«Раз в крещенский вечерок…»

ГаданиеКто не знает этой строчки из поэмы В. Жуковского «Светлана»? А далее идут слова: «…девушки гадали». Значит, дело было на Святках.

Святки – особое время. Издавна на Святках широко и открыто занимались тем, что православие считает за грех – гаданием. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках риск значительно меньше: «Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может…»

Во время святок различают «святые вечера» (с 7 по 13 января) – для веселых, смешных гаданий, и «страшные вечера» – для гаданий опасных, рискованных.

Так уж повелось, что чаще всего гадают девушки: их жжет любопытство о своем будущем, о суженом. Гадают обычно вечером, когда стемнеет. Телевизор, музыка, шумное застолье нежелательны.

Сегодня гадания воспринимаются нами не более, чем веселая забава. Давайте вспомним, как гадали наши мамы и бабушки, когда были молодыми. Итак…

Гадание по воску. Расплавленный воск лили в сосуд с водой, он застывал и принимал самые разнообразные формы. По контурам расплавленного воска пытались угадать будущее. Подковка, например, сулит большое счастье, звездочка – получение известия, фигурка, похожая на дом – достаток, кружочки, похожие на монеты – богатство, овощи и фрукты – здоровье. Если же образовалось нечто бесформенное, призовите на помощь всю свою фантазию.

Гадание по пеплу. Похожее на литье воска гадание было связано со сжигани¬ем бумаги. Измятую бумагу жгли на плос¬ком подносе, а потом подсвечивали пе¬пел, вращая его таким образом, чтобы какой-то определенный силуэт четко от¬ражался на стене. По силуэтам и опреде¬лялась судьба.

По зеркалу и свечам. Накрывали стол к ужину и ставили дополнительный прибор для того, на кого загадывают. Перед на¬крытым столом устанавливали зеркало так, чтобы весь стол и сидящие за ним хорошо были видны. Зажигали свечи, и в темноте, при свечах, вглядывались в зер¬кальное отражение. Там должны были возникнуть картины будущего, связанные с тем, на кого гадают.

По скорлупе грецких орехов и свечам. Девушки брали по половинке скорлупы грецкого ореха, вставляли в них кусочки свечи и пускали плавать в чашку с водой. Затем каждая зажигала свою свечку. Чем быстрее она сгорала, тем быстрее ее хо¬зяйка должна была выйти замуж, чем дольше пламя горело, тем меньше была надежда на скорое замужество.

По картам. Перед сном девушка долж¬на была положить под подушку четырех королей со словами: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Жених должен был присниться в виде какого-нибудь короля. Считалось, что если приснится король пик, то жених будет немолодым и ревнивым, король червей означал молодого и богатого, кре¬стовый — военного или купца, а бубно¬вый — желанного.

По имени первого встречного. Вечером или в полночь девушке надо было выйти из дома и, стоя у калитки, спросить у первого встречного, как его имя. Так же будут звать суженого.

По курице или петуху. Брали с насеста курицу или петуха, приносили в ту ком¬нату, где заранее были приготовлены на полу вода, хлеб, кольца, серьги и другие мелкие вещи. Птицу пускали на пол и смотрели, какую вещь она клюнет или за что примется прежде всего. Чье кольцо, пер¬стень или серьгу клюнет птица, та девушка и выйдет замуж в наступающем года. А во¬да, хлеб, уголь и кольца нужны вот для чего: если курица или петух пьют воду, то муж будет пьяница, если ест хлеб, то в доме будет достаток, а если клюнет уголь, то муж будет бедняк.

По лаю собаки. Девушка выходила но¬чью за ворота и приговаривала: «Залай-залай, собаченька! Залай, серый волчок! Где залает собаченька, там живет мой су¬женый!» Чем глуше и дальше слышен был лай, тем дальше она будет отдана замуж. Хриплый лай означал, что муж будет ста¬риком, а звонкий и тонкий лай сулил молодого жениха.

Подслушивание. Девушки ходили слу¬шать под окна чужих домов, о чем там го¬ворят. Если в доме бранились, то и муж будет недобрый, если выпивали, то будет пьяница, и так далее. Самые отчаянные девушки ходили в полночь слушать у две¬рей закрытой церкви. В зависимости от того, какое пение — венчальное или по¬гребальное слышалось из-за дверей, суди¬ли, что предстоит в новом году.

По полотенцу. Со словами: «Суженый, ряженый, приди и утрися», девушка на ночь вывешивала из окошка белое полотенце. Если наутро полотенце окажется влажным, то в новом году быть девушке замужем.

По мостику из прутьев. Для этого гада¬ния девушка выдергивала из веника не¬сколько прутьев и клала их сложенными в виде мостика под подушку. Перед сном нужно было произнести заветные слова: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Суженый дол¬жен был явиться во сне и перевести девуш¬ку через мост. Такой сон был к замужеству.

По снегу. Вечером девушка ложилась навзничь в снег, а поутру шла смотреть: если след остался четким, то будущий муж будет добрым и спокойным, а если след изменился, то вздорным и драчливым.

А вы когда-нибудь пробовали гадать на Святках? Расскажите!

По материалам «Энциклопедии Нового года и Рождества».

Добавить комментарий

  1. василий

    Кто чем (или кем)прельщен, тот тем и обольщен

  2. Доза

    http://happy-year.narod.ru/rxosvjat.html
    почитайте-ка…
    да уберите статейку, ато отец Виктор кадилом отх***ячит… за прославления дела богопротивного. 😉

  3. свящ.Дмитрий Львов

    Татьяна Вениаминовна,не обижайтесь,но зря Вы эту “энциклопедическую” статью опубликовали.

  4. Juliya

    Уважаемый Дмитрий Львов, Вы появляетесь на сайте с периодичностью 1 раз в полгода, когда Вам что- то не по душе, точнее не по сану. В прошлый раз это была статья о праздновании дня Ивана Купалы. Сейчас о гаданиях, но ведь этим увлекались еще наши прабабушки и если современная молодежь от Рождества до Крещения немного развлекается, что в этом крамольного? Они не кладбища оскверняют. Почему то нет Ваших комментариев на публикации о том, что пожилые люди при живых детях сданы в дома престарелых, о том, что малолетние дети из полных, но неблагополучных семей сданы в приют. Вот что действительно достойно внимания, а вы грозите редактору и сетуете на то, что видимо волнует Вас более всего.
    И на статью про обитель Милосердия тоже от Вас никакой реакции.

  5. Доза

    Отец Дмитрий,
    +1

  6. свящ.Дмитрий Львов

    Уважаемая Juliya, “появляюсь” я на этом сайте не раз в полгода, а каждый раз после вежливого приглашения администрации сайта просмотреть обновленную его версию, приходящего мне по эл.почте. Никаких угроз редактору от меня не было. Если Вы считаете, что слова “не обижайтесь” – это угроза, тогда сюда же можно отнести и такое выражение, как “простите пожалуйста”. А про увлечение Вашей прабабушки я имею личное мнение, согласное с мнением Православной Церкви, которое и высказал в комментарии выше.

  7. Татьяна Тунгусова

    Уважаемый Доза, исключите ненормативную лексику, даже завуалированную, иначе Ваши комментарии будут удаляться без предупреждения!

  8. Juliya

    Уважаемый Дмитрий Львов! Вы прекрасно поняли о чем я вела речь. Может вы и посещаете “Сороку” еженедельно не по разу, комментарии Ваши редки и тематика их только с позиции священника, это, безусловно, право пользователя. Но, ответив на одну половину вопроса моего предыдущего комментария, Вы благополучно умолчали, то о чем надо бы говорить.Что же Православная Церковь Вам мешает иметь собственное мнение на социальные проблемы общества или ваши мнения различны?!

  9. василий

    Как мирянин Православной Церкви скажу так:чем меньше храмов,тем больше тюрем, детдомов, приютов и т.д. Мы же пожинаем, в том числе, результат безбожия прошлых лет и еще долго будем пожинать. Что касается РПЦ,то зайдите ,допустим, на сайт «Патриархия .ру» и убедитесь, насколько церковь озабочена вопросами в сфере социальной деятельности.Я думаю, не без интереса прочтете один из последних (от 16 января с.г.) документов Патриарха под названием «Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве» А отец Дмитрий не потащит за уши нерадивых родителей и великовозрастных чад к покаянию за свои «деяния». Давайте-ка начнем с себя и будем молиться за них. Ну что, Juliya, не умеем? Или трудно?

  10. свящ.Дмитрий Львов

    Дорогая Juliya! Действительно,мои комментарии редки, и что из этого? Ведь я не администратор, не редактор сайта, а просто посетитель. К тому же из другого района. И конечно,я понял, о чем Ваша речь. Но с чего Вы взяли, что в комментариях к этой конкретной статье нужно говорить на темы, которые в ней совсем не затронуты? Только потому, что этого хочется Вам? Простите, Juliya, я не вижу в этом необходимости.

  11. Juliya

    Ну тогда может быть назрела необходимость в том, чтобы открыть духовную страничку? И пробелы в области этих знаний надо бы устранять да некому.
    Церкви у нас нет, когда то еще будет новая…
    Теперь хочется сказать Василию: может я чего и не умею, за то что -то умею другое, чего вам неведомо, мое глубокое убеждение, что посещение храма для многих стало модным и престижным! Веры в таких прихожанах и на грош нет. Что скажете в этом случае? Если есть вера, не обязательно публично разбивать лоб.
    А то, что на заре советской власти храмы сносили еще не значит, что верующих истребили, просто вера сокровенна, ей не машут как флагом, а живут по заповедям и не выпячивают это при каждом удобном случае.

  12. василий

    Аще давно поэт подметил: “Смеяться над дураком и спорить с женщиной –
    одно и тоже, что черпать воду решетом.От сих троих избавь нас, Боже”.

  13. свящ.Дмитрий Львов

    Juliya,ну что Вы так остро реагируете на комментарии. Как ежик иголки распустили. Я думаю,если Вам постараться не поддаваться своим эмоциям,тогда и самой будет легче, и “обижать” никто не будет, и разговор можно вести по существу.

  14. Juliya

    Ответов нет опять, одни откаты. Насчет реагирования: по моему это называется иметь свою точку зрения и предельно ясно ее изложить.А быть женщиной – прекрасно. Если для того, чтобы ответить мне Вам необходимо прятаться за чужие третьесортные стихи, то мне искренне жаль вас, Василий, не смотря ни на что. Удачи всем!