Самородок из Нижней Волманги. Часть 4

Взгляд назад

О Петре Петровиче Суровцеве с полным правом можно сказать: он создал себя сам и как личность, и как художника. Жизнь его, как и многих людей творческих профессий, себе не принадлежала. Имея свою творческую мастерскую в Ленинграде, он много ездил по стране, работал в Вологде, где в художественном музее хранятся его картины, в Куйбышеве, Ростове… Неудивительно, что при такой огромной нагрузке жизнь его оказалась недолгой.

Самородок из Нижней Волманги. Часть 4
Из Куйбышева 33 года

Вспоминает его дочь Татьяна:

«Жизнь отца была слишком короткой. И это печально. Он не успел полностью реализовать свой дар (умер Петр Петрович в 1976 году). Очень много сил затрачивал на праздничные портреты наших правителей, старательно в молодые годы работал над созданием образов Ленина, Дзержинского, Горького. Партийные вожди Ленинграда привлекали его для украшения города панно, плакатами. Эти работы он считал в некотором роде халтурой, не творчеством. Но за них хорошо платили.

В последние годы он мечтал о персональной выставке. Не успел…»

Самородок из Нижней Волманги. Часть 4
Суровцев П.П. 60-е годы

В личном деле Петра Петровича Суровцева хранится немало интересных документов. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Директору института живописи, скульптуры и
архитектуры имени Репина при Академии художеств СССР
от Суровцева Петра Петровича
проживающего по адресу: г.Ленинград, пр.Маклина,д. 51, кВ.13

Заявление

Прошу Вас допустить меня к приёмным экзаменам во вверенный Вам институт на живописный факультет. К заявлению прилагаю нижеследующие документы:

  1. Автобиография
  2. Свидетельство об окончании строительного техникума
  3. Характеристика с места работы

Автобиография

«Родился 14 февраля 1921 г. Кировская область, Опаринский р-н, Моломсий с/с, д.Н.Волманга в семье крестьянина – середняка. С 7 лет пошел учиться в сельскую школу, закончил её с отличием. Затем поступил в Н.С.Ш. Опаринского р-на. При окончании, имея способности к рисованию, поступил в Ярославское художественное училище, но закончить его не удалось ввиду моей годичной болезни. В это время семья находилась в г. Архангельске, куда и приехал я, учась там заочно в строительном техникуме, и в 1941 году окончил с отличием, получив звание техника – архитектора.

Во время войны находился на курсах офицерского состава Северного флота, работая художником. В 1945 году зимой попал под машину и сломал 4 поясных позвонка, после чего долгое время находился на излечении в 77 военно-морском госпитале, а затем был отправлен в санаторий г. Евпатории. До сентября 1947 года работал в Доме ВМФ. В октябре того же года приехал учиться в Академию художеств. Но ввиду потери моих работ, поступить не удалось, и в декабре 1947 г. поступил работать в Ленинградский государственный театр имени Ленинского комсомола художником – декоратором, где и нахожусь по настоящее время. По национальности русский. Беспартийный».

Самородок из Нижней Волманги. Часть 4
Суровцев педагог

Характеристика художнику Дома флота «БЕМОР» Северного флота Суровцеву Петру П.

«Тов. Суровцев П. П. работает в Доме флота с 1944 года в качестве художника.

Очень способный, талантливый работник. За это время создал ряд полотен, которые привлекают внимание не только флотского зрителя, но и профессионалов- художников. Такие картины и портреты. как-то «Комитет обороны СССР» , портрет тов. Сталина, оформление стенда «Сталинский пятилетний план», репродукция картины «Охотники на привале» и др. заслужили общую положительную оценку.

Много работает над собой, пользуется большим авторитетом среди товарищей. Предан делу партии Ленина-Сталина. Как талантливый, очень способный, имеющий уже достаточный опыт художника, т. Суровцев П.П. вполне достоин поступления в Академию художеств. 28 августа 1947 г.

Начальник Дома ВМФ Кузьмин»

Самородок из Нижней Волманги. Часть 4
Творческая мастерская

Характеристика

«Суровцев Петр Петрович, рожд. 1921г. Работает в Ленинградском государственном театре им. Ленинского комсомола в должности художника – декоратора с 25 июля 1947 г. За время работы проявил себя знающим свое дело художника, честно и добросовестно относящимся к работе Отличаясь дисциплинированностью, т.Суровцев П.П. всегда исполнял в срок порученные работы, добиваясь неизменно хорошего качества.

Среди коллектива театра пользуется уважением. Работает над повышением своей квалификации и своего идейно – политического уровня.

Дана для предъявления в приемную комиссию Академии художеств СССР.

Зам директора театра                       Инспектор по кадрам».

Все годы Петр Петрович учился только на «отлично», несмотря на то, что в семье было двое малолетних детей и материальное положение было тяжелым. Поэтому его, по его собственным заявлениям, неоднократно освобождали от внесения платы за обучение.

Самородок из Нижней Волманги. Часть 4
У могилы Петра Петровича

Самородок из Нижней Волманги. Часть 1
Самородок из Нижней Волманги. Часть 2
Самородок из Нижней Волманги. Часть 3

Окончание следует…

Добавить комментарий

  1. Василий

    Хочу высказать одно частное наблюдение. Какое-то интересное совпадение в том, что Петр Петрович написал картину “Впервые о самолете”, в которой талант художника хотя и через картину соприкоснулся к таланту изобретателя и, уходя в Вечность, Петр Петрович обрел место своего упокоения в тех местах, где это гениальное изобретение испытывалось.

  2. Василий

    А где же сама картина “Впервые о самолете” ? По идее она должна бы находиться в Вятском художественном музее им. Васнецовых,т.к. Петр Петрович уроженец Вятской земли. Но она оказалась в Ростовском областном музее изобразительных искусств. Каким образом? В году 1956 по распоряжению Министерства культуры СССР были выделены средства институту им. Репина для отправки 40 дипломных картин в Ростов. С тех пор среди прочих эта картина там и находится. Нам с Ириной Бабкиной стоило немало труда, чтобы по электронной почте выслали фотографию этой картины. Сам размер картины 2 м на 2 м. Я попробовал сделать фоторепродукцию её, но больше чем 30 на 30 см размером не получилось. А хотелось бы такую картину (хотя бы размером 1м на 1 м) сделать для Опаринского краеведческого музея и для племянницы Людмилы.