Великорецкие встречи

Мы ненадолго прерываем публикацию воспоминаний об А. М. Козлове. Потому что с 3 по 8 июня традиционно на Вятской земле происходит Всероссийский Великорецкий крестный ход, собирающий тысячи паломников со многих мест России и зарубежья. Мы не можем пройти мимо такого важного события. В преддверии крестного хода редакция попросила Василия Графова поделиться впечатлениями о предыдущих крестных хода. Василий Александрович каждый год на протяжении десяти лет ходит в этот крестный ход. Он любезно предоставил некоторые из своих воспоминаний для публикации.

В преддверии очередного Великорецкого крестного хода  хочется рассказать о встречах с  людьми, с местами, по которым проходит этот ход. О самом крестном ходе, истории его возникновения написано немало. Создан неплохой сайт под одноименным названием.  Как только  начал ходить в этот ход, стал собирать все публикации о нем. Собрал достаточно много. Если бы опубликовать, то наверняка получился бы не один сборник.  Интересны отзывы  людей, особенно на форумах, где каждый  высказывает свои мысли, ощущения.

Великорецкий крестный ход

Откуда же я узнал об этом ходе? А узнал в одной из публикаций писателя В. Н. Крупина, нашего земляка. Таким образом, одна из первых встреч, которая помогла мне узнать о  крестном ходе как бы заочно, произошла именно с ним.  У меня, естественно, возник вопрос: «Как же так – я, родившийся на Вятской земле, ничего не знал о ходе, самом древнем и самом продолжительном во всем христианском мире?» Ответ был один: «Это же надо так упрятать веру и религию, чтобы ничего не знать о нем».

Появилось большое желание сходить в это крестный ход, проверить себя,  свои силы, как я пройду эти 150 км в своем уже немолодом возрасте. Ведь когда-то в школьные годы, чтобы добраться  до средней школы, приходилось по несколько раз в год преодолевать по бездорожью за день более 50 километров.

Я собирал материалы о ходе, о Великорецком храмовом комплексе, насколько это было доступно.  Мой разум никак не мог принять того, что это не монастырский комплекс. Обычно такое присуще монастырям, а тут в обычном небольшом селе такое количество храмов. Это сейчас бы по-другому воспринималось, так как в 2005 году там был образован монастырь, а тогда нет.

Первый год хода был интересным, все было в новинку. Это с одной стороны. А с другой – и трудноватым. Пошел совершенно неподготовленным.  Узнать о крестном ходе было негде. Это сейчас о нем достаточно материала в интернете, советы паломников и другое. А тогда – ничего не было.

Великорецкий крестный ход

Ночевать приходилось на полу в школах, клубах в очень стесненных условиях. Я не предполагал, что лучше было бы коврик взять. А спать приходилось не более  двух часов – пока найдешь место, а подъем в 2 ночи,  в три уже выход.

На следующий год я первым делом приобрел палатку, спальный мешок, коврик, газовый баллончик с горелкой и прочие необходимые вещи.

Великорецкий крестный ход

В первый ход запомнились Вятские увалы, обращающие на себя взор таким образом, что и город попадал в поле зрения и длительное время не отпускал себя из вида.

Запомнилась встреча с бывшим селом Гороховым. Местоположение его легко представить так. Когда подъезжаете к Кирову, то в районе 45км путь крестного хода пересекает железную дорогу, а от неё до села Монастырского (в котором вторая ночевка), –  4 км, и далее  до села Горохового 12 км. Я надеялся, что там находится село, в котором  можно докупить продуктов, как это приходилось делать по пути следования, и не придал значения слову «бывшее». За несколько километров  виден большой храм. А когда подошли к селу, то оказалось, что его как такового нет. Все заросло деревьями и бурьяном. Что же случилось? А случилось следующее. В 1940 году хотели храм взорвать, так как для какого-то завода потребовался кирпич. Только вот вопрос: сколько же целых кирпичей можно извлечь после взрыва? Подложили взрывчатку. Но взрывать не стали из-за того, что могло разнести школу, расположенную рядом.

