8 декабря Светлана Валерьевна Дернова, воспитатель детского сада «Теремок» поселка Опарино, вместе с коллегами и педагогическими работниками из всех районов в правительстве области получила награду – знак «Педагогическая слава» – из рук губернатора Н. Ю. Белых. Знак этот был учрежден в 2010 году. Пока в нашем районе им отмечены два человека – С. В. Дернова и В. Г. Слободин, учитель труда коррекционной школы-интерната.
С детьми Светлана Валерьевна работает с 1988 года. Так получилось, что учитель начальных классов по специальности, она стала воспитателем детского сада. Сложно ли было поменять профиль? «Нет, – считает она. – Дети всегда и везде дети. Просто в детском саду с ними больше играешь».
Воспитатель «ведет» одних и тех же ребятишек на протяжении пяти лет – с младшей группы и до выпуска. Какими они приходят в детский сад и какими уходят в школу?
«Приходят маленькими и беспомощными, – говорит Светлана Валерьевна, – а уходят вполне самостоятельными и сознательными».
Нынче у нее с Г. М. Барановой снова младшая группа – дети от 2 до 3 лет. Но даже за месяц прогресс налицо – малыши стали лучше говорить, они танцуют, пытаются рассуждать.
Воспитатель в детском саду решает три главные задачи – он развивает, воспитывает и обучает. Воспитание идет в процессе общения, развитие – через игровую деятельность, обучение – на занятиях. Самые маленькие воспитанники учатся лепить, рисовать, знакомятся с окружающим миром. Есть занятия физкультурные, по развитию речи, музыкальные и другие. Каждое длится по 5-10 минут, потому что внимание у малышей неустойчивое. Но основы закладываются именно в это время.
Чтобы научить чему-то другого, надо самому многое уметь. В этом плане Светлана Валерьевна личность творческая. Она рисует, вяжет, мастерит поделки, причем любит экспериментировать. Новое черпает из Интернета, журналов, бывая у коллег в других детских садах. Иногда образ рождается как бы случайно. Сова у входа в «Теремок» сделана из коричневой пластиковой бутылки. Из зеленой бутылки получилась новогодняя елочка, которая стоит на шкафчике в раздевалке – пока не подойдешь совсем близко, от настоящей не отличишь.
Нужен ли воспитателю контакт с родителями? «В первую очередь, – считает Светлана Валерьевна. – Но сейчас с родителями работать сложнее, чем раньше. Дети – они остались такими же, а вот родители изменились. Им не хватает времени на своих чад, на то, чтобы просто с ними поговорить – работа, проблемы. Все это сказывается на детях, пусть даже они этого не осознают. Ребенок – зеркало семьи. Его можно ни о чем не спрашивать, просто понаблюдать. И ты узнаешь все о том, что в семье происходит – по поведению, по словам и поступкам. Потому что дети копируют взрослых.
Детский сад дает основу, родители, семья должны это закреплять и развивать. Но почему-то мамы и папы считают, что воспитание – дело детского сада и школы. А их обязанности – накормить и одеть. Немногие родители прислушиваются к нашим советам. Но такие есть, и это радует».
«У нынешних детей, на Ваш взгляд, есть проблемы?»
«Конечно! Почему-то многие родители считают, что ребенок в полтора-два года ничего не понимает, не имеет своего мнения и характера. Но это не так – уже в этом возрасте каждый ребенок личность со своими желаниями, со своим «я».
Одна из сегодняшних проблем – недолюбленные дети. Другая крайность – сверхлюбовь. «Золотой середины», как правило, не встречается, и это плохо. Отсюда детские страхи, неуверенность в себе. Негатив дети пытаются «слить», например, через рисунки, через гиперактивность, через крик – кто как может».
По итогам 2008 года Светлана Валерьевна Дернова была названа лучшим воспитателем района, в 2009 году стала победителем районного конкурса «Учитель года» в номинации «Воспитатель дошкольного учреждения».
«Я люблю свою работу, люблю детей, – говорит она. Еще бы бумаг разных бесполезных поменьше писать – больше бы времени оставалось для творчества и для новых идей».
Татьяна Тунгусова, фото автора.