиции Владимир Петрович Дружинин, заприметив на берегу небольшое каменное строение без окон и дверей, говорит: «Здесь, видимо, был пакгауз. Здесь швартовались пароходы на отдых. Мы тоже пришвартуемся здесь». Впереди, на месте бывшей купеческой деревни Жернаково, намыт городской пляж, а мы выбрали естествен-ный берег, усыпанный разнокалиберным камнем. Засекаем время: 12 июля, 10.00.
А кто автор статьи, кто эти люди в байдарках???
Материалы о реализации программы “Голубые дороги русского Севера” (дневник похода) мы публикуем с 4 июля 2015 года.