Так названа девятая глава большого очеркового документального материала под общим названием «Памятник прошлого века».
На этот раз предлагаю вам, дорогие мои читатели, отойти от уголовно-политической ГУЛАГовской тематики, хотя впоследствии к ней вновь придется вернуться, и обратиться к окружающему нас миру природы. Он удивительно красив. Инна Силенок нашла в этом мире даже, казалось бы, совсем не поэтический образ и написала «Поэму о болоте»: «Солнечный круг отразился в болоте. Вязкая тина, как летом дремота. Держит в объятиях липких и теплых, не отпускает, насквозь я промокла. Где-то есть дальние страны с озерами чистыми, светлыми глади узорами. Если захочется сил, обновления, нужно принять в них второе рождение».
Мы тоже примем второе рождение и отправимся в дальнейшее путешествие по родной мне земле Коми. А почему я выбрал стихи о болотах и озерах, вы поймете, прочитав эту зарисовку. Вот каким, к примеру, увидел Синдорское озеро, на котором мы скоро побываем, писатель и журналист Иван Шергин: «Если смотреть в тихий, ясный день, то перед вами огромный овал – зеркало, заключенное в живые рамки-берега, покрытые пышной растительностью… На самой середине озера темнеют крохотные островки, словно искусственно наведенные эмалью пятнышки на серебром сверкающей глади».
Завершив все рабочие дела на заводе древесно-волокнистых плит, решил с головой «окунуться» в историю. Руководство завода пошло мне навстречу и предоставило транспорт. Так я оказался в старинном Коми селе Княжпогост, которое и дало название новой железнодорожной станции. Расположено оно на левом берегу реки Вымь недалеко от станции Княжпогост.
Зыряне – народ коми названием «вись» – металл – открыли еще одну природную тайну этих мест. Она, видимо, связана с тем, что в болотах, окружающих село Княжпогост, в далекие времена добывалась болотная руда. Этот народный промысел был широко распространен. Именно это болотное железо спасло Русь. Индивидуальное производство железа на Руси стало благодаря применению для его варки болотных руд.
Процесс добычи такой руды затруднен тем, что дело надо иметь не просто с грунтом, а с большим количеством воды. Порой работа велась черпаком с плота, зимой путем вырубки льда и отложений, содержащих болотное железо. Более совершенным был способ заглубления в болото большого сруба. Печи для производства железа стояли везде и всюду, количество этих «памятников прошлых веков» до сих пор поражает археологов. Например, недалеко от Новгорода в районе Устюжны было такое множество «горнов для делания железа», что новгородскому губернатору, посетившему эти места, показалось, будто он «заехал в предместье вулкана». О болотах мы еще поговорим чуть ниже…
А вообще-то история села Княжпогост имеет более значительные исторические истоки. На его территории были обнаружены поселения древних людей, которые датируются пятым веком. В упоминании Княжпогоста в 1602 году говорится, что уже тогда в селе было две деревянные церкви. Находившиеся вокруг церквей семь погостов позднее объединились в одно большое поселение.
Историческая справка свидетельствует, что в 1830 году в селе была построена большая каменная церковь, освященная во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая долгие годы считалась достопримечательностью Княжпогоста. По своей архитектуре она очень похожа на Шабурскую Христорождественскую церковь Опаринского района Кировской области. Тот же центральный куб для отправления богослужений с барабаном и головкой, чуть вытянутая ниточка каменных трапезной и притвора, с восточной стороны потерявший свою былую привлекательность алтарь-аспида. К сожалению, некогда красивейший храм разрушается. Недавно упала одна его стена. Как Успенская Богородицая церковь села Княжпогоста выглядит сегодня, вы видите на публикуемом здесь снимке.
Чем меня привлекло это озеро? Причин было три. Это озеро по величине является вторым среди озер Республики Коми. Во-вторых, оно признано памятником природы. В-третьих, оно уникально своими движущимися островами, которым местные жители дали имена: Солдатский, Голодный, Прокушев, Йикапув. Согласно мифологии Коми, в деревне Кони жил Йиркап – непревзойденный охотник, чье мастерство было на высоте, благодаря волшебным лыжам, сделанным из особого дереве. Несли его лыжи быстрее ветра. Он и был, согласно легенде, первым человеком, нашедшим Синдорское озеро. В 1852 году известный археолог С.Е.Мельников совершил экспедицию в эти дальние края. Из его дневников становится ясно, что главным местным богатством были… синдорские ерши. Эта рыба в больших количествах приходила сюда из реки Вис на икромет.
«Мои предки рассказывали, что за сезон на озере добывали до 500 пудов этой рыбы, я говорю об ершах, без которых, как говорят, уха не уха. Когда я впервые побывал на Синдоре, узнал, что издревле рыбной ловлей на этом озере занимались женщины. Большинство из них умели управляться с лодкой, выставлять сеть, выметывать невод, ставить в висках и запрудах морды, вести подледный лов».
Мы остановились у рыбацкого костра, где нас охотно угостили ухой, напоили душистым чаем и пригласили в шалаш отдохнуть с дороги, а то и заночевать. Но мне было не до этого. Попросил рыбаков показать мне «плавающие» острова», о которых мне рассказали в управлении Княжпогостского завода древесно-волокнистых плит. Они охотно согласились.
