Надежда Мазий дарит нам, как драгоценную соль, россыпи русского языка. «Но Юлька упросила товарок подменить её», «Ветром задирало полы ветхой станушки, незнамо было куда идти». «Припомнилось сватовство. Мать с вечера квашню поставила». «Янтарным блеском засветилась ендова для пива». «Стол был набран: румяные колобушки, пышущие жаром картовные шаньги». «Да не бегай ты простоволосая, окушкайся платком, бассяя будешь», – говорила мать». «Рядом с входной дверью стоял узкий длинный курешник». «Утром Юлька встала, как обычно в пять часов, ушла в прируб…» «Бабка орала дурниной!» «Юлия Алексеевна, смотри, на железке-то осторожнее с деньгами, получше прячь». «То ли от того, что обратился он по-доброму, назвал по имени отчеству, сразу родились в ней радость и грусть по оставленному дому». «Из-под досок пола фонтанчиками пробивался белый холодный туман». «Обратно шла торопко, кое-где её подвозили случайные попутчики». «А сейчас идет она – Юлия Алексеевна – улыбчивой посланницей весны… До весны осталось семь дней. До похоронки – 490 дней. До нашей Победы – 1136 дней!» До нашей, значит, и ее личной Победы!
Надежда Алексеевна черпает из нескончаемого кладезя русской словесности сгустки народной речи и щедро дарит это богатство людям в своей первой, как она сама напоминает, повести «За солью». Она умеет хранить слово, «чтоб от осенней влаги поленья сохранить, положить надо лаги, на них дрова сложить». Слова – не дрова, к ним надо относиться ещё бережнее, чтобы каждое слово, согласно смысла, ложилось в строку, как зерно в борозду, чтобы дать урожай. Потому Надежда Алексеевна словно сбивает мутовкой деревенскую бытовую сметану в глиняной кринке времени, чтобы подарить нам масло… без соли. Какое короткое и точное имя выбрала Надежда Мазий своему повествованию «За солью». Сразу приходят на ум поговорки и пословицы русского народа, который на выдумку горазд: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Думай, не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь». «Затеяла кумица трубицы, а нет ни соли, ни мучицы», «Без соли и стол кривой».
А у нашего молодого по писательскому опыту автора стол оказался прямым и позволил написать такую теплую повесть, что хочется вновь и вновь встретиться с Юлией Алексеевной, чтобы послушать её новые рассказы о своем житье-бытье. Видно, сильно занутрило Надежду, что дала своей повести подорожную в свет. Это произведение для неё, как невеста на выданье. Принарядила её в народный костюм, окружила добрыми людьми, сопроводила радостью и болью сердечной, волнением и ожиданием: что-то скажут люди? И сама же спрашивает:
В честь Победы, даты этой славной
Лица ветеранов видим мы,
А на развороте стала главной
Тема не вернувшихся с войны…
Выйдет ли на площадь «полк Бессмертный»,
Или просто дома, за столом
Соберутся близкие семейно
Выпить память горькую о нем?!
Вы слышали ли когда-нибудь это такое чисто человеческое словосочетание «Выпить память горькую?» И таких открытий в маленькой повести Надежды Мазий много. И это радует. Как кратко, легко и конкретно, несколькими мазками рисует она портреты и характеры своих героев. Рисует с пониманием их значимости, с любовью. А любовь эта от папы-мамы, от бабушек Юлии Алексеевны и Глафиры Яковлевны, от профессии, которую выбрала раз и на всю жизнь, от работы с детьми и ветеранами. Жизнь её складывалась по-разному, а она оставалась все той же молодой, душевной, внимательной, приветливой, или, как говаривали ветераны, когда она работала специалистом по социальной работе, обходительной. Все это живет в её поэзии, а сейчас и в прозе. Надежда Алексеевна своей повестью «За солью» призывает: давайте будем оставаться людьми, не жителями, не соседями, не человеками, не соучастниками, а именно людьми. Только в этом случае мы сможем увидеть, как пишет Надежда Алексеевна: «Как разливается в лазури, сияя, Божья благодать».
Когда-то я комментировал частушки Надежды Мазий. Тогда я ещё не знал, что Надежда Алексеевна пишет их уже давно. Директор сельского дома культуры нередко просил написать маленькую Надю сатирические частушки и куплеты, чтобы кого-то со сцены «прокатить», то есть пристыдить, призвать к действию. И она добросовестно выполняла эти клубные задания. Пишет-то она давно, пишет много, пишет в стол. И повесть «За солью», как и опубликованные стихи, появилась в печати только благодаря настойчивости дочери Дубравы. В 2014 году Надежда Мазий первый и, как она сама смущенно говорит, единственный раз приняла участие в областном конкурсе «На крыльях слова о добре» и заняла первое место в номинации «Не стареют душой ветераны».
Вдоль по улице Кленовой
Каждый день за годом год
Рано утром в «старый город»
Дед с кульком конфет идет.
Он идет путем привычным.
Возле новеньких ворот,
В тупике Большом Фабричном
Бабка древняя живёт.
Спят герани на окошке,
Но лишь только включит свет,
Слышится: – Привет, Алешка!
– Здравствуй, Тонечка! – в ответ.
…Мы на этом их оставим,
Многоточие поставим…
………………………….
Как огонь горят тюльпаны,
Словно кровь красны тюльпаны
Символом, что проливали
Люди мира в той войне!
Надежда Алексеевна и сама не стареет душой, потому из-под её пера выходят прекрасные стихи. Она не выдумывает сюжеты, она черпает их из кладези народного опыта и народной мудрости. Она умеет слушать и сопереживать. Она, как настоящий художник, видит наш мир в красках и образах. И даже в её иронических стихах живет любовь.
Та – задорно, та – басисто,
Эта прыскает в кулак,
Та зашлася голосисто
И не выдохнет никак…
Во, как бабки разгулялись
Пусть шумят, потерпим их
Сколько им деньков осталось
Тёплых, летних, золотых!
От таких строк веет теплом и уютом, родным домом, даже если он стоит подале, как пишет Надежда Алексеевна, одиночкой на юру. Вот присела она рядышком, говорит, слушает, запоминает и смущается, что своим присутствием, может быть, стесняет кого-то. Так и в литературе. Она и сегодня стесняется открывать тайники души, поэтому пока так робко выходит в читательскую аудиторию. Она и сегодня у неё невелика: «Опаринская сорока», «Опаринская искра» да газета Лузского района «Северная правда».
Почему она выбрала именно это издание? – ответ прост: она родилась и выросла в деревне Дресвище Грибошинского сельсовета тогда ещё Лальского района. Видимо, трудное послевоенное детство и, безусловно, домашнее, и не только бабушкино, воспитание, душевный настрой определили её смелый профессиональный и, как оказалось, пожизненный выбор. Кстати, мне довелось побывать в её родных местах. Результатом этой поездки по Лальской земле стал 31 репортаж «Дорогами православия», которые публиковались на информационном портале «Опаринская сорока» с 11 сентября 2018 по 29 августа 2019 года.
Соль творчества Надежды Мазий. Часть 1
Соль творчества Надежды Мазий. Часть 2
Николай Шкаредный.
Член Международной ассоциации писателей.
Фото Степана Настюка, автора, из семейного альбома Н.А.Мазий и интернета.
Продолжение следует…