10 июля. 17.47. Мы находимся на территории Котласского района Архангельской области. Звучит команда: «Сушить весла».
Байдарки одна за другой подходят к песчаной косе. Именно здесь, согласно совета местных рыбаков, решено разбить лагерь. Вдалеке, примерно в трех-четырех километрах, на высоком берегу видим храм. Здание церкви великолепно просматривается с широкой поймы реки и является отличным примером органического сочетания ландшафта и архитектуры. Как нам завтра расскажут, это Троицкая церковь деревни Выставка – памятник зодчества устюжской школы.
Деревня Выставка стоит в центре Вотлажемского луга. Так он обозначен на нашей карте. Приписная Вотлажемская церковь упоминалась в Устюжских летописях, из которых известно, что в 1627 году жители Устюжского посада, церковные плотники Сергей Ефимов Головин и Тренка Карпов Головин построили в Вотлажемской волости теплый храм во имя Троицы Живоначальной. Каменная церковь с двумя престолами была построена в 1753 году. Упразднена в 1932 году, после чего ее использовали как клуб и склад. В настоящее время церковь заброшена и разрушается. Видимо, она уже бы рухнула, но ее держат грамотно поставленные во время строительства металлические стяжки.
Но нам некогда любоваться этой красотой. Как и на любой стоянке, начинаем с установки палаток и заготовки дров для костра. Нам не впервой устраивать стоянку на песчаной гриве. Конечно, здесь с дровами туго. Поэтому устраиваем своеобразный «ленинский субботник». Смотри фото. Походная двуручная пила тоже не остается без дела.
На время стоянки у каждого свои обязанности. Девиз похода один: любое малое дело делай, как большое. Поэтому обустраиваемся без суеты и лишних разговоров.
По уже сложившейся традиции главный у костра наш руководитель В.П.Дружинин. Вкуснее приготовленной им на костре рисовой каши со сгущенкой мы никогда не ели! Чем-то нас побалуют сегодня? Байдарки, как застывшие на песчаной кромке дельфины, устроились на отдых верх брюхом. Постепенно смеркается. Середина лета, а погода августовская: то дождь, то ветер. А часто то и другое одновременно. За заливными лугами, поросшими лесом и кустарником, высится крутой загривок второй береговой линии. Где-то там заветные Медведки – родина Наркома Военно-Морского флота СССР Н.Г.Кузнецова. Но это уже завтрашний день нашего похода…
Закончен ужин и начинается разминка. Так было каждый день. На одной из стоянок проектная группа организовала конкурс на знание истории Великой Отечественной войны. И сегодня мы традиционно продолжаем делиться впечатлениями от прошедшего дня, комментируем рассказы экскурсоводов, уточняем даты и события, говорим о Героях, вставших на защиту нашей Родины.
Во время нашего похода по рекам Севера мы открыли для себя новые имена, и все больше убеждаемся в том, что в любое время есть место подвигу. Тем более, что эти люди рядом с нами, ведут общий разговор о героях и о героике у вечернего костра. Мы говорим о руководителе кадетского движения в нашей школе Е.В.Епихине. За плечами Евгения Владимировича большой боевой путь – от рядового срочной службы до полковника запаса, от заместителя командира взвода до заместителя начальника отдела управления воспитательной работы Сухопутных войск.
Евгений Владимирович Епихин окончил Свердловское высшее военное политическое танково-артиллерийское училище и Военный университет Министерства обороны Российской Федерации по специальности «психолог-практик». Эти знания крайне важны для работы с детьми. И смелости и боевого духа ему не занимать. Полковник Епихин – участник первой и второй Чеченских компаний. Награжден медалью «За отвагу».
Или провожавший нас 29 июня на Ярославском вокзале заслуженный летчик полковник Александр Максимович Райлян. Участник боевых действий в Афганистане, где на вертолете Ми-8МТ для десантирования бойцов и эвакуации раненых совершил 284 боевых вылета. Авиаэскадрилья под его командованием выполнила около 6 тысяч вылетов, высадила 7,7 тысяч десантников, перевезла 670 тонн боеприпасов и продовольствия, эвакуировала 300 раненых. В 1988 году Александру Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден орденами Ленина и Красной Звезды, российским орденом Мужества и многими другими орденами и медалями.