Пока обедали, я успел рассказать, что видел «плавающие острова» на Бабьих озерах Волгоградской области. Завораживающее зрелище. Как рассказывала мне рыбачка в третьем колене Ирина Павловна Зубикова, появляются они весной, когда уровень воды в озерах начинает подниматься, в результате чего от заболоченного берега под влиянием ветра и волн отрываются куски суши с растительностью. Бабьи озера находятся в 11 километрах от станицы Алексеевская, в которой Зубикова проживает, а на озера ездит с удочкой, чтобы, как она уточнила, душу отвести.
Я не упустил момента и вставил свое слово об озере Шайтан, которое является достопримечательностью Уржумского района Кировской области. Шайтан – с древнемарийского языка означает – черт. Название это не случайно. Древние поселенцы боялись подходить к этому озеру, поскольку были уверены, что это злые духи выталкивают воду на поверхность. Оказалось все значительно прозаичнее: подпитывают озеро подземные грунтовые воды, родники и атмосферные осадки. Периодически происходят ее выбросы с глубины на поверхность озера в виде фонтана. При выбросах воды нередко возникают «плавающие острова», как следствие отрыва заболоченных берегов.
Трапеза закончена, пора садиться в лодку и… в путь. Перед тем, как двинуться на просмотр, рыбаки дали пояснение, что материковые острова и плавающие торфяно-растительные сплавины придают Синдору (так они кратко именуют озеро) живописный вид. В народе их называют просто «плавуны» Местные жители и заядлые рыбаки без страха ходят по сотканным из корней травы и деревьев островкам. На один из них из нашей лодки высадился бородатый рыбак с удочками, напомнив товарищам, чтобы не забыли забрать. Присмотревшись, видишь, что плавающие кусочки суши создают загадочный лабиринт, постоянно меняющий свои контуры. Нам повезло, ветер над озером в полную силу раздувал свои меха и сплавины медленно ползли по поверхности озера. Это было невероятное зрелище.
Но всему свое время. Садимся в автомобиль и берем обратный курс на Княжпогост, который в 1985 году переименовали в Емва и повысили статус до города. Так местное население называло реку Вымь. Гидроним Емва представляет собой разные фонетические формы единого названия: из хант. емэнг – «святой», «священный» и коми ва – вода, река. Емва – священная река. Чаще местные именуют его как Священный город.
Необычной архитектурой в Княжпогосте выделяется здание Севжелдорлага, напоминая китайскую пагоду. Это потому, что строили его китайцы. Интересно, что китайская архитектура посетила и Лальск. Здесь мне довелось побывать в доме мастеров Лальского районного краеведческого музея, который представляют «китайским домиком», так как он построен тоже в виде пагоды. Интересно, кто строил этот «китайский домик» в Лальске?
Как выяснили изыскатели, глубокие болота занимали около 20 процентов длины проектируемой линии. К числу наиболее крупных были отнесены Мадмасское болото, болото в районе станции Сордью, протяженность которых доходила до 3 километров, а глубина до 3 метров. Межогское болото протянулось почти на километр при глубине 1,5 метра. Практически такими же по размерам были Шежамское, Кожвинское и Интинское болота. И это не считая мелких.
Местные грунты оказались непригодны для отсыпки земляного полотна. Поэтому предстояло разрабатывать в карьерах и доставлять к месту отсыпки на расстояние десятков километров миллионы кубометров грунта. В документах отмечалось, что «зима в Коми АССР характерна глубоким снегопокровом, общая высота которого составляет на участке Котлас-Княжпогост около 80-100 сантиметров, на участке Княжпогост – Месью 100 – 130, на участке Ухта – Кожва более 100 сантиметров. Промерзание почв, покрытых снегом, доходит до 120 сантиметров, не покрытых снегом – до 200-220 сантиметров. Отрицательным явлением северной зимы был короткий световой день, который составлял в Котласе 4 часа 40 минут, в Ухте – 3 часа 30 минут, в Кожве – 2 часа.
Познакомившись с природой и погодой, садимся в поезд прошедшего времени и продолжаем свой путь от станции к станции 1953 года. До свидания, Княжпогост! Когда-то еще удастся вернуться сюда, чтобы в краеведческом музее встретиться с самобытными картинами монахини Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря, уроженки села Турья Княжпогостского района, первой художницы Коми Александры Петровны Сухаревой; чтобы отдать почести младшему лейтенанту, Герою Советского Союза Николаю Федоровичу Гущину; чтобы возложить цветы памяти к Памятнику жертвам репрессий. Надеюсь, что такая встреча все-таки состоится.
Николай Шкаредный.
На снимках: склад готовой продукции Княжпогостского завода древесно-волокнистых плит – одного из крупнейших в Европе и самого крупного предприятия в этой отрасли в Республике Коми; церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Княжпогост; плывущий остров на Синдорском озере; “китайский домик” в Лальске; здание Севжилдорлага в Княжпогосте. На главной странице – один из памятников советской эпохи “Слава Труду”.