Россия начиналась с деревень. Часть 4

Со старообрядчеством я познакомился по книге “Житие” “огненного” протопопа Аввакума. В одну из поездок в Нарьян-Мар побывал в умирающем в забытии Пустозерске. Он расположен в устье Печоры в 120 километрах от моего заполярного ссыльного поселка Харьяга.

Здесь Аввакум за свою веру провел 15 лет в земляной тюрьме. Это были годы героической борьбы и титанического труда. Из 78 сохранившихся рукописей мятежного протопопа 64 написаны в Пустозерске. С Аввакумовой ссылкой меня познакомил доктор философских наук, заведующий кафедрой культурологии и религиоведения Поморского государственного университета, один из рецензоров моей книги “Христофорова пустынь” Николай Михайлович Теребихин, который несколько лет возглавлял археологические экспедиции по изучению истории Пустозерска.

В годы работы с документами по истории Николо-Коряжемского монастыря установил, что протопопа Аввакума этапировали в ссылку в Пустоозерск зимним путем и в 1667 году он проезжал по Вычегде через нашу обитель. По царскому указу Аввакум Петров и его сподвижники Епифаний, Федор и Лазарь 14 апреля 1682 года сожжены в деревянном срубе. Так к исторически сложившемуся термину «мятежный» добавилось еще одно – «огненный Аввакум».

Прошло 330 лет с тех незабываемых в истории русского православия событий. Но время бессильно отправить в забытие это прошлое. Вера сильнее огня и времени. На днях получил письмо с малой родины, а в нем небольшой буклет. “Пятое столетие стоит на холмистом берегу Печоры село Усть-Цильма. Менялись времена и взгляды на окружающую действительность, но неизменными остаются свободолюбивый характер устьцилемов и их духовные ценности. Развивается религиозная и культурная жизнь Усть-Цильмы (1542 год рождения села – Н.Ш.). Действует молитвенный дом, сохраняются традиции моления в частных домах. Строится новый старообрядческий храм, который нужен последующим поколениям устьцилемов, как гарант староверия на Печоре”.

Читая эти строки, невольно вспомнил нашу коллективную работу с земляками над обетным крестом, который появился в нашем поселке к 80-летию Харьяги в 2011 году. На нем на металле отлиты мои слова: “Обетный крест людям трагической судьбы, прошедшим через горнило массовых репрессий и нашедших здесь свой покой. Вечная им память”. Две эпохи, судьбы двух разных поколений, прошедших через огонь и смерть. И выживших в своих детях…

Реконструкция прошлого продолжается. Оно, наше прошлое, живет в поселениях и датах, в именах и людях. “Но сколько же населения жило в нашем районе более ста лет назад?» – задает вопрос Никанор Алексеевич Яхлаков в своем историческом очерке “На водоразделе”.

В 1866 году в Санкт-Петербурге вышла книга “Вологодская губерния, том VII – список населенных пунктов”, в которой названы Дуванное и Нижняя Волманга, Верхний и Нижний Починки. Всего по рекам Молома, Паломица, Волманга и Кузюг к этому времени существовало 40 населенных пунктов, в которых состояло на учете 273 хозяйства и проживало 2063 человека.

Но есть и современная ветвь опаринской истории. В 1957 году в 33 километрах от Опарино возник лесной поселок Ула (Ула по-коми – Нижняя, – Н.Ш.) – официальное названия Чурсья. В 1969 году он передан в административное подчинение Кировской области, а сейчас входит в Опаринское городское поселение. Поселок, как говорят, идет на вымирание. Успеть бы запечатлеть его историю. Запечатлеть хотя бы такими небольшими штрихами: ” В поселке Чурсья лошадок держат три семьи: Стрелковых, Рочевых и Поповых, хотя, может быть, говоря так, я, – обращает внимание читателей журналист Татьяна Тунгусова, – не совсем права: бабушка Женя Попова живет одиноко – муж умер нынешним летом. Но с лошадью она не рассталась”.

