Продолжаем знакомить читателей с размышлениями Николая Николаевича Шкаредного о том, сколько же лет селу Молома?
поле отцовское, кузница дедова.
Мчится “Москвич” из райцентра Опарино,
Чтобы с Моломой я мог побеседовать.
На крутике у далекой излучины
Молча сижу, словно прошлое слушаю.
Как мне хотелось душою измученной
Здесь отыскать родовую отдушину!
Всем сердцем полюбил Молому. И не только потому, что на ее берегах вошли в большую жизнь мои родители, что здесь жили, пахали и сеяли мои деды и прадеды. А еще потому, что здесь живут влюбленные в свой край люди, которые, несмотря на трудности, остаются верны родному дому.
Мое первое знакомство с селом Молома было заочно-поэтическим. Преподаватель русского языка и литературы Моломской школы Екатерина Дмитриевна Жолобова пригласила меня в январе 2005 года на встречу. В школьной программе тогда имел место быть курс литературного краеведения. Поэтому встречу в Моломской средней можно было без преувеличения назвать открытым уроком, в котром приняли участие поэт, автор песен, журналист Людмила Назимова из Лузы, художник Елена Шихова и краевед Зинаида Козлова из Маромицы. Премьерой встречи было знакомство с творчеством Татьяны Тунгусовой, у которой накануне нового года вышла первая книга стихов “Душа не знает выходных”.
Как написал в своем репортаже журналист Владимир Лысов: “Звучали стихи и песни. Гостей поддержали местные гармонисты Анатолий Ончуров и Николай Матвеев, баянист Николай Котельников. На этом открытом уроке речь шла о поэзии и живописи, музыке и истории, декоративно-прикладном искусстве и краеведении. Причем встреча была адресована не только “юноше, обдумывающему житье”, – в школу в этот будний день пришли все, кто не равнодушен к прекрасному”.
К сожалению, наши желания и возможности не всегда совпадают. Я не смог принять участия в этом интересном мероприятии в Моломской школе. Но душой и сердцем я был рядом с теми, кто в этот час с любовью и вдохновением читал стихи признанных поэтов Анатолия Быстрова и Маргариты Котомцевой, местных авторов Анатолия Юферева, Петра Ончурова, Вячеслава Селюнина, учащихся Тани Петуховой и Оли Биркенталь.
Поскольку в эти дни мне выпала другая дорога, как заместитель генерального директора Котласского химического завода, я должен был представлять продукцию нашего предприятия в Москве на Международной выставке, в ответ на приглашение отправил в Молому большую бандероль с книгами и стихами. Я душой и сердцем и сегодня рядом с участниками этой интересной и познавательной встречи, так как в моем домашнем архиве, благодаря поддержке журналиста Владимира Лысова, бережно хранится кассета с его репортажем. Она не залеживается на полке, я часто, когда вспоминаю Молому, включаю ее в работу.
Так мы вместе продолжаем писать историю села. Что-то мне в этом плане уже удалось сделать, что-то еще предстоит найти, открыть. Это вдвойне важно, так как 22 июня село Молома планирует отметить столетний юбилей.
“Опаринская Сорока”, обнародовав это сообщение, обратилась к своим читателям с вопросом: “Так сколько же лет селу Молома? Сто или все-таки больше? Давайте общими усилиями попытаемся это установить”. Казалось бы, если юбилей уже намечен, зачем же копья ломать? Тем не менее, члены инициативной группы обратились к тем, кто когда-то жил в Моломе, краеведам и другим специалистам: если у вас есть чьи-то воспоминания, исторические материалы, другие документы, поделитесь ими.
Сразу отмечу, что на многие вопросы пока прямых ответов нет, хотя этой поисковой работой по истории Моломы занимаюсь уже около десяти лет. Но по-прежнему остается за семью печатями: что же скрыто за названием реки Молома? Чтобы внести в этот вопрос хотя бы какую-то ясность, отправляюсь в путешествие по Ярославской области, где в 32 километрах от областного центра обосновался город Рыбинск. Кстати, в этом городе в 2006 году Московское издательство “Молодая гвардия” печатало повторный тираж моей книги “Женины братья”. Недалеко от Рыбинска стоял старинный город Молога. Он имеет глубокие исторические корни. Чувствуете созвучие: Молома – Молога. Если в первом случае – МА – это финноугорское – земля, то во втором – ГА – это финноугорское «вода, река» Город Молога стоял на слиянии рек Волги и Мологи.
Город Молога впервые упоминается в исторических летописях за 1149 год. Если вспомнить, что первое известие о Москве датируется 1147 годом, то станет ясно, насколько важен для изучения истории прошлого земли русской этот погибший в водах Рыбинского водохранилища бывший уездный город.
Одновременно попытаюсь, как говорят, на месте найти хотя бы какой-то ответ по поводу слова “моло”. Это во-первых. Во-вторых, не хочется омрачать праздничный настрой жителей Моломы, которые активно готовятся к своему юбилею. Неоднократно бывал в Моломе, встречался с жителями, посетил краеведческий уголок и сейчас постоянно поддерживаю связь с этим населенным пунктом. Знаю, здесь умеют праздновать, а их День рыбака уже перерос в межрайонное мероприятие. Этому способствуют не только культработники и организаторы, сельская дума и администрация, но, прежде всего, сами жители села и спонсоры.
К сожалению, мои поиски пока не подтверждают юбилейной даты. Могу сказать только одно: поиск продолжается. В одном из адресованных мне писем из Моломы есть задевшие меня за живое строки: “Молома, Нижняя Волманга, Заречная, Холоватка, Наумово… Там есть добротные дома, печи стоят, рамы в окнах, стекла даже в некоторых, лавки крепкие, столы, буфеты, бельевые шкафы, кровати, криночки. У меня странное и смешанное чувство. Мы видим запустение, жилым не пахнет,.. а жизнь не ушла отсюда. Она ждет только. Она терпеливая. Человек себе не враг. Что-то происходит уже и будет происходить. В города люди перестанут рваться. Все возвращается на круги своя”.
Окончание следует…
очень душевно, продолжайте публикации.
Да, Николай Николаевич подготовил еще одну публикацию и планирует ряд новых.