Ученые Института русской литературы Пушкинский дом г. Санкт-Петербурга Российской Академии наук нынешним летом во второй раз побывали в нашем районе.
Андрей Николаевич Власов – заведующий отделом русского фольклора.
Он рассказал, что более десяти лет институтом реализуется программа, которая называется «Свод русского фольклора». Это попытка издания всех образцов народного поэтического творчества. На данный момент издано уже пять томов.
Сотрудники ведут сбор материалов в «полевых» условиях, выезжая в отдаленные уголки России и записывая то, что сохранилось в памяти людей.
Чтобы представить масштабы проекта, достаточно сказать, что в Институте хранятся образцы устного народного творчества со всей России, не только русского народа, но и других национальностей. Это музыкальный и звуковой фольклор.
«Мы подошли к тому, чтобы издать собрание национальных памятников фольклора, – рассказал Андрей Николаевич. – За этот проект и взялся наш отдел».
«Чем привлекли вас Вятский край и Опаринский район в частности?»
«Я посещаю все музеи районного масштаба, просматриваю записи местных краеведов, если таковые есть. Мы их копируем, чтобы включить в этот свод. Ни Опаринский, ни Мурашинский районы в плане пока не стоят – мы пока работаем с материалом, собранным в Архангельской области. Но свод в целом создается по региональной методике. Поэтому мы предварительно объезжаем районы и округа, где были зафиксированы какие-то традиции, обычаи, в надежде отыскать что-то интересное.
Вторая идея подобных экспедиций – найти на местах потенциальных партнеров. То есть, тех, кто помог бы в поисковой работе. По масштабам проекта нас все же очень мало.
Кроме того, мы создаем и другой масштабный проект – национальный звуковой депозитарий. Со временем он будет выложен в Интернете, и тот, кто захочет познакомиться с живым песенным звуком, той или иной традицией, сможет это сделать».
«Поскольку мы встретились на дне деревни Стрельской, что конкретно вы хотели бы здесь найти?»
«В этой вятской глубинке мы хотим узнать, что осталось от живого фольклорного звука, и записать это. Только что мы слушали и записывали ансамбль «Сударушка».
Андрей Николаевич переадресовал меня к Екатерине Анатольевне Дороховой, музыковеду, кандидату искусствоведения, которая входит в состав Российского фольклорного союза.
Ей слово:
«В сентябре прошлого года мы приехали в Мураши, если так можно выразиться, на разведку, чтобы разработать планы будущих экспедиций. У нас был короткий выезд в Опарино. Здесь мы узнали, что есть деревня Стрельская, где бабушки поют. Захотелось послушать.
Что для меня было интересно? Сельские певицы становятся все моложе. Если в начале своей экспедиционной работы я записывала исполнительниц 1890-1900 годов рождения, то сейчас это 30-40 годы. Их юность пришлась на послевоенное время. Они в принципе не могли застать глубокую старину. Но, тем не менее, очень многое они помнят и смогли нам спеть не только песни, которые сопровождали быт довоенной деревни, но и более старые. В частности, групповые свадебные причитания. Это очень древний жанр, который почти везде уже исчез. Отрадно, что здесь он сохранился, пусть в несколько деформированном временем и обстоятельствами виде. Но представление получить можно.
Данные записи пригодны и для научной работы, и для практического освоения. Они сохранились благодаря тому, что существовал клубный коллектив. Иногда говорят, что в клубе только все портят. Но все зависит от того, кто ведет клубную работу. Если бабушек не переучивают, а дают делать то, что они делают, организуют, как в Стрельской, то звучат и старинные песни, и традиционная хореография сохранена – ее мы тоже записали.
В здешнем клубе прекрасные работники. Не изменяя, не модернизируя, они сохраняют и передают молодому поколению народные традиции».
Андрей Николаевич: «Наша задача – не просто популяризировать народное творчество, это еще и методические подсказки – в каком направлении работать. Слово «развитие» применительно к данной теме неприемлемо и даже пугает. Мы хотим подсказать правильный подход к данному материалу – без ущерба как для него, так и для психологии людей, которые хранят его и которые его воспринимают.
Был период, когда считалось что народное – синоним отсталости, поднимать его не нужно. Наша задача – не впасть в другую крайность и не заставить всех ходить в лаптях. Мы стремимся сохранить фольклор как нашу национальную гордость, как национальное достояние».
Беседовала Татьяна Тунгусова.