В пятилетнем плане развития школьного образования есть такое: «Детей нетрудовых элементов исключить из школ повышенного типа, сделав исключение для лиц социально не опасных для окружающей детской среды и подающих большие надежды на перевоспитание и имеющих большие способности (то есть, дети кулаков, нэпманов не могли учиться в старших классах). «Сын за отца не отвечает», – Сталин. А на самом деле? Со временем это ограничение было снято.
В постановлении указывалось на необходимость улучшения условий работы и быта работников просвещения. Постановили: местным властям строго следить за всеобучем, что и делал Опаринский РИК. Райисполком подвергнул наказанию родителя Ганимяги – 5 дней принудительных работ за то, что не отпускал сына в школу.
Наверное, пора рассказать о первой русской школе на территории сельского Совета – о школе 1 ступени в деревне Бронино. Здесь жили русские переселенцы из Псковской, Тверской, Смоленской, Новгородской и даже Вятской губерний. Поселились компактно, как на родине – сельской общиной (а Столыпин вводил аграрную реформу с целью разрушения крестьянской общины).
В 1915 году Бронино было центром сельской управы. Кто председатель? Сколько домов? Когда открылась школа? Кто первый учитель? Многое неизвестно. Буду очень благодарен тем, кто поможет хоть что-то узнать. В 60-е годы не спрашивал ещё живых свидетелей – казалось, вся жизнь впереди, успею. А свидетели уходят – может, их дети что-то знают? И глядишь, пробелы наших знаний по истории Бронино, Кичуга будут ликвидированы.
Пишу – и представляю улыбки некоторых: кому это надо? Кажется, А. С. Пушкин сказал, что из историй посёлков, деревень и складывается история Государства. И как не привести слова мудреца Пифагора: «Хочешь без печали жить, знай – будущее прошлым почитай».
В архиве Великого Устюга нашёл немного о школе 1 ступени в Бронино. Данные за 1929-30 учебный год. На начало учебного года было 2 класса – 1 и 3 . Учитель был один. В следующем году были уже 2 и 4 классы. Кому-то пришлось идти в школу не в 8 лет, а в 9. В 1 классе было 25 учащихся, в 3 – 28. В течение года выбыло из 1- го – 14 человек, из 2 – го -26. К концу учебного года осталось 13 человек. По социально составу: детей бедняков – 14, середняков – 30, кулаков – 3, служащих – 1 и пенсионеров – 5. Откуда у пенсионеров дети школьного возраста? 14 дней пропущено из-за морозов. Учебный год начался 1октября и закончился 15 июня 1930 года. Подпись непонятная.
Что же заставило людей уезжать из Бронино. Удалённость от железной дороги (а наши дороги всем известны), начало коллективизации – не всем хотелось вступать в колхоз, да и в Альмеже начал работать лесопункт – всё же лучше перспективы для жизни. И как итог – школу закрыли в 1934 году. В приказе Опаринского РОНО от 29 января 1934 г говорилось: «Согласно докладной записки зав. Брониновской школой т. Крашенинникова о том, что учащихся на 1 января 1934 года в школе 6 человек (из них 4 нацмена – эстонца и 2 русских), 32 человека учащихся выбыло из школы по случаю выезда родителей из района. С 1 го февраля Брониновскую школу закрыть. Обязываю тов. Крашенинникова весь имеющийся инвентарь и помещение школы передать зав. Альмежской школой Куль Э. Н. Последний обязан принять. Все стабильные учебники возвратить в РОНО. Детей нацменов 4-х человек перевести в Альмежскую школу, чтобы не оставить вне школы. Русских детей 2-х человек перебросить в Опарино, на что обязываю тов. Крашенинникова провести беседу с родителями и добиться результатов. После передачи школы тов. Крашенинникову явиться в распоряжение Опаринского РОНО. Расходы по проезду в школу будут оплачены». Привёл приказ дословно.
Окончание следует…