С думой о Моломе

Мы прерываем публикацию рассказа Михаила Алексеевича Верещагина, чтобы познакомить читателей с размышлениями Николая Николаевича Шкаредного о том, сколько же лет селу Молома?

С шалым ветром, с весенними грозами,
так давно повелось на Руси, –
Плачут иволги в рощах березовых,
а о чем – лучше сам их спроси.
По тропинкам, дождями размытыми,
ты к березам тем белым приди.
Ничего ты у них не выпытывай,
Лишь к стволу головой припади.
Вновь запахнет там яблоней дикою
И послышится где-то вдали:
с высоты очень грустными криками
вдруг окликнут тебя журавли.

Эту картинку нарисовал в своем стихотворении архангельский поэт Владимир Лушников. Я часто перечитываю эти строки и как будто вновь иду на встречу с вековыми березами над Моломой-рекой, чтобы услышать, о чем сегодня плачут иволги.

Историки подтверждают, что на Руси было много грунтовых дорог – трактов, которые проложены в разные регионы по велению российской императрицы немецкого происхождения Екатерины II. На ее счету много свершений, потому и величают ее Великой! Екатерина II провела реорганизацию сената, секуляризацию монастырских земель, вследствие которой Верхомоломский Спасский мужской монастырь был выведен за штат и лишился государственной поддержки, возглавила Уложенную комиссию для разработки свода законов Российской империи, издала Учреждение для управления губерниями.

Первые губернии в России появились в 1708 году. В 1780 году в Великоустюжской области образован Никольский уезд. А вот Вологодская губерния была создана позднее, в последний год жизни императрицы – в 1796 году. В тот год и вошло Примоломье на несколько столетий в состав Вологодской губернии.

Тракты обустраивались и украшались посадками березы. Летом березы дарили людям красоту, а зимой охраняли дороги от снежных заносов. Любители природы еще могут встретить отдельные островки этого березового величия на опаринской земле. Например, в селе Шадрино. Екатерининские тракты иногда любовно называли Березовыми. Один из них, как известно, проходил по берегам Моломы из Устюга на Вятку.

“Естественно, – пишет в своем исследовании подосиновский краевед А.Н.Пластинин, – в то время, и в Николльском уезде тоже, основные грузы перемещались по рекам. На реке Юг находились две крупные пристани – в Никольске и Подосиновце. “Между Никольской и Подосиновской пристанями еще располагалось несколько амбаров, которые также носят название пристаней: Воронинская в 40 верстах от Никольска, от нее Ентальская в 70 верстах и Утмановская в 10 верстах от Ентальской. Кроме их на р. Пушме – Серкинская в 25 верстах от Подосиновской и Кобылкинская в 10 верстах. Суда грузятся также при деревнях Кудринской, Лисицынской и у Кичменского городка”.

Известно, что такие грузовые амбары стояли и на берегу Моломы у стен Верхомоломского Спасского мужского монастыря (ныне Нижний Починок, – Н.Ш.). Так что есть все основания говорит о том, что торговый тракт, проложенный по реке Моломе и ее берегам, стал основателем примоломских починков и деревень, таких, как Нижняя Волманга, Чемельское – Красное, Окатьево. Большое значение имел второй тракт, который был проложен по берегам Сухоны, через Тотьму, Великий Устюг, Сольвычегодск и далее по берегу Вычегды на Яренск до Устьсысольска (сейчас столица Республики Коми – Сыктывкар – Н.Ш.). А через Лальск уходил за Камень – Уральские горы, в неизведанную Сибирь и Китай. Общая длина дорог в Вологодской губернии к 1889 году составляла около 4000 верст. По одной из этих дорог и пришел я в Молому.

Продолжение следует.

Примечание. Директор Моломской основной школы Лариса Витальевна Исупова сообщила, что празднование 100-летнего юбилея села Молома состоится 22 июня в 14 часов.

Добавить комментарий