Сказ про Ивана-барашка

Взгляд назад

В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее, либо в Даровском, либо в Опаринском районах (а еще точнее – либо в деревне Мачехино, либо в деревнее Посторонней Ивашевке, что рядом с селом Шадрино), жил-был человек по имени Иван. Возможно, фамилия его была Баранов, так как в этих краях, по берегам реки Моломы, в деревнях: Стрельское,Волгарица,Большая и Малая Мамошинка, Стрельская, Мачехино и других много проживало людей с именем и фамилией – Иван Баранов.

Кому то прозвище давали Бараненок, а этого Ивана называли ласково: Иван-барашка.

Из народной молвы известно, что был Иван знахарем, или как теперь принято говорить, ясновидящим. Знал он что-то….. В начале XX века в деревне Посторонняя Ивашевка напротив жилых домов была вырыта землянка, сверху – крыша из досок, где и поселился Иван-барашка. Молва утверждает, что родом он точно из деревни Мачехино.

Был он маленького роста, худой, бородка клинышком небольшая. Ходил в азяме (длинное пальто), всегда с торбой, где носил камни (камни не простые, с дырками посередине). Лечил скот, помогал людям.

Из воспоминаний современников, которые передали эти легенды нашему поколению: «Вот девчата под Новый Год пошли погадать к Ивану в землянку. И случись, в это же время шел к нему мужик и все крестился. Иван строго спросил мужика: «Чего крестишься, ведь с двенадцатью Апостолами идешь?» А у того за пазухой икона была – “12 Апостолов”! Как он мог это знать?

Девчата со страхом зашли, спросила одна про замужество. Иван только два раза что то промычал, не стал говорить. А эта девушка когда замуж вышла – двоих родила (возможно, не так просто два раза промычал).

Или такой рассказ: «Дело было в Опарино. В ранешнее время замуж выходили по родительской воле. Вот родители меж собой решили, девку засватали, а парень-то ее и не полюбил. Стали жить, лягут в кровать, он все спиной к жене поворачивался. Мать посоветовала: мол, перелазь через него да лицом к лицу ложись. Попробовала она, попоперелезала, а он все равно демонстративно отворачивался. Решили к Ивану-барашке ехать. Тогда либо пешком, либо на лошадях добирались. Вот отец с дочерью и поехали на лошади из Опарино в Шадрино да до Посторонней Ивашевки. После поездки все в семье наладилось, детей народили, всю жизнь вместе прожили…

Еще про опаринского мужика рассказывали. Палец у него заболел, загнил, всю руку раздуло. Поехали на санях к Ивану. Тот сначала помолился, взял яйцо и начал его катать по руке (пришептывая), вид при этом менялся у старика, лицо посерело, потом, тяжело вздохнув, разбил яйцо – а там червяк. Сказал: «Поезжайте с Богом!» – и вся болезнь прошла.

Это было примерно в 1920-е годы, уже тогда Иван был в возрасте… Незадолго до войны Иван с братом Михаилом вырубили лес под уклон к реке Моломе – примерно 4 гектара. До сих пор это место называют “Ванино рубище”.Так как такая земля с пнями не числилась у государства, налогом не облагалась.Люди сучья убрали, между пнями на быках вспахали, насеяли, наросло хорошо. Вручную смолотили и всем людям по 2 кг муки давали. Так и выжили в голодное время…

И до войны и какое то время после войны ходил Ваня-барашка по деревням крестил младенцев. И когда люди перестали обращаться к Ивану за помощью и духовным утешением, о том сейчас неизвестно.

В 60-е годы Иван – весь седой, щупленький, с торбой ходил по деревням, лечил скот, подсказывал по хозяйству. Люди его привечали, ночевать оставляли, детям наказывали – не обижать, не дразнить барашком.

Заходя в любой дом, не сядет на лавку, пока не сдует с нее что то, пока не помолится. Бывало, приходил покушать в Шадринскую столовую…

Известно и еще одно предсказание. Когда попросили помочь корове отелиться, сказал хозяйке: «А девка-то у тебя выйдет замуж в деревню, где четыре дома (девчонке на ту пору 10 лет было). Так и получилось: вышла в деревню Сапоговскую. Сейчас той девочке 87 лет и живет она в деревне Стрельской… Из ее же воспоминаний: «Иван никогда не просил еды, не побирался, не пил никогда спиртное. Люди его звали сами, приглашали за стол покушать… И еще из народной молвы известно, что в 70-е годы Ивана-барашку называли дурачком¸ потому что он все время ходил и что-то бормотал, как будто молился….

Может быть, кто-то в нашем районе еще помнит этого человека или слышал рассказы о нем? Поделитесь этими воспоминаниями.

Елена Волынская (Соколова).
п. Опарино

Добавить комментарий

  1. че

    Интересно,красиво написано!

  2. Василий

    Много лет тому назад мною была получена статья из газеты Даровского р-на “Слава труду” под названием “В.А. Женихов о древнем храме при Спасской церкви Верхомоломского прихода”. В частности там было написано “): “Живший некогда в Красносельи «Божий человек» Ваня-Барашек говаривал как-то, что монастырь в Нижней Паломице решено было построить для немощных паломников с Вятки – потомков переселенных туда Иваном Третьим устюжан, для которых паломничество на Соловки было святой традицией, но дальняя дорога была им уже не под силу, и они довольствовались свиданьем с родной устюженской землей и молились на ней в этом монастыре. Как знать, может и правда: глас народа – глас Божий?” В.А. Женихов – краевед, учитель, житель с Красное. Оставим сказ про устюжан, это тоже вызывает сомнение. Но я решил узнать поподробнее о Ване-барашке. Тем более, кое-что слышал от моей мамы. Провел немалое исследование, во многом мне помогала Е. Е Волынская. В результате этого исследования пришел к выводу, что это никакой не Божий человек, а самый настоящий оккультист. Или по советским меркам – знахарь. Такого отребья всплыло много в 90-е годы. Как они только себя не называли; и парапсихологами, и магами, и целителями и т.д. Но мне не сразу удалось себя переубедить, тем более, что так писал о нем маститый краевед. Закончил этот барашек свою жизнь плохо, о чем подтвердила документально О.Д. Арбузова. А Елене Евгеньевне спасибо за смелость такой публикации

  3. Василий

    можно было бы привести и слова из Священного писания и из других источников, но разве не убедительно, что эти мошенники достали многих и что даже Государственная
    Дума собирается издать закон о них. Ну, а кто обращается к ним, как к целителям, пусть подумают, что если не самим, то их потомкам придется рассчитываться в дальнейшем. верно ведь говорят, что и дьявол наряжается в ангела света

  4. Читательница..

    Носил с собою камушки с дырками… Это что еще за дьявольщина? В православии существует крест и иконы. Святая вода и свечи. Но не камушки с дырками. Гадал девушкам под Новый год. Гадание в православии строго запрещено!!! За это может даже эпитимия наложится тоесть отлучение от церкви лет на 10-15 во исправление души. И после этого никаких исследований о нем и проводить не надо. Это дружок дьявола. А дьявол поможет ему чтобы поверили в него а не в Бога. И икону с апостолами покажет и червей. А плата в конце за это всяк человеку жестокая. Вот и закончил плохо со своими выдумками противоречащими церкви.

  5. Михаил другой

    Извините,а у нас 21 век?

  6. Аleksey

    Бред какой-то…