После этого жить в селе стало невыносимо. А ведь когда-то это было одно из самых крупных сел Вятской губернии. На селе устраивались ярмарки, на которые приезжали торговать даже с Пермской губернии. А храм окружали 47 деревень, расположенных вокруг с. Горохова. Вблизи находится святой источник, прямо в лесу оборудованы купальни для мужчин и женщин. На весь период отдыха стоит очередь, чтобы окунуться. А вообще по пути крестного хода до Великорецкого три источника, в которых паломники стараются искупаться: первый, в начале хода, в Трифоновом монастыре, второй – посредине,  в с. Гороховом и третий – в Великорецком.

Итак, впереди долгожданное Великорецкое. Но вначале километров за пять до него показались храмы. Об этом архитектурном комплексе села, об этой уникальной достопримечательности Вятской земли я прочитал из публикаций преподавателя одного из вузов г. Кирова Л. Б.  Безверховой Затем они скрылись из виду, так как путь пролегал через низину, и во всем  своем величии предстали лишь тогда, когда прошли село.    Радушно встретил настоятель, а после молебна у Никольского храма произнес прекрасную проповедь. Место для ночлега нашлось в другом храме прямо возле алтаря. После этого крестного хода была какая-то неизреченная радость и, пожалуй, продолжалась она вплоть до следующего крестного хода.

Великорецкий крестный ход

В следующем крестном ходе произошел такой случай. Знакомая соседка попросила передать пожертвование на храм, что в пос. Ленинском. Я не взял, сославшись на то, что едва ли  встречу того священника из Ленинского среди тысяч людей, которые стекаются в Великорецкое 6 июня. И вот к концу этого дня решил подойти к колокольне и узнать, почему колокола периодически названивают? Из разговора стоящих там двух женщин услышал, что как только супруг одной из них спустится с колокольни, они поедут в Ленинское. Оказалось, что супругом одной из них является тот священник, которому предназначалась передача. А он водил очередную группу паломников, и тем разрешалось немного позвонить. Я тоже изъявил желание подняться на 43-х метровую колокольню и обозреть дали, но эта группа оказалась последней, и я не попал. Вероятно, св. Николай мне тем самым дал осознать мой отказ. На следующий год я сам попросился отвезти  передачу.

Подъезжая к ст. Шабалино, заметил, что одна женщина из числа пассажиров выходит на этой станции. Я попросил её передать пожертвование. Она любезно согласилась и сказала, что знает дорогу в храм, так как крестила там своего сына, хотя сама живет в г. Мурманске.

6 июня произошла уже явная встреча с этим священником, звать его отец Сергий. После службы на берегу реки (в 1 км от храмового комплекса) иду я к селу и вижу, что возле колокольни стоит о. Сергий со своим другом и его супругой (запомнил по прошлому году), и такое впечатление, что как будто кого-то ждут. Я подошел, все рассказал, они поблагодарили меня за передачу.

Продолжение следует…

Материал предоставил Василий Графов.

Добавить комментарий

  1. Ewgenia

    Глобально! Сложно решиться на такое дело, но оно, наверно, того стоит. Это как выдержать пост и получить отпущение грехов.

  2. Маруся

    Да не сложно. Люди больше боятся. В пути все легче, чем кажется.
    В крайнем случае можно в любой день уехать на рейсовом автобусе.

  3. Маруся

    Как-то проходят весь крестный ход и пенсионеры, и дети, и инвалиды. На них посмотришь и сразу стыдно за свои вздохи по поводу и без повода.

  4. Маруся

    А дело и правда того стоит. Кто-то исцеляется от болезней. Но главное – многих людей этот крестный ход меняет. Да вообще всех – невозможно из него выйти без каких-то изменений и даже потрясений.