В состав Поморья, как информировал наш куратор, писатель-краевед Николай Шкаредный, – помимо северных районов, входила часть волжского бассейна – Вятская и Пермская земли.
Путь в Подвинье из вятских городов шел издавна по рекам Вятке, Моломе, Лузе, Югу, Сухоне и Северной Двине. Часть этого старинного торгового пути мы уже прошли. В ту пору Устюг и его округа представляли собой район развитого судостроения. В 1608 году было приказано «С Устюга Великого послать на Верхотурье для судового дела 15 плотников, в 1620 – 20 плотников». Во второй четверти XVII века каждый год 14 судовых плотников направляли из Устюга работать на Верхотурское плотбище – самую крупную верфь Сибири. Велено было посылать их «со всею плотничьею снастью и с судовыми скобы, и с гвозьем, и с конопатью, и со всем судовым заводом».Устюжские плотники строили по 14 дощаников ежегодно. Судостроение продолжало развиваться и в более позднюю эпоху. По данным наказов в Уложенную комиссию в 1767 году постройка судов в береговых поселениях играла видную роль в числе крестьянских промыслов. Здесь строили дощаники, каюки, струги, барки, лодки-набойницы и лодки-долбленки.
Не случайно летом 1693 года Петр Первый отправился в Архангельск, чтобы увидеть море и устройство купеческих кораблей, приходивших в этот единственный русский порт.
Император принял решение: пора от хождения по рекам перейти к хождению по морям. По его воле в Архангельске была начата постройка двух кораблей. Так началось зарождение морского флота России. Нам повезло, мы через века, готовясь к сплаву по маршруту Лодейно – Медведки – Котлас и в ходе экспедиции по северным рекам, прикоснулись к самой истории, попытались познать и понять ее значение в становлении русского государства. Там, где есть судостроение, там есть и люди, умеющие водить эти суда. И увели они северян не только в Архангельск, но и на Дальний Восток. На публикуемой картине вы видите судно и команду устюжанина, как сейчас выяснилось, в то же время и котлашанина Ерофея Хабарова на открытой им для России реке Амур.
Наша военно-патриотическая экспедиция, посвященная 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, проходила по рекам Пушма, Юг, Сухона, Малая Двина. Когда-то это были реки-труженицы. В одном из музеев мы видели пароход-буксир, тянувший баржи с углем по реке Юг. К сожалению, только в музее. С созданием Северо-Двинского пароходства реки приняли на себя большую часть перевозок грузов и пассажиров. А для этого требовались суда и места отстоя для сохранения их от ледохода и для ремонта в зимний период. В то время наиболее удобным для этих целей оказался затон около деревни Михайловской под Великим Устюгом. Здесь в 1866 году были построены первые дома-мастерские для выполнения ряда работ на пароходах. Таким было рождение Великоустюского судостроительно-судоремонтного завода, который, как нам пояснил устюжский экскурсовод, с 1885 года начал строить пароходы, баржи, яхты, дебаркадеры и даже ДОКи.
Нам рассказывали, что в 1876 году пароходовладелец А.В.Булычев для постановки своих судов начал использовать еще один затон, организованный им при деревне Минина Полянка. В этой деревне мы еще побываем. Так на Малой Северной Двине появилось дополнительное место отстоя и ремонта плавсредств – затон «Приводино». Здесь были построены небольшие мастерские. С 1917 года затон стал заниматься ремонтом судов и строительством небольших барж. Со временем работа затона совершенствовалась, он превратился в Приводинскую ремонтно-эксплуатационную базу. И здесь начали осваивать новые проекты строительства судов. Один из них – проект 565. У него была своя особенность. Этот проект не предусматривал строительство новых барж. Зато ходившие по рекам позволял использовать в двух вариантах: для перевозки угля и нефтепродуктов. Затон «Приводино» сегодня – это прошлое, такое же прошлое, как разрушенные церкви, которые нам довелось наблюдать во время похода.