А эта историческая метка с верховьев Моломы. Село Верхомоломское появилось на Моломе 14 мая 1663 года – в день явления сюда устюжских монахов-отшельников. Так распорядилось время – села нет, а дата его явления живет. Время временем, да и сам человек не горазд “напакостить” в родной истории. Свидетельство тому -перспективный план развития народного хозяйства Кировской области, утвержденный в 1991 году. Одним росчерком административного пера 7092 поселения должны были превратиться в 2413 перспективных населенных пункта. За двадцать лет 4600 населенных пунктов должны были быть перенесены в новые места. А проще говоря, ликвидированы, как неперспективные.

Если раньше вымирали починки и деревни, то сейчас – села и рабочие поселки. Среди них целый куст волгарицких деревень, погибающие от безработицы Шабуры, все еще пока называющийся поселком совсем молодой по историческому возрасту Латышский. Недолгий век отпустила ему судьба! Конечно, подобные переселения случались и раньше. Не забудем, что, например, перевозка колокола из одного населенного пункта в другой служила одним из знаков утраты самостоятельности. Но тот же церковный колокол в день освящения храма извещал округу о рождении нового поселения.

В Никольском уезде Вологодской губернии, на реке Вохме, невидимый колокол отчетливо и слышно звонил, указывая место, где надо было строить церковь. Было это в 1784 году. Через 220 лет оживет колокол в селе Кузюг, извещая честной народ о большом и радостном событии – рождении храма. К сожалению, так и не установлено, когда главный колокол Кузюкского церкви “Благовест” подал прощальный “голос” последний раз.

Село Кузюг не дожило до начала XXI века, хотя появилось на свет, казалось бы, совсем недавно – в 1904 году. Это событие связано с освящением деревянной церкви, построенной “тщением прихожан в одной связи с колокольней” во имя святого благоверного князя Александра Невского. Возникает закономерный вопрос: почему мы замалчиваем эти даты? Или у кого-то есть на это какие-то основания? Но в руках у нас исторический документ – Клировая ведомость, которая лучше любого статистического справочника проинформирует о жизни прихода. Кстати, народное образование на территории будущего Опариного района напрямую связано с Кузюгской Александро-Невской церковью. Церковно-приходская школа при храме открыта в 1908 году, Мутницкое начальное земское училище – в 1910, Волоковское начальное земское училище и Опаринская церковно-приходская школа – в 1912 году.

Николай Шкаредный.

Окончание следует…

Добавить комментарий

  1. Василий

    Занимаясь “Делом о постройке церкви близ ст. Опарино” в докладной записке заведующего Опарино-Моломским переселенческим районом И.В. Волкова на  имя епископа Вологодской епархии нашел  следующее “Комитет  по  постройке  церкви и церковно – приходской  школы   при  ст. Опарино  уже  закончил  одно  возложенное  на  него  переселенцами  района  дело:  церковно – приходская школа  закончена  постройкою  в  первой  половине  октября  1913  года.  Школа  деревянная, под  железной  крышей,  рассчитана  на  два  комплекта  учащихся,  размерами 20 арш 13 верш х 18 арш  и  высотою  8  арш. 10  вершков. (прим.15 х 13 м  и  высотой 6 м  )В  здании  школы  кроме  классного  помещения  имеется   квартира  для  двух  учителей  и  комната для  ночлега  учащихся. Занятия  в  новом  здании  школы началисьс  половины октября  и  в  настоящее  время  в  школе состоит 90 человек учащихся

  2. Василий

    Хорошее всегда  читать  приятно, поэтому из  этой же  записки можно еще добавить:  “Успешно  законченное  дело  постройки  при  ст.  Опарино  церковно – приходской  школы дает  Комитету  уверенность  в  том,  что  и  второе  ещё  более  важное  и  трудное  дело – дело   постройки  православного  храма –  не  будет  оставлено  Святейшим  Синодом  без  внимания и поддержки”
     

  3. basil

    Чурсья запомнилась с детства.
    Однажды осенью родители взяли и меня с братом, собирать бруснику.Приехали из Опарино уже под вечер,дошли до реки. в палатке переночевали.А утром,переправились через Улу, в красивом сосновом бору собирали ягоды,

  4. golubev_sergej

    В деревне Ула до создания поселка жили люди.Была отдельная бригада-подчинялись Верхолузью.В конце 50-х начале 60-х в основном перешли работать в леспромхоз.Вроде и неплохо-люди стали жить лучше.Но в итоге-ни колхоза-ни леспромхоза.

