Пыль да туман… Часть 1

Общество

А за ними скрыта все та же не решаемая  годами проблема: отсутствие дорог. А по тем, что есть, даже в зимнюю пору ездить небезопасно.

В декабре 2014 года мы с ветераном Великой Отечественной войны Н. С. Шкаредным решили устроить своеобразный автопробег по маршруту Вазюк-Маромица-Шадрино.  Николай Степанович водитель опытный – всю жизнь провел за рулем, но и в зимнюю пору чудесную, когда дороги делают не люди, а дедушка Мороз, вел свой автомобиль с большой осторожностью. Я тоже водитель со стажем, но не торопил его, не упрекал: дескать, ездить прилично разучился. Да и как было упрекать опытного шофера, если на трассах то здесь, то там торчала, как предупреждающий указательный палец, играющая, как пружина, арматура.

Едешь в Маромицу  –  можешь пропороть поддон или кузов, а то и шину проколоть, едешь из Маромицы – эта же арматурина  качает головой: видишь  ведь, проехал. Та же картина наблюдалась и на дороге от Опарино-маромицко-моломской развилки на Шадрино. Пока было светло, эти прыгающие грозные арматурины можно было разглядеть на расстоянии и если не увернуться, то аккуратно придавить, а когда мы возвращались, на землю уже легли сумерки.

Пыль да туман

Фары автомобиля красиво рисовали природу, зимний лес в такое время, как волшебник или добрый сказочник. Но нам было не до сказок. Чуть проморгал –  и авария. Николай Степанович, как старожил этих мест и дорог, успокаивал: летом эти плиты наверняка заменят. И оказался прав. 26 июня «Опаринская сорока» в информации «На дорогах ведутся работы» сообщила, что продолжается выравнивание и замена плит на автодороге Маромица-Заря. И мне так хотелось в это верить, хотя «сказок» об опаринских дорогах за последние годы мне довелось слышать и читать много. Только не всем сказкам суждено сбыться. 29 июня в комментарии читаю: «Дорогу замораживают, дорожники уезжают и щебень продали в Юрью».

Сказка первая

«День 20 августа 2013 года, – пестрили торжественные сообщения, – можно назвать знаковым для двух районов Кировской области: Опаринского и Подосиновского. Именно 20-го числа состоялся ввод в эксплуатацию отрезка дороги Скрябино-Альмеж протяженностью 14,5 км. Покрытие щебеночное, стоимость выполненных работ 461 млн. рублей. Движение по нему открыл лично губернатор Никита Юрьевич Белых. После этого с рабочей поездкой он побывал в Опаринском районе. При посещении поселка Заря губернатор посетил Моломской лесохимический завод, где планировалось наладить глубокую переработку древесины. По предварительным данным, (как оказалось, действительно, предварительным, – Н.Ш.) речь также шла… о выделении средств на ремонт дороги Альмеж-Заря-Маромица, поток транзитного транспорта по которой возрастет многократно».

Пыль да туман

В средствах массовой информации сообщалось, что проектную документацию по дороге Альмеж-Заря взялось подготовить на собственные средства руководство Моломского лесохимического завода, область  обещала выделить средства на ремонт этой трассы. Обязательства были взяты, заверения приняты, губернатор обещал взять эти вопрос под свой контроль… В  протоколе, поступившем в администрацию Опаринского района в начале сентября 2013 года, записано: «Рекомендовать органам местного самоуправления совместно с ОАО «Моломский ЛХЗ» проработать вопрос совместного сотрудничества на основе инвестиционного проекта ремонта участка дороги п. Заря – п. Альмеж и направить в правительство Кировской области предложения по возможности выделения средств областного бюджета для проведения ремонта данного участка дороги».

Сказка вторая

В августе 2014 года  (ровно через год!) врио губернатора Кировской области Никита Юрьевич Белых посетил с рабочими поездками три северных района. (Эти визиты были связаны с подготовкой к выборам губернатора Кировской области и, надо прямо сказать, носили агитационно-пропагандистский характер, – Н.Ш.). Было заявлено, что в рамках действующей в области программы дорожного строительства в 2015 году будет  завершено строительство участка Альмеж-Опарино автодороги Киров-Котлас-Архангельск.  Еще в середине 2013 года были даны заверения, что строительство дороги от Альмежа до Опарино начнется в этом, то есть 2013, году. Цена вопроса 1,2 миллиарда.  С тех пор о ремонте дороги от Зари до Альмажа ни слова, ни звука, на дела. Как будто и не было никакого протокола,  никаких поручений и рекомендаций.   Хотя в прошлогоднем сентябрьском протоколе было записано много интересного, дающего толчок развитию поселка Опарино и района в целом.

Пыль да туман

Сказка третья

Она, наверно, самая большая и самая тревожная, потому что ее пишут не только на опаринской земле. А сюжет ее таков: при проведении конкурсов-торгов по госзакупкам и на выполнение тех или иных видов работ закладывается мнимая экономия, которая впоследствии дает возможность той и другой стороне не остаться в накладе. Госчиновники отчитываются (а иные еще успевают положить себе в карман энную сумму), что за счет конкурса сэкономлены средства в такой-то сумме. Порой эти суммы поражают. И как правильно пишет в своем комментарии АЛЕКСАНДР: «Аукцион выиграла московская компания «Интердорстрой», которая предложила выполнить работы за 916,6 млн. То есть дорожный комитет сэкономил 338,4 млн. рублей… Если снижение от максимальной цены контракта составляет более 25%, то ни один банк не дает банковской гарантии под обеспечение контракта  (у банкиров такое снижение негласно считается мошенничеством)». У банкиров – это мошенничество, у госчиновников – нет, потому что они распоряжаются государственной казной, деньгами налогоплательщиков.

Схема такой комбинации проста: поставщик или подрядчик  получает возможность в ходе реализации или в ходе освоения средств ставить условия –  при заключении договора были допущены определенные просчеты: не учли грунты, применили не те коэффициенты, стоимость материалов подскочила и так далее. Значит, затраты возросли и их заказчик должен оплатить в полном объеме. Нет средств, нет и работы. И уже тот факт, что рабочие-строители дороги с сентября 2014 года не получают зарплату, должен был озаботить куратора этого строительства –  дорожный комитет области. Но сложившаяся на этом объекте ситуация: компания распродает активы, чтобы расплатиться по долгам, контракт с ней заканчивается в ноябре 2015 года, когда и должна была быть сдана дорога Альмеж-Опарино в эксплуатацию. Но дорожный комитет… «не намерен расторгать с ней договор». Так его и расторгать не надо, в ноябре закончится срок его действия и он потеряет юридическую силу.

В связи с этим вспомнил «мученическое» строительство двух многоэтажных домов для ветеранов войны на Ленинградском проспекте в Архангельске. В каждом по 197 квартир. Их начали возводить еще в бытность предыдущего губернатора области И.Ф.Михальчука. По велению президента его сменил И.А.Орлов и с первых шагов взялся достраивать эти многострадальные новостройки: его инспекторские проверки не дали желаемого результата, стройка затянулась на четыре года, к этому времени многие будущие новоселы умерли, на объекте сменилось три подрядчика. Только одна фирма ООО «Асфарма» дважды получила деньги за одни и те же работы. Вот оно, мошенничество от экономии. Сегодня такая же картина складывается на строительстве участка дороги Альмеж – Опарино. Вот вам и экономия! Новый договор потребует новых бюджетных вложений.  Как установили компетентные органы, на строительстве ветеранских домов в Архангельске было похищено 23 млн. рублей. Сколько их ушло и еще уйдет налево с будущей трассы?

Дом «обмануть», конечно, труднее, здесь, как говорят, все на виду. Но ведь откуда-то наскребли подрядчики в карман 23 миллиона?! Применительно к строительству дорог все значительно проще. Здесь экономия не на виду. Она в земле произрастает. При выравнивании полотна убрал поменьше природного  грунта, сэкономил на первом слое – отсыпке песком, то же и с гравием или щебнем и т.д. На грунтовой дороге никто ведь не вырубает, как в асфальте, контрольные кубики. А еще один, хорошо отработанный прием   «добычи» экономии при строительстве дорог –  «незаметное»  сужение рабочей полосы. Даже при проверке строительства Московской окружной дороги подрядчики ухитрились за счет сэкономленных сантиметров положить себе в карман сотни миллионов рублей. И это в столице, что уж говорить о провинции, где никто никогда не измеряет ширину дорожного полотна. В глубинке оценка одна – можно поехать, и ладно!

Сказка четвертая

Она, как вы сами понимаете, начинается с конкретных цифр. В нашем случае они выглядят так. На аукцион выставлена дорога проектной стоимостью в 1.255.597.673 рубля. И когда на торгах подрядчик, чтобы заинтересовать заказчика и выиграть аукцион, снижает стоимость работ на 338.4 миллиона, у госорганов сразу должны возникнуть подозрение:  или проектная смета выполнена недобросовестно и в нее заложены не существующие затраты, что мы наблюдаем на многих объектах нашей необъятной России, так как эти самые сметы сегодня «лепят» частные фирмы, которые получают за работу не от качества, а от стоимости проекта; или подрядчик заранее рассчитал свой маневр и ведет себя после заключения договора соответствующим образом.

Уже тот факт, что к апрелю 2015 года отставание от сроков контракта составило 42% (было недоосвоено 293,9 млн. рублей) требовало от дорожного комитета области принятия по отношению к подрядчику – московской кампании «Интердорстрой» действенных мер, в том числе и штрафных санкций за срыв сроков строительства. Вместо этого принимаются ссылки на сложные климатические условия, переувлажненные грунты, ошибки с экономикой. А если так, подрядчик продолжает «писать» свою сказку, которая никогда не станет былью.

Сказка пятая

Она еще не написана, так как к ремонту дороги Заря – Альмеж пока никто не приступал. Зато жители поселка Заря часто напоминают чиновникам, что свои заверения пора подкрепить делом, проявлять больше напора и рабочего характера при отстаивании интересов жителей Опаринского района в кабинетах  правительства Кировской области, не стесняться постучать в дверь губернатора.

Да и депутатам районной Думы пора подключиться к решению этого затяжного вопроса. В ее составе есть люди с опытом такой работы – два бывших руководителя района В.В.Наволоцкий и М.П.Седельников. Почему бы им, используя наработанные в прошлые годы рабочие связи в коридорах власти, не подключиться к реализации намеченного ремонта дороги Заря – Альмеж?  Тем более, что к этому есть все предпосылки, а значит, и возможности. При рассмотрении бюджета Кировской области на 2015 год отмечалось, что, как и прежде, много денег уйдет на региональный дорожный фонд – 3 миллиарда 779 млн. рублей. Главной статей расходов станет содержание и ремонт дорог.

«Я обращаюсь к депутатскому корпусу, – говорил при этом губернатор Н.Ю.Белых. – У нас все являются большими специалистами, как сформировать дополнительные расходы бюджета. То, что мы должны законодательно, мы выполним. То, что касается фантазий – нет».

Но разбитая дорога Заря – Маромица не фантазия, она отрезала жители бывшего индустриального поселка от железной дороги, т.е. от цивилизации. Дорога Заря – Альмеж – обещана людям губернатором. Кто бы напомнил ему об этом? А пока водители не берется работать на этом маршруте. И движения вперед не видно.

Может везде так? К счастью, нет. Я уже писал, что руководство Лузского района вошло в областную программу по строительству и ремонту дорог и получило на 2014 год 80 млн. рублей. Так же активно «шустрят» соседи из Подосиновского района. В 2014 году на дороги этому району было выделено из бюджета области 67880 тысяч рублей. В этот объем финансирования вошли работы, связанные с мостовыми переходами. А мосты в Опаринском районе давно не выдерживают никакой критики – просто рушатся. Как проинформировал депутатов глава района Л.И.Ершов в своем отчете: на содержание и ремонт автодорог общего пользования местного значения в 2014 году было направлено порядка 16,5 миллиона рублей. Несопоставимые показатели!

Николай  Шкаредный.

На снимках:

  • наша машина на перекрестке дорог Опарино-Маромица-Молома-Шадрино;
  • ленточку разрезает губернатор Н.Ю.Белых;
  • глава Лузского района С.Н.Зайцев на приемке очередного моста через реки района. 2014 год.

Окончание следует…

Добавить комментарий

  1. golubev_sergej

    Николай Николаевич,так Россия всегда была “сказочной” страной.

  2. земля

    Никому уже не нужны ни люди, ни дороги.Как живут люди в селах всем властям плевать, лишь бы себе карманы набить.Почему правительство страны позволяет!? В Заре живем как в тундре не знаешь как уехать и вернутся.

  3. vlvitalich

    Не паникуйте ,господа. Вы же сейчас не товарищи, чего хотели то и получили. Свобода ,гласность ,а всё началось с перестройки…

  4. Николай

    спецом коменты отключили

  5. Татьяна Тунгусова

    Никто ничего не отключал, господа.

  6. СТАЛИН

    сайт бывает глючит,выдает математическую ошибку при правильном ответе из за этого и не добавляются коммм

  7. Наблюдатель

    Дорог в Опаринском районе не было и не будет.

  8. О Л

    Людей вот только жалко. Жить там становиться невозможно.

  9. golubev_sergej

    VLVITALICH -а нас с тобой не спросили.И народ тоже.Просто к власти пришла продажная американская с………………………………….

  10. vlvitalich

    Молодец Сергей,правильной дорогой идёте товарищ.

  11. Иван

    Во многом действительность зависит от местных властей,а посему пока у руля Ершовы и Береснев толку не будет.

  12. zaria43

    Респект Шкаредному Н.Н.,всю дорожную многолетнюю канитель подробно раскрыл и, главные причины указал.Больше 40 лет люди и предприятия гробят свою технику и просвета не видно, не зря в районе говорят, что Опаринский район это задница, а Заря в ней дыра. Губернаторы коммунисты, а теперь оппозиционер Белых треплют языком как овечьим хвостиком, а наш Ершов и трепаться даже не умеет, экономика дохнет, а ведь это центральная Россия – позор!

  13. Viktor

    Люди кто ездил в Молому, от 20-км до села что творится все плиты волнами, резерв размешен, колеи глубже полколена , в местах где вывозят лес даже плит не видно одна сплошная каша особенно в дожди . Не кому нет дела до этой дороги, эти лесорубы остатки разобьют деньги срубят и укатят. А люди останутся не с чем.