Большая вода скрыла от нас многие следы деятельности человека на северных реках и во многом способствовала успешному выполнению выданного нам маршрутного задания. Но местные жители с сожалением говорят о разрушенных плотинах бывших мельниц, которые сегодня стали настоящим бедствием, о затонувших старинных судах и современных брошенных на реках баржах. Это отработавшее для благосостояние народа наше общее достояние сегодня никому не интересно. Может быть, когда-то наши сверстники или наши потомки по-новому откроют эти речные «находки» минувших дней и по ним будут изучать жизнедеятельность человека на северных реках. И будут делать открытия, подобные тому, какое случилось в 2009 году на побережье Ладожского озера, когда во время шторма на берег выбросило старинный деревянный корабль. Как предположили специалисты, это корабль эпохи Петра I. Длина сенсационной находки около тридцати метров, ширина – чуть больше восьми.
Барка «Яков Грибанов», которую мы видели во время похода в Подосиновце, тоже построена по старинным чертежам. Правда, ее размер несколько меньше – 18 метров длину и шесть метров в ширину. Видимо, это связано с тем, что найденный в Карелии деревянный корабль был предназначен для плавания по морю, а такие барки, как «Яков Грибанов», ходили с грузами по северным рекам.
Северяне не только строили суда, но и успешно водили их по рекам из столетия в столетие. Потому в каждой береговой деревне рядом с крестьянами жили речники. Не стала исключением и деревня Новинки, в которой 11 июля в 17 часов 30 минут мы делаем очередную остановку.
Это родина министра речного флота СССР Зосимы Алексеевича Шашкова. Из воспоминаний сына Валерия Зосимовича: «Откуда он родом, говорило само его редкое имя – имя одного из святых угодников Зосима и Савватия, особо почитаемых на Севере. Он был предпоследним из восьми детей (шесть братьев и две сестры) Алексея Прокопьевича и Прасковьи Никифоровны Шашковых. Дед – крестьянин-середняк – в свободное от сельхозработ время занимался отхожими промыслами: плотничал, работал сторожем в затоне. Отец не был потомственным речником, однако вся жизнь его семьи была волей-неволей связана с Северной Двиной, на берегу которой стоят Новинки. Как вспоминал отец, зимой все семейство заготавливало дрова, а летом продавало их капитанам плавающих по реке пароходов. Так или иначе, но водниками стали пятеро из шести братьев».
Свою самостоятельную трудовую деятельность на водном транспорте Зосима Шашков начал в 13 лет бакенщиком, обеспечивая безопасное движение барж и пароходов на пятом судоходном участке Северной Двины. После четырех лет работы постовым сторожем и матросом на судах Северного управления водных путей, которое находилось в Котласе, любознательный и ищущий молодой человек принимает непростое решение – совместить работу на реке с обучением в Великоустюгском техникуме водных путей сообщения на судоводительском отделении.
По окончании техникума Зосиме присваивается квалификация штурмана 1-го разряда. В 1926 году молодого дипломированного специалиста, хорошо зарекомендовавшего себя практической работой, направляют в Сыктывкар заведующим причальным участком, а затем назначают начальником судоходного надзора. С образованием Ленинградского института инженеров водного транспорта (ныне – Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций) З.А.Шашков снова стал студентом. В 1933 году Зосима Алексеевич успешно закончил институт с присвоением квалификации инженера по эксплуатации речного транспорта. По окончании института Шашков был зачислен в аспирантуру.
В феврале 1938 года он назначен на должность заместителя наркома водного транспорта, а в 1939 году становится наркомом речного флота СССР. Отныне его жизнь связана с Москвой.
Вспоминает сын Валерий Зосимович: «Брак родителей можно с полным основанием назвать счастливым. Прожили они вместе 45 лет, причем надолго расстаться пришлось им всего один раз. Во время войны отец несколько месяцев безвыездно находился в Сталинграде, обеспечивая работу переправ – единственной коммуникации, связывающей прижатые к Волге войска с левым берегом. О войне отец вспоминал не то, чтобы неохотно, но в основном о каких-то скорее курьезных случаях, которые в те времена такими наверняка не казались. Например, о том, как они на штабном пароходе шли к одному из причалов, и в какой-то момент отец, уж не помню почему, скомандовал идти к другому. Вскоре за их спиной прогремел взрыв. Когда они обернулись, на том месте, где они должны были причалить, в воздух летели доски разбомбленного дебаркадера».