  5. golubev_sergej

    Татьяна Вениаминовна,а Шкаредный Н.Н. в Опарино живет в данный момент?

  6. Татьяна Тунгусова

    В Коряжме.

  7. golubev_sergej

    Понятно.Спасибо.

  8. Автор

    Спасибо Василию за уточнения. Рад, что среди читателей “Опаринской сороки” есть люди заинтересованные в сохранении истории родного вятского края. Сообщение Василия, еще одно подтверждение, что даже в официальных документах есть расхождения. Василий, ссылаясь на  “Дело о постройке церкви близ ст. Опарино, пишет о церковно-приходской  школе при ст. Опарино: “закончена постройкою в первой половине октября 1913 года”. Этот документ противоречит Клировой ведомости Кузюгской Александро-Невской церкви за 1913 год. Священник этой церкви Леонид Шергин в отчете за 1913 год пишет: “Имеются в приходе школы: Опаринская церковно-приходская с 1912 года. Опаринская церковно-приходская школа помещается в доме собственном. На содержание ее Никольским Отделением Братства в сем году выслано 1165 рублей”. Расходятся и данные о количестве учащихся. Василий, ссылаясь на вышеназванный документ, информирует: “в настоящее время в школе состоит 90 человек учащихся”, священник Шергин уточняет: “В семь году обоучается в школе 75 мальчиков, 24 девочки”, то есть 96 человек. Я все-таки больше доверяю священнику Леониду Шергину, тем более, что далее он пишет: “В Опаринской ц-приходской школе 1.) учитель Валентин Алексеевич Попов 25 л., сын дъякона, холост, окончил курс в Вологодской Духовной Семинарии, учительствует вообще и в сей школе в частности 2-й год…”. То есть первым учебным годом для Валентина Алексеевича Попова в Опаринской школе 1913 год был вторым учебным годом. Я располагаю и другими документами по этой тематике. Рассказ о них впереди.
    Сейчас о вопросах Сергея Голубева. На один из них удже ответил редлактор – Татьяна Вениаминовна Тунгусова. На дргие попробую дать ответы сам. Свою трудовую деятельность я начинал кузнецом Вазюкского лесопункта Опаринского леспромхоза. С 1965 года по 1994 работал в различных периодических изданиях, пройдя путь от корреспондента до редактора городской газеты. С 1963 года живу и работаю в городе Колряжма Архангельской области. Почему пытаюсь сделать собственные открытия в истории земли вятской? Это мой долг перед моими предками. Мои родители опаринские крестьяне, здесь жили мои прадеды и т.д. Во-вторых, не менее упорно я продолжаю писать историю земли вычегодской. Многие мои исторические и краеведческие работы посвящены истории православия на поморской земле. Ежегодно участвую в Кировских облапстных православных краеведческих чтениях. Теперь о поселке Ула. Впервые я побывал в этом поселке по предложению председателя рабочкома (профсоюзного комитета Опаринского леспромхоза) П.П. Пономарева. В этой поездке познакомился со знаменитым бригадиром лесзаготовителем Иваном Клеменнтьевичем Циунелем. Сейчас знаком с его сыном с его сыном, который избирался главой Опаринского городского поселения. Сожалею, сегодня об Уле (пос. Черсью) пишут очень мало, все чаще традиционные бедственные стройи “Опять Чурсья без света”. А эти люди, ковавшие славу Опаринского леспромхоза достоойные добрых и теплах слов.

  9. golubev_sergej

    Совершенно согласен с Вами.Просто смотришь телевизор и обидно.Когда стране нужен был лес-люди вкалывали как негры.Положили здоровье,а теперь никому не нужны.Ведь не всякий может жить в городе,да и все мы там не поместимся.Кто же после нас будет кормить Россию???????????

  10. golubev_sergej

    У автора можно взять адрес.Я могу ему дать фамилию человека,который до создания п.Чурсья жил в деревне Ула.Потом до пенсии много лет отработал в Опаринском лесопункте.

  11. golubev_sergej

    Он многое может рассказать.

  12. Татьяна Тунгусова

    Сергей! В “Вятском крае” и “АиФ на Вятке” уже не один раз прошла информация, что там, где сейчас поселок Чурсья, раньше была зона, колония. Я разговаривала со многими людьми, со стариками, которые строили этот поселок – они такой факт отрицают. Я тоже о таком ни разу не слышала. Может быть, Вы откроете истину?  “Вятский край”, мне не поверив, даже был намерен сделать запрос в УФСИН, по чьему ведомству якобы проходила колония. Только не знаю, делали или нет. Но повторение идет.

  13. golubev_sergej

    Мне он тоже говорил,что никакой зоны не было.Если бы она была,то он точно знал.Потому что дорога в деревню Ула шла через поселок Чурсья.Продукты и товары возили регулярно и факт строительства зоны был бы известен.

  14. golubev_sergej

    Я там сам до армии жил,и близко ничего не напоминало о зоне.Это какая то ошибка корреспондентов.

  15. Татьяна Тунгусова

    Я тоже так считаю. Тем более, что дорогу от Опарино УЖД начали строить в 50-е годы, а до этого транспортной связи не было. Не с вертолетов же туда зеков завозили?

  16. golubev_sergej

    Вот и я про то же.Могу дать телефон и адрес моего дяди с тетей.Они живут сейчас в Опарино.До  этого всю жизнь в Чурсье.(Если конечно интересно)

  17. golubev_sergej

    Такую же информацию я читал в газетах республики Коми.Где они такое взяли?Может у них один источник с “Вятским краем”.

  18. Татьяна Тунгусова

    Напишите в Одноклассниках телефон и имена-отчества. Будет время – займусь. И адрес, разумеется.

  19. Автор

    golubev_sergej  Спасибо за адрес дяди Анатолия Парамоновича и Надежды Никандровны Бобровых. Во время поездки в Опарино, 5 декабря 2013 года побывал у них, записал их рассказ о Чурсье. Услышал много интересного. Попытался найти ответы на некоторые вопросы в архиве администрации Опаринского района, у других старожилов. Но поиски прекращать, думаю, рано: надо еще поработать. Глава района Л.И.Ершов в моей с ним беседе показал мне публикацию по Чурсье, где ему приписали это “открытие”. Леонид Иванович такой информации никому не давал. Так что надо искать, откуда “ноги растут” в редакции самого издания, поскольку многие архивы того времени по ссыльным поселкам и лагерям были срочно вывезены в Москву и уничтожены.

  20. Татьяна Тунгусова

    Николай Николаевич! Впервые сообщение о том, что в Чурсье была зона, появилось не в этом году и не в Аиф, а в “Вятском крае” лет 5 или 6 назад. Я тогда тоже пыталась что-то узнать, все в один голос уверяли, что никогда колонии в тех местах не была, а была только тайга дремучая. Но мне почему-то не поверили. Может быть, у Вас получится найти доказательства или опровержение.

  21. golubev_sergej

    Только не Надежда,а фаина Никандровна.

  22. Автор

    golubev_sergej Совершенно верно,  не Надежда, а Фаина Никандровна. Интересные люди, интересные собеседники. Рад, что Вы помогли мне открыть их. А что касается Чурьи, то вопрос пока остается открытым: откуда что пошло?  Если бы я располагал данными, когда была опубликована в “Вятском крае” эта информация о Чурсье и кто ее автор, можно было бы попытаться начать этот поиск через  редакцию  или автора. Всего Вам доброго!

  23. golubev_sergej

    И вам не хворать.