После возвращения из Афганистана Райлян продолжал служить в ВВС командиром звена, заместителем командира и командиром авиаэскадрильи вертолетов в Прикарпатском военном округе. С 1995 года Александр Максимович – начальник отдела боевой подготовки Управления авиации Сухопутных войск. Райлян участвовал в боевых действиях в Таджикистане и в Чечне. С 1999 года – заместитель начальника боевой подготовки Управления армейской авиации.
Сейчас полковник запаса А.М.Райлян активно работает в Региональном общественном Фонде поддержки Героев Советского Союза и Российской Федерации имени генерала Е.Н.Кочешкова по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
«Во время движения по воде, – говорит руководитель похода В.П.Дружинин, – ребятам не до вопросов. В это время они больше дружат с песней. И плывет над рекой их «Синий платочек», «Бьется в тесной печурке огонь». А во время стоянок они «бьются» над вопросами. Вопросов много, и это радует”.
Любознательность, познание истории и истоков героического прошлого –хорошая черта подрастающего поколения. Когда мы готовились к походу и кадеты узнали, что нас материально и духовно поддержал Фонд имени генерала Кочешкова, сразу появились вопросы: кто такой Кочешков, чем он прославился и так далее. И эти вопросы не случайны. О героях войны рассказано и написано много, а о героях настоящего времени мы говорить почему-то забываем. Евгений Владимирович Епихин заполнил этот пробел. Он, как человек военный, подробно рассказал кадетам об этом замечательном человеке.
С 1974 по 1985 годы Кочешков проходил службу в 61-м отдельном Киркенесском полку морской пехоты, затем в 61-й отдельной Краснознаменной бригаде морской пехоты Северного флота. Командовал взводом, ротой, был начальником штаба и командиром 3-го десантно-штурмового батальона. В 1990 году назначен командиром отдельной 336-й гвардейской бригады морской пехоты дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Владимир Петрович подбросил дровишек в костер и продолжал:
«В 1995 году в Москве на Поклонной горе в честь 50-летия Победы Кочешков возглавлял парадную колонну морских пехотинцев Балтийского и Северного флотов. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 года гвардии полковнику Кочешкову Евгению Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». В 1999 году Кочешкову присвоено воинское звание генерал-майор.
К сожалению, Евгений Николаевич скоропостижно скончался в 2001 году. Вот так же неожиданно мы потеряли подвижника-туриста Юрия Васильевича Кропотова, который указал нам дорогу по лесным рекам Кировской, Вологодской и Архангельской областей. Подвиг генерала Кочешкова продолжает жить в делах Фонда Героев, который носит его имя. От всех участников экспедиции, учащихся и родителей, выражаем глубокую благодарность организаторам нашего похода по голубым дорогам Русского Севера – Региональному общественному фонду поддержки Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации имени генерала Н.Е.Кочешкова».
«Мы во время похода, – вступил в разговор Евгений Владимирович Епихин, – убедились, что патриотическое движение успешно развивается не только в Москве, но и в российской глубинке. Были приятно удивлены, как эта работа поставлена в поселке Демьяново Подосиновского района Кировской области.
3 июля мы познакомились со старшиной I статьи руководителем клуба моряков «Альбатрос» Василием Леонидовичем Труфановым. Нам повезло, мы прибыли в Демьяново в день открытия лагеря юных моряков при клубе «Альбатрос». Этот лагерь ежегодный. В этом году лагерь отметил свое 10-летие. Мы приняли участие в торжественной линейке и были поражены тем, что возрастной ценз в клубе юных моряков начинается с первого класса. Интересно и то, что вожатыми в лагере, как здесь говорят, служат бывшие воспитанники Труфанова, а сам Василий Леонидович ведет занятия с юными моряками. После завершения учебного курса юным морякам выдаются специальные удостоверения, с этого времени они равноправные члены клуба моряков «Альбатрос».
На открытии морского детского лагеря было много гостей, в том числе и глава Подосиновского района, да и у Труфанова хватало забот, так что обстоятельного разговора в тот день у нас не получилось. Уже после завершения экспедиции Лодейно – Медведки нам удалось связаться по телефону с Василием Леонидовичем. Темой нашей беседы стал вопрос: с чего все началось?
«Так получилось, – откликнулся Василий Леонидович на наш вопрос, – что в ходе подготовки к 300-летию Российского флота у меня появилась идея организовать объединение моряков, которые прошли закалку на морях и океанах. Оказалось, что таких в Демьяново живет около 150 человек. А это большая сила.
Конечно, всю организаторскую работу пришлось взять в свои руки. Так в 1996 году в Демьяново появился клуб моряков «Альбатрос». Начинать пришлось на пустом месте, помогали только настойчивость, инициатива, терпение и вера, что все получится. На береговой линии приступили к созданию морской экспозиции, посвященной морскому флоту. Что из этого получилось, вы видели сами во время посещения Демьяново. Сейчас эту историческую территорию мы именуем как «Южный прибой». Здесь много разных памятников, боевых экспонатов, аллея Славы. Есть даже морской кубрик. Мы долго мечтали о создании музея боевой славы. Администрация поселка пошла нам навстречу, передав под музей брусковый двухквартирный дом. То, что вы видели во время посещения музея, сделано и собрано силами энтузиастов. А оформление выполнено талантливым художников и мои главным помощником Олегом Ивановичем Симоновым.
Музей в Демьяново действительно уникален. Знакомство с ним начинается с рассказа о рождении Российского флота. Первый шаг в этом направлении сделан при царе Алексее Михайловиче. С его одобрения на Оке, в селе Дединове под Коломной, был построен первый русский боевой корабль «Орел», имевший на вооружении 22 пушки. Однако с одним кораблем много не повоюешь. Для России было исторической необходимостью пробиться и закрепиться на берегах Черного и Балтийского морей.
По инициативе Петра I было принято решение о массовом строительстве военных кораблей. Для этих целей под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске были созданы верфи. Стараниями царя и усилиями 26 тысяч человек, мобилизованных на заготовку корабельного леса и строительство судов, всего за несколько месяцев, к весне 1696 года, был создан Азовский флот. Его основу составляли галеры, оснащенные от 16 до 25 пар весел, двумя мачтами с парусами. На каждой галере было установлено несколько пушек. Молодой флот получил боевое крещение 12 июля 1696 года в боях за Азов и, взяв эту крепость обеспечил России право свободного плавания по Азовскому морю. 20 октября 1969 года Петр Великий указал, а Дума приговорила: «Морским судам быть».
«Подосиновская волость известна по документам судного дня крестьян за 1593 год, – продолжает наш разговор В.Л.Труфанов. – На реке Пушме, где вы начали свое путешествие, из леса, растущего в районе деревень Лодейно, Борок, Устье, строились барки для продвижения вятских товаров на Устюг, Холмогоры и Архангельск. Кстати, название деревни Лодейно, родины маршала Ивана Степановича Конева, идет тоже он названия судна – лодьи. Это ли не подтверждение того, что в свое время здесь жили не только крестьяне, но и мастера судостроения?!
До 70-ти барок и около двух десятков каюков с грузом каждую весну отправлялись в дальнее путешествие к морю Белому. Это мастерство – строить суда – в наши дни подтвердил своей практикой директор Подосиновского краеведческого музея Александр Николаевич Пластинин. В 2001 году он построил каюк «Архангел Михаил» и дошел на нем до Сольвычегодска. В 2002 году карбасы «Апостол Петр» и «Апостол Павел» дошли до Двинского Березника. В 2006 году в путешествие на остров Вятский на Северной Двине Пластинин увел карбас «Анфал», чтобы установить на этом острове деревянный крест в память о наших земляках. Так что мы имеем полное право называть себя морской державой”.
«Василий Леонидович, а где вы окунулись с головой в морскую стихию?»
«Так распорядилась судьба, что морскую службу я проходил на кораблях Краснознаменного Северного флота в Западной Лице. Из нашей бухты в августе 1994 года ушла в переход на Камчатку подводка лодка «Орел» под командованием Александра Сергеевича Астапова. Обогнув северную оконечность Новой Земли, подлодка Астапова ушла под лед и жёлобом Святой Анны вышла в высокие широты Северного Ледовитого океана. За 15 дней она прошла подо льдом около 4000 миль, из них 500 миль в опасных в навигационном отношении районах и условиях мелководья Чукотского моря. Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1996 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального заданиях в условиях, сопряженных с риском для жизни, капитану 1-го ранга Александру Сергеевичу Астапову присвоено звание Героя Российской Федерации. Так что мне приятно слышать, что именно Александр Сергеевич, теперь уже в ранге вице-президента Фонда Героев, был одним из организаторов вашей экспедиции по рекам Севера”.
Темнеет. Берег, как будто таинственный корабль, уходит все дальше, пока совсем не растворяется в неизвестности. Только костер поддерживает разговор. Огонь нет-нет да выстрелит пучком искр, маленький фейерверк рассыпается ярким цветком и гаснет в остывающем воздухе.
Как только речь зашла о героическом прошлом капитана 1-го ранга Герое России А.С.Астапове, в беседу вступает А.Р.Насыров. Он не работник школы – как говорит руководитель похода В.П.Дружинин, Александр Раулович представляет родительскую общественность. В поход он пошел по просьбе дочки – семиклассницы Анны.
Для экспедиции этот человек – находка. Служил на флоте, работал в разных должностях в милиции. Так как его всегда тянуло к экстриму, увлекался походами в горы, окончил курсы промышленного альпинизма. Понимая, что экстрим требует дополнительных знаний, поступил на медицинские курсы. В канун нынешнего похода по рекам Севера окончил теоретический курс в соответствии с Международными стандартами оказания первой помощи, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. Так в команде московской школы №709 на время экспедиции появился свой медицинский работник.
«Морскую службу я начинал в Северодвинске, – пояснил Насыров, – где после окончания Высших специальных офицерских классов Военно-Морского флота служил Александр Сергеевич Астапов. В апреле 1990 года его назначили командиром строящегося в Северодвинске атомного подводного крейсера «К-108» – «Омск», который вступил в боевой строй 10 декабря 1993 года. Корабль предназначался для Тихоокеанского флота. Так что предстоял сложный переход по арктическим широтам. Александр Сергеевич сформировал экипаж, организовал качественное обучение, что позволило успешно провести заводские и государственные испытания атомохода, торпедные и ракетные стрельбы”.
Так сложилось, что капитан 1-го ранга Астапов нес службу во всех океанах планеты. С августа 1996 года Александр Сергеевич назначен начальником группы отдела подготовки подводных лодок Управления боевой подготовки Военно-Морского флота России. Награжден орденом Мужества и медалями. С 2002 года – первый вице-президент Регионального общественного фонда поддержки Героев Советского Союза и Российской Федерации.
Вот так в разговорах, встречах, воспоминаниях вечерний костер на песчаном загривке Малой Двины высвечивал в своих отблесках жизненный путь не только участников экспедиции, но и тех, кто помогал нам осуществить этот замысел: пройти водным маршрутом Лодейно – Медведки – Котлас, с кем удалось встретиться, познакомиться и подружиться. На входе в матросской кубрик морской экспозиции «Южный прибой» в Демьяново висит плакат: «Лучше приучить людей к мысли, что им не будет спасения, если они не сумеют спасти свой корабль, чем приучить их к оставлению своего судна, когда оно еще вполне боеспособно». Наши кадеты-жуковцы хорошо знают, что это значит. Наша экспедиция по программе «Голубые дороги Русского Севера» – это закрепление полученного теоретического материала практикой. Практикой является и умение найти топливо для костра, и умение работать пилой и топором, и умение разжечь костер в самых неблагоприятных условиях. Горит вечерний костер, греет нас светом прошлого и будущего. Завтра мы будем в Медведках.
Есть только один большой недостаток: ничего не сказано о том, для кого проводился это поход и какой эффект это дало. Такое впечатление, что взрослые сами себя развлекают, а дети- толпа, ходят строем и за взрослыми. Они даже кашу походную не умеют сварить, ведь ее варит директор, чему же тогда они научились в этом походе, получается их привезли как баранов на веревочке? Как дети участвовали в выборе места и маршрута похода? И вообще, чей это поход? На фотографиях одни взрослые: жмут друг другу руки, улыбаются, что-то кому-то вручают.А дети ?…. так подсобный материал…. Примитивное понимание значения детского туризма.
Опубликован цикл материалов об этом походе, который должен был стать первым в реализации проекта Юрия Васильевича Кропотова “Голубые дороги Русского Севера”. И стал таковым. Никто не виноват, что люди смертны.Кадеты вместе со своими педагогами, пройдя первый маршрут, не только узнали много нового из истории наших северных земель, но проверили свои силы и поверили в них. А кашу варить они к концу похода научились.