За плечами Зосимы Алексеевича Шашкова большая школа жизни: в 1935 году он возглавил факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта, с 1937 года – Горьковский институт инженеров водного транспорта. Он – кандидат технических наук, профессор, автор более 50 научных трудов, учебника для вузов «Общий курс внутреннего водного транспорта» и книги воспоминаний об участии речников в Великой Отечественной войне «Речники в боях за Родину». Решением Президиума Верховного Совета СССР Зосиме Алексеевичу присвоено звание генерал-директор речного флота СССР. Шашков избирался депутатом Верховного Совета СССР и кандидатом в члены ЦК КПСС. Его трудовой путь отмечен тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, девятью медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», за освоение целины, в память 800-летия Москвы.
В 1980-х годах З.А. Шашков приезжал в Новинки с сыном Александром. Общался с деревенскими мужиками. Зосима Алексеевич всегда был приветливым и внимательным человеком. Вспоминает председатель ветеранской организации Лимендского судоремонтно-судостроительного завода Зинаида Алексеевна Шастина: «К приезду министра, конечно, везде чистили и красили. И вот заходит Шашков в комнату, а он большой да в пальто. А краска еще не высохла, пальто испачкал. Сказал сопровождающим: «Не могли раньше-то покрасить!» Идет дальше, а навстречу уборщица с ведром и тряпкой, не успела уйти до комиссии. Все опять замерли в смущении. А он ее увидел, подошел быстрым шагом, заключил ее в свои объятия и закружил в зале. Все мы замерли в недоумении, а Зосима Алексеевич доброжелательно улыбнулся и объяснил, что это его давнишняя знакомая, и он очень рад встрече».
Умер Зосима Алексеевич 14 июля 1984 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем назван трехпалубный пассажирский туристический теплоход.
В 2000 году Великоустюгскому речному училищу присвоено имя Шашкова, в 2005 в училище на средства, собранные курсантами разных лет, установлен его бюст. В Котласе к 100-летию со дня рождения Зосимы Алексеевича открыт горельеф на здании «Севводпути», а в 2015 году – мемориальная доска. Котласские краеведы организуют чтения, посвященные Зосиме Алексеевичу Шашкову. В субботу 13 июня 2015 года, за месяц до нашего прихода в Новинки, здесь проходили торжества, посвященные 110-й годовщине со дня рождения З.А.Шашкова «На родине великого земляка». Была развернута выездная экспозиция «Адмирал речного флота З.А.Шашков». На музыкальной площадке в сопровождении духового оркестра звучали любимые песни речников. В завершение участники праздника проводили в поход студентов Великоустюгского речного техникума, посвященный юбилею З.А.Шашкова, по маршруту Великий Устюг – Березник.
Первый большой праздник на родине Зосимы Алексеевича Шашкова в деревне Новинки состоялся 12 июня 2005 года. Сюда, на открытие Памятного Знака, посвященного бывшему министру речного флота СССР, в его родную деревеньку съехались главы Котласского района и города Котласа, Великого Устюга и Вилегодского района, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон и епископ Полтавский и Кременчугский Филипп. Автор Памятного Знака котласский художник Владимир Вологжанинов. Право открыть памятник было предоставлено сыну Шашкова – Валерию Зосимовичу. На мраморной плите слова: «Вся моя жизнь была связана с речным флотом. Нарком, министр речного флота 1939-1960 г. Зосима Алексеевич Шашков». Суда двух речных училищ и «Севводпути», украшенные флагами расцвечивания, под фейерверк и водные струи пожарных брандспойтов прошли кильваторным строем. Курсанты из Устюга продемонстрировали умение ходить на шлюпах под парусом, а первокурсники Котласского речного училища на двух шестивесельных ялах отправились в переход Новинки – Архангельск. С этого дня положено начало традиции: все речные суда, проходя мимо Новинок, подают гудок, отдавая дань памяти Зосиме Алексеевичу Шашкову.