Соль творчества Надежды Мазий. Часть3

Надежда Мазий Наши гости

Надежда Мазий дарит нам, как драгоценную соль, россыпи русского языка. «Но Юлька упросила товарок подменить её», «Ветром задирало полы ветхой станушки, незнамо было куда идти». «Припомнилось сватовство. Мать с вечера квашню поставила». «Янтарным блеском засветилась ендова для пива». «Стол был набран: румяные колобушки, пышущие жаром картовные шаньги». «Да не бегай ты простоволосая, окушкайся платком, бассяя будешь», – говорила мать». «Рядом с входной дверью стоял узкий длинный курешник». «Утром Юлька встала, как обычно в пять часов, ушла в прируб…» «Бабка орала дурниной!» «Юлия Алексеевна, смотри, на железке-то осторожнее с деньгами, получше прячь». «То ли от того, что обратился он по-доброму, назвал по имени отчеству, сразу родились в ней радость и грусть по оставленному дому». «Из-под досок пола фонтанчиками пробивался белый холодный туман». «Обратно шла торопко, кое-где её подвозили случайные попутчики». «А сейчас идет она – Юлия Алексеевна – улыбчивой посланницей весны… До весны осталось семь дней. До похоронки – 490 дней. До нашей Победы – 1136 дней!» До нашей, значит, и ее личной Победы!

Надежда Алексеевна черпает из нескончаемого кладезя русской словесности сгустки народной речи и щедро дарит это богатство людям в своей первой, как она сама напоминает, повести «За солью». Она умеет хранить слово, «чтоб от осенней влаги поленья сохранить, положить надо лаги, на них дрова сложить». Слова – не дрова, к ним надо относиться ещё бережнее, чтобы каждое слово, согласно смысла, ложилось в строку, как зерно в борозду, чтобы дать урожай. Потому Надежда Алексеевна словно сбивает мутовкой деревенскую бытовую сметану в глиняной кринке времени, чтобы подарить нам масло… без соли. Какое короткое и точное имя выбрала Надежда Мазий своему повествованию «За солью». Сразу приходят на ум поговорки и пословицы русского народа, который на выдумку горазд: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Думай, не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь». «Затеяла кумица трубицы, а нет ни соли, ни мучицы», «Без соли и стол кривой».

А у нашего молодого по писательскому опыту автора стол оказался прямым и позволил написать такую теплую повесть, что хочется вновь и вновь встретиться с Юлией Алексеевной, чтобы послушать её новые рассказы о своем житье-бытье. Видно, сильно занутрило Надежду, что дала своей повести подорожную в свет. Это произведение для неё, как невеста на выданье. Принарядила её в народный костюм, окружила добрыми людьми, сопроводила радостью и болью сердечной, волнением и ожиданием: что-то скажут люди? И сама же спрашивает:

В честь Победы, даты этой славной
Лица ветеранов видим мы,
А на развороте стала главной
Тема не вернувшихся с войны…
Выйдет ли на площадь «полк Бессмертный»,
Или просто дома, за столом
Соберутся близкие семейно
Выпить память горькую о нем?!

Салют Победы
Салют Победы

Вы слышали ли когда-нибудь это такое чисто человеческое словосочетание «Выпить память горькую?» И таких открытий в маленькой повести Надежды Мазий много. И это радует. Как кратко, легко и конкретно, несколькими мазками рисует она портреты и характеры своих героев. Рисует с пониманием их значимости, с любовью. А любовь эта от папы-мамы, от бабушек Юлии Алексеевны и Глафиры Яковлевны, от профессии, которую выбрала раз и на всю жизнь, от работы с детьми и ветеранами. Жизнь её складывалась по-разному, а она оставалась все той же молодой, душевной, внимательной, приветливой, или, как говаривали ветераны, когда она работала специалистом по социальной работе, обходительной. Все это живет в её поэзии, а сейчас и в прозе. Надежда Алексеевна своей повестью «За солью» призывает: давайте будем оставаться людьми, не жителями, не соседями, не человеками, не соучастниками, а именно людьми. Только в этом случае мы сможем увидеть, как пишет Надежда Алексеевна: «Как разливается в лазури, сияя, Божья благодать».

Когда-то я комментировал частушки Надежды Мазий. Тогда я ещё не знал, что Надежда Алексеевна пишет их уже давно. Директор сельского дома культуры нередко просил написать маленькую Надю сатирические частушки и куплеты, чтобы кого-то со сцены «прокатить», то есть пристыдить, призвать к действию. И она добросовестно выполняла эти клубные задания. Пишет-то она давно, пишет много, пишет в стол. И повесть «За солью», как и опубликованные стихи, появилась в печати только благодаря настойчивости дочери Дубравы. В 2014 году Надежда Мазий первый и, как она сама смущенно говорит, единственный раз приняла участие в областном конкурсе «На крыльях слова о добре» и заняла первое место в номинации «Не стареют душой ветераны».

Вдоль по улице Кленовой
Каждый день за годом год
Рано утром в «старый город»
Дед с кульком конфет идет.
Он идет путем привычным.
Возле новеньких ворот,
В тупике Большом Фабричном
Бабка древняя живёт.
Спят герани на окошке,
Но лишь только включит свет,
Слышится: – Привет, Алешка!
– Здравствуй, Тонечка! – в ответ.
…Мы на этом их оставим,
Многоточие поставим…
………………………….
Как огонь горят тюльпаны,
Словно кровь красны тюльпаны
Символом, что проливали
Люди мира в той войне!

Надежда Алексеевна и сама не стареет душой, потому из-под её пера выходят прекрасные стихи. Она не выдумывает сюжеты, она черпает их из кладези народного опыта и народной мудрости. Она умеет слушать и сопереживать. Она, как настоящий художник, видит наш мир в красках и образах. И даже в её иронических стихах живет любовь.

Та – задорно, та – басисто,
Эта прыскает в кулак,
Та зашлася голосисто
И не выдохнет никак…
Во, как бабки разгулялись
Пусть шумят, потерпим их
Сколько им деньков осталось
Тёплых, летних, золотых!

От таких строк веет теплом и уютом, родным домом, даже если он стоит подале, как пишет Надежда Алексеевна, одиночкой на юру. Вот присела она рядышком, говорит, слушает, запоминает и смущается, что своим присутствием, может быть, стесняет кого-то. Так и в литературе. Она и сегодня стесняется открывать тайники души, поэтому пока так робко выходит в читательскую аудиторию. Она и сегодня у неё невелика: «Опаринская сорока», «Опаринская искра» да газета Лузского района «Северная правда».

этот снимок сделан в Папуловской сельской библиотеке
Этот снимок сделан в Папуловской сельской библиотеке

Почему она выбрала именно это издание? – ответ прост: она родилась и выросла в деревне Дресвище Грибошинского сельсовета тогда ещё Лальского района. Видимо, трудное послевоенное детство и, безусловно, домашнее, и не только бабушкино, воспитание, душевный настрой определили её смелый профессиональный и, как оказалось, пожизненный выбор. Кстати, мне довелось побывать в её родных местах. Результатом этой поездки по Лальской земле стал 31 репортаж «Дорогами православия», которые публиковались на информационном портале «Опаринская сорока» с 11 сентября 2018 по 29 августа 2019 года.

Соль творчества Надежды Мазий. Часть 1
Соль творчества Надежды Мазий. Часть 2

Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.
Фото Степана Настюка, автора, из семейного альбома Н.А.Мазий и интернета.

Продолжение следует…

Добавить